Сын Человеческий

Jul 13, 2009 07:29

Это очередная часть цикла об историческом Исусе. См., также, здесь.

Самое раннее известное нам апокалиптическое писание - это одна из книг Танаха/Ветхого Завета - книга Даниила ( или Даниэля), которую религиозные евреи и христиане датируют шестым веком до нашей эры, а учёные - 167 годом до н.э.
В этой книге излагается целый ряд апокалиптических видений, которые случились Даниилу. В одном из них он описывает, как из моря, один за другим, выходят ужасные звери, один страшнее другого. Но в кульминационный момент на сцене появляется кто-то другой:

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями1 и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его--владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

Словосочетание, которое здесь употреблено как "Сын человеческий" - בַר אֱנָשׁ (бар энош), это арамеизированный вариант эквивалентных ивритских понятий бен энош и бен адам, дословно - сын человеческий, что означает просто "человек".2 Но здесь мы явно имеем дело с противопоставлением: этот человек противопоставляется ранее упомянутым жутким зверям.
Интересно, что происходит у Даниила дальше:

Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих.
Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.
Об этом он сказал: зверь четвертый--четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее.
А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени.
Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца.
Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство--царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему.

Учёные убеждены, что в выделенных строках речь идёт об Антиохе Епифане.

Какое же всё это имеет отношение к Исусу? У Исуса тоже часто фигурирует Сын Человеческий - одно из самых часто употребляемых им понятий во всех Евангелиях. Христианские интерпретации неизменно относят это сочетание к нему самому. Учёные подмечают, что в некоторых случаях оно, очевидно, означает не более, чем "человек". Но чаще, в самом деле, явно относится к мессианской фигуре - очевидная аллюзия к употреблению этого выражения у Даниила. Имеет ли он в виду себя или кого-то другого - далеко не всегда очевидно в контексте, но ясно что речь идёт о Божественном посланнике, чей приход ознаменует начало нового этапа, нового мира.

Апокалиптические взгляды Исуса представлены в четырёх более ранних и независимых евангельских источниках: Марк, Q, M и L. Согласно им, придёт судья, Сын Человеческий; он придёт скоро и внезапно; он вознаградит праведников, остальным же это ничего хорошего не предвещает.

Марк
Кто постыдится Меня и Моих слов в этом безбожном и грешном поколении, того и Сын Человеческий постыдится, когда вернется в славе своего Отца со святыми ангелами. Говорю вам истину: некоторые из стоящих здесь не умрут, пока не увидят, что Божье Царство пришло в силе. (Марк 8:38-9:1)

Но в те дни, после тех бедствий, "солнце померкнет, и луна перестанет светить; звезды будут падать с неба, и небесные силы содрогнутся". Тогда люди увидят Сына Человеческого, идущего по облакам с великой силой и славой. Он пошлет ангелов и соберет своих избранных с четырех сторон света, от края земли до края неба. Говорю вам истину: еще не исчезнет это поколение, как все это случится. (Марк 13:24-27,30)

Q
Как было в дни Ноя, так будет и в дни Сына Человеческого. Люди ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как Ной вошел в ковчег. Потом пришел потоп и всех их уничтожил. То же самое было и в дни Лота. Люди ели и пили, покупали и продавали, сажали и строили. Но в день, когда Лот покинул Содом, с неба пролились дождем огонь и сера и всех их уничтожили. Так же будет и в день, когда явится Сын Человеческий. (Лука 17:26-30, ср Мат 24)

Вы тоже должны быть готовы, потому что Сын Человеческий придет тогда, когда не ожидаете. (Лука 12:40, Мат 24:44)

M
Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира. Сын Человеческий пошлет своих ангелов, и они удалят из Его Царства все, что ведет ко греху, и всех, делающих злое. Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов. А праведники тогда будут сиять, как солнце в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышат. (Мат 13:40-43)

L
Смотрите, чтобы ваши сердца не были отягощены разгулом, пьянством и житейскими заботами и чтобы этот день не застиг вас врасплох, как западня, потому что он обрушится на всех людей, живущих по всей земле. Будьте всегда на страже и молитесь, чтобы вам оказаться в силах избежать всех этих бедствий и предстать перед Сыном Человеческим. (Лука 21:34-36)

Как всё это соотносится с четырьмя критериями? Мы видим несколько ранних независимых источников, свидетельствующих о том, что Исусово учение было апокалиптическим. Больше того, процитированное выше - это лишь малая толика свидетельств, которые существуют в Евангелиях и в Новом Завете в целом. Это прекрасно сочетается с историческим и религиозным контекстом - учения такого рода были популярны в той религии, в том народе, в том месте, в то время - пророки с такими посланиями были в непосредственно предшествующие и непосредственно последующие поколения. То есть удовлетворяет четвёртому критерию. Как мы увидим в дальнейшем, и третьему критерию это удовлетворяет вполне однозначным образом.

Две вещи бросаются в глаза: 1) Исус предсказывает, что всё это произойдёт очень скоро, в его поколении 2) эти центральные идеи учения Исуса не являются центральными идеями христианства.
Как можно догадаться, между этими двумя фактами имеется связь.

1 Т.е. к Всевышнему.
2 Выражение "бен адам" (сын человеческий) в современном иврите является наиболее общепринятым способом выражения понятия "человек".

hist_jesus

Up