Это к "
сугубо великопостному".
Отклик велик - зацепило. Но понимают (по моей, конечно, вине: задирист и невнятен) во многом неверно. Потому разъясняю. Мне две мысли хотелось высказать.
1. Молитва и ритуал - это, думаю, основа основ. Притом это, в сущности, одно и то же - так я вижу. Можно посмотреть, как я в предыдущем посте написал, и на все ритуалы, и на все священные предметы как на особую форму молитвенного обращения к Богу (в ответах на комменты много иллюстраций тому привожу). А можно и на саму молитву посмотреть как на ритуал. И не только потому, что она сопровождается жестами, даже и безмолвная молитва при полной бездвижнолсти молящегося - действие, этим все сказано.
Важно, что то и другое, все это, единое, обращено к Богу, есть форма богообщения.
Но, раздвигая рамки еще шире, чтобы ничего из сутевого не упустить, я скажу, что к молитве-ритуалу относится всё, что не делается с опорой на свои силы и силы других людей. Тут, впрочем, еще более тонкое придется деление провести - с выделением того аспекта, той составляющей всякого действия, которая такова, не "своесильная".
Второе измерение молитвы-ритуала - это не прагматизм. Как же, а молитвы о даровании хлеба, здоровья и прочих благ? Это тот аспект темы, на который уважаемый
osyotr всё напирал: св. отцы, мол, осуждают корыстную молитву, требуют только духовной - об избавлении от греха. Мне кажется, он не прав, уплощает вопрос. Молитва осмысленна, только если она о том, что молящийся видит и переживает как нужное, необходимое. А одухотворение молитвы, к которому отцы призывают "продвинутых" молитвенников, состоит, думаю, во все большем уяснении подлинно ценного. Хлеб и здоровье, чтобы Божье "задание" (в меру осознаности) исполнять - это уже шаг на пути одухотворения корыстной молитвы.
На всё искусство можно без насилия посмотреть как на молитву (поэзия) и ритуал (танец), каковыми они и были в истоке. Но тоже в приципе можно сказать и о науке, и о технике. Точнее, о непрагматичных составляющих этих деятельностей.
2. Мысль моя была вовсе не в том, что нужно непременно верить в "песочек", и не в том даже, что, как сформулировал
mikhail_bar, либо "песочек", либо атеизм. Я всецело за то, чтобы не отключать от решения свой ум или чем там еще мы располагаем. Но вот есть реальная проблема: где провести границу. Самому решать во всяком случае неизбежно, даже уважаемый
kiprian_sh, сам решает, что слушать надо св. отцов, а свояченница моя, едва ли сведующая в патристике, сама решает, что слушать надо батюшку. Вопрос-то, простите за выражение, методологический: каковы критерии? Упомянутый уже
mikhail_bar напомнил мне, что это часть вопроса о том, как примирить традиционную веру, выраженную в понятиях давно ушедших эпох, с современным сознанием, и что над ним бились философы и богословы со времен Канта. Да и сам
mikhail_bar написал уже дюжину статей на эту тему и за свою жизнь, как он сам признается, несколько раз сменил позицию. Но, как я понял, ответа, могущего рассчитывать на общеубедительность так и не не нашел.
А решать-то каждому,
что делать и как молиться, надо сейчас. Каждый и решает по уму и по совести (интуиции). С расчетом на милосердие Божие в случае ошибки.
Господи, прости и помилуй!