Как в один голос утверждают Хайдеггер и народная мудрость, смысл предмета лучше всего познается из его отрицания, осознанного отсутствия.
Вот я и задумался о смысле о смысле Религии и Церкви, вглядываясь в то, как испаряется эта материя.
Ведь что такое Религия-Церковь? Это молитва и ритуал. Причем достаточно, думаю, и одного слова: молитва. Ритуал - это молитва действиями, движениями и жестами. Священные предметы, sacra - иконы, сосуды, облачения, мощи, храмы и алтари, посты и праздники - все это аккумулированные молитвы. По молитвам чудотворны иконы и спасительны священнодействия, не иначе.
И вот еще - важнейшее: по коллективной молитве, живых и мертвых. В именовании Бога живым - главный смысл, так мне думается, это то, что Он отвечает на молитвы и ждет их. Молитвы Богородице и святым - о том, чтобы они, посредники, в свою очередь молились о нас. Церковь, ekklesia - молитвенное собрание. Живых и мертвых.
Почему я начал с отрицания? А потому что очевидна тенденция - десакрализация. Она выглядит вполне здравой (шутники даже бомо придумали: "православие головного мозга", ПГМ), когда речь, допустим, о "песочке с могилки Матроны Московской", не хочется в компании кликуш быть. Да и в очереди к Поясу Богородицы или мощам свт. Николая Мирликийского... Да и в церкви службу выстаивать, поститься по большим постам и уж тем более по средам и пятницам...
Но, смотрите, неясно ведь, где провести границу. Если признавать действенность Церкви как многопоколенной и вселенской молитвы, то, может быть, и соскребыш от костей святого по его молитвам целителен. И щепочка от Креста Господня. И святая вода. И "середа и пяток". А иначе, если додумать тенденцию (сохраняя в душе потребность в чем-то горнем, небесном, что можно и Богом назвать), то во всем этом нужно видеть только воспоминание, волнение индивидуальной души. Тогда и молитва - только для приведения себя в правильное чувство. И Евхаристия - воспоминание о покойном Учителе.
Но и Бог тогда - это что-то эфирное, пар такой в душе...
Прости, Господи, и помилуй!