Для начала цитата известного деятеля культуры и искусства: "Кочи - российские суда, полностью отвечали всем требованиям, которые предъявлялись в Европе к океанскому кораблю: с килем, палубой, фальшбортом, двумя мачтами, системой парусов. Эти суда могли выходить в открытый океан. Размерами кочи были ничуть не меньше каравелл, на которых Колумб
(
Read more... )
Comments 72
Reply
Reply
Многие «нововведения» Петра к тому же были чисто механическим перенесением на российскую почву европейских реалий. Так обстояло с поморскими судами - как-то, побывав на русском Севере, Петр усмотрел «старомодные» корабли и строжайшим указом повелел строить новые исключительно на «голландский» манер. Однако в том-то и загвоздка, что поморские корабли испокон веков предназначались для плавания во льдах, а потому имели особое, только им присущее строение корпуса - как шведские и норвежские (и прославившийся впоследствии «Фрам» Нансена). А голландские корабли служили исключительно для плавания по теплым морям, где нет льда. Но, как легко понять, перечить Петру никто не осмелился - и гораздо более подходящие для плавания в Ледовитом океане корабли стали ломать. Хотя в Швеции и Норвегии суда такого типа, конечно же, сохранились на все последующие времена… (с) Тайны Смутного времени.
Reply
Reply
Впрочем. к Северо-Восточному проходу все Романовы испытывали какую-то странную нелюбовь. Еще дедушка Петра запретил Мангазейский морской ход (для которого кочи как раз были самое то).
Reply
Reply
Это если касаться Великой Северной Экспедиции.
Если рассматривать зверобойный промысел, то размер коча опять же практически оптимален для обеспечения равномерной нагрузки на популяцию промыслового зверя.
Потому что вообще-то более крупные суда - лодьи в Поморье строить умели.
Но вот их как раз "новоманерные" галиоты и шхуны вытеснили очень быстро. По-моему к середине XVIII века. Потому что в этой нише гладкая общивка и более совершенное парусное вооружение давали ощутимые преимущества.
А малые суда обшивали внакрой ещё и в эпоху стальных кораблей. Стандартные шестерки и четверки советского ВМФ в ещё начале 80-х годов были обшиты накрой.
Reply
Reply
Если "внахлёст", даже порты нельзя прорезать, прочность станет уже совсем ниже плинтуса.
Эта технология, кстати, характерна для Севера и от неё все в результате отказались.
Суда с мелкой осадкой и пологим днищем хороши для пиратских набегов и всякое такое.
Reply
при этом ни одного упоминания похода русских на Грумант и вообще этого слова в документах до 1702 года науке не известно. И только в 1702 группа русских стажеров отправилась туда из амстердама на голландском корабле, о чем пишет в своем письме К. Крюйс.
Reply
очно?
вроде о плаваниях поморов на Грумант говорится как об общеизвестном факте?
Reply
Reply
а есть идеи - почему поморы не плавали до 18-го века и активно начали плавать после?
и вообще - на Шпицбергене какая-то археология 17-го и ранее веков (и вообще - хоть какие-то раскопки) есть?
Reply
Reply
Leave a comment