Метафизика: абсолютное и относительное

Mar 23, 2007 20:49

Перед тем, как уйти из журнала дней на десять, выскажу еще догадку.
Для Аристотеля имеет важнейшее значение различие между абсолютным (ἁπλῶς) и относительным (πρός τι, букв. "к чему-то"). Ну например, в начале 11 главы пятой книги - о том, что "первее" - он пишет, что предшествующее таков, потому что оно ближе к некоторому началу, определенному либо безусловно и от природы (ἁπλῶς καὶ τῇ φύσει), либо в отношении чего-то, где-то и кем-то (πρός τι ἣ ποὺ ἣ ὑπό τινων). Причем, очевидно же, что то, что абсолютно, но абсолютно уже не потому, что кто-то принял его за абсолютное, а, так сказать, "абсолютно абсолютно".
Для сознания Нового времени такое немыслимо. Даже Бог есть, потому что я в него верю, убедил себя в том, что Он есть. Ну и мир, само собой, тоже. А. же еще "онтологист", для него осмыслено "на самом деле".
Но - и в этом, как сейчас говорят, "фишка" - он эту абсолютность вставляет в рамку мыслимого. И тем самым - в этом и состоит моя догадка - запускает медленно, но верно разворачивающийся процесс релятивизации, который через все критики и трансцендентализации пришел к постмодерну.
Вот еще один аспект этого. В недавно купленной и просмотренной книжке А.Савельева про историю идеи "универсальной грамматики" я прочитал, как А. иронизировал над пифагорейскими спекуляциями о буквах и числах (как несущих в себе знание о мире). Смысл иронии нам вполне ясен: с чего бы придавать исключительное значение вот этому алфавиту и этой системе чисел (даже если они исторически древнейшие)? Ведь могло бы быть - мыслимо - и иначе! Это ведь все то же испытание бытия на мыслимость, трасцендентальный подход, который "расколдовывает" мир каким он нам явлен.

онтологизм, Аристотеля Метафизика, мыслимость, абсолютное, релятивизм, Аристотель, относительное

Previous post Next post
Up