сон и два пробуждения

Mar 12, 2019 17:40

Даю ссылку на свой «доклад» в клубе театра «Около».
Но вот, что интересно. Схематически реконструируя в нем типологию состояний сознания по Шифферсу (из его лекции о самоубийстве ), я, оказывается, воспроизвел то, что обсуждал 11 лет тому назад в связи с переводимой тогда книгой Шуфрина о Клименте Александрийском ( Read more... )

самоубийство, сон, пробуждение, Климент Александрийский, знание о смерти, Шифферс

Leave a comment

sadovnica March 13 2019, 09:24:37 UTC
У Вас тут много разного, но я хочу точечно откликнуться на то, что «современная культура вытесняет...» Я встречала эту мысль и как-то всегда соглашалась, а сегодня вдруг возник вопрос - а в чем, собственно, принципиальное отличие с тем, как было раньше? Наши предки отграничивались гораздо четче. Да, человек умирал дома, а не в больнице. Но тогда и все происходило дома - и рождение, и свадьба (после венчания в церкви, разумеется), хлеб пекли дома, в конце концов. А по поводу смерти как раз было очень много обрядов, которые были призваны не допустить пересечения границы жизни-смерти с той стороны. Все эти еловые ветви, которыми устилают дорогу к кладбищу, одаривание деревьев по дороге на кладбище и проч. Это я к чему? Я не понимаю, в чем принципиальная новизна отношения к смерти. Ее и раньше ого-го как боялись и вытесняли :)

Reply

gignomai March 13 2019, 10:12:49 UTC
Спасибо, задумался...
Но ведь, смотрите, во-первых, у границы две стороны. Вы пишете про обряды, призванные "не допустить пересечения границы жизни-смерти с той стороны". А я больше про проводы "туда".
Потом, все, что раньше было связано со смертью, все эти обереги, они не убирали смерть из поля зрения. Страх был, и он - вещь вполне оправданная, но его не вытесняли, нет. Эти еловые ветки, скорее, напоминали о том, чего боялись.
Ну и, наконец, это все-таки не совсем, наверно, христианские обряды. Они - в той типологии, которую я вычитал из этих текстов, где-то на предпоследнем уровне пробужденности.
По-христиански же готовили себе заранее гроб и смертную рубаху. То и другое на виду было.
А монахи-схимники так и вовсе в гробу спали...

У Таньги, кстати, запись была об этом: https://otgovorki.livejournal.com/55360.html

Reply

sadovnica March 13 2019, 11:19:54 UTC
Да, спасибо.

Reply

tugodum March 14 2019, 03:12:46 UTC
о том, что изменилось (и как менялось), есть классическое исследование. мог ли Шифферс быть с ним знаком?

Reply

sadovnica March 14 2019, 06:28:04 UTC
Спасибо!

Reply

gignomai March 14 2019, 08:51:53 UTC
В его библиотеке я не нашел этой книги.

Reply

p.s. tugodum March 14 2019, 04:13:07 UTC
не могу удержаться, чтобы не привести выразительную цитату ( ... )

Reply

Re: p.s. gignomai March 14 2019, 11:37:10 UTC
А это - Н.С.Лесков (отсюда - https://otgovorki.livejournal.com/55110.html):

В реализме "Смерти Ивана Ильича" самое "страшное" едва ли заключается в том, на что указывают.
...не оценено то, что из всего реально выставленого автором есть самое ужасное. Всего ужаснее в этой истории едва ли не безучастие так называемых образованных людей русского общества к несчастию, происходящему в знакомом семействе. Люди не только совсем потеряли уменье оказать участливость к больному и его семейным, но они даже не почитаютэто за нужное, да и не знают, как к этому приступить и чем тронуться. Не будь у них слуг для посылки "узнать о здоровье", не будь панихид, при которых можно "сделать визит умершему", - все знакомые решительно не знали бы, чем показать, что усопший был им знаком и что они хотя сколько-нибудь соболезнуют о горе, постигшем знакомое семейство ( ... )

Reply


Leave a comment

Up