Философский Лексикон Гогоцкого про Аристотеля и Платона

Apr 03, 2007 10:49

Вот что и как пишет Сильвестр Сильвестрович Гогоцкий (см. о нем http://www.rulex.ru/01040236.htm) в статье "Аристотель" своего "Ф.Л." (1859): "Полагая, сходно с Платоном, предметом философии существо вещей или истинно сущее, Аристотель расходится с ним в самом понятии об этом существе и о способе философского познания У Платона сущность вещей, истинное, действительное бытие обитает как бы вне явлений, в царстве вечных и неизменных идей; по Аристотелю, сущность вещей заключается в самих явлениях, в индивидуальных вещах; исследуя эти явления, наука составляет общие понятия, устанавливает начала и чрез сочетания их образует свои теории и доказательства. По Платону, явления имеют отрицательное отношение к идее, т.е. затемняют ее; по Аристотелю, всякое явление, каждое индивидуальное существо проникнуто идеей и служит живым ее выражением. Платон мало обращал внимания на объяснение самых явлений идеями; предмет его философии - мир идеальный. И Аристотель утверждает, что предмет философии есть общая сущность вещей, их первые причины и цели; тно вместе с тем он дает ей и другую, дальнейшую задачу, которая состоит в объяснении, в доказательстве явления из общих начал, законов и понятий (); наука начинает свой ход с общего, но потом постепенно нисходит до необъятной массы частного или явлений. Наконец, у Платона философия, по своему объему, есть совокупность умственного и нравственного совершенства и отличается от всякой другой деятельности нашего духа; Аристотель же отделяет философию, как теоретическую деятельность, от нравственной жизни и, взамен того, сближает ее со всеми опытными исследованиями" (т. 1, с. 167).
Аминь. Мне кажется, что здесь названы три главных пункта расхождения между двумя греками, в которых христианская мысль делала между ними выбор. Во внимании к эйдосу и логосу, к осмысленной сущности мира они едины. Но:
1. "По Платону, явления имеют отрицательное отношение к идее, т.е. затемняют ее; по Аристотелю, всякое явление, каждое индивидуальное существо проникнуто идеей и служит живым ее выражением". Преодоление платонизма в христианстве имело своим союзником Аристотеля.
2. "У Платона сущность вещей, истинное, действительное бытие обитает как бы вне явлений, в царстве вечных и неизменных идей; по Аристотелю, сущность вещей заключается в самих явлениях, в индивидуальных вещах; исследуя эти явления, наука составляет общие понятия, устанавливает начала и чрез сочетания их образует свои теории и доказательства". Через посредство неоплатонизма платоновское "царство идей" было переосмыслено как "божественные замыслы" о мире, "логосы сущих", образы совершенства, по которым тварь творима и к восстановлению в себе которых призываема. Аристотель в этом расхождении тянет, хоть и не с полной очевидностью, в сторону противоположную, "долу".
3. "Наконец, у Платона философия, по своему объему, есть совокупность умственного и нравственного совершенства и отличается от всякой другой деятельности нашего духа; Аристотель же отделяет философию, как теоретическую деятельность, от нравственной жизни и, взамен того, сближает ее со всеми опытными исследованиями". Аристотель - первый философ современного типа, родоначальник "демократического" типа философствования, когда не важно сукин ты сын или святой - главное, чтобы были мощны твои (самостоятельно найденные или усвоенные) мыслительные средства.

Платон, явление, идея, сущность, философия, /humanitor, Аристотель

Previous post Next post
Up