0.
Часть 1. Холодное слово «Каланегир»
Поднимая тучи пыли, наши машины мчатся по Чуйской степи - мы движемся по направлению к Плато Укок. Сейчас мы находимся там, где кончился асфальт. Все дальше и дальше от нас Южно-Чуйский хребет со своими вечно заснеженными вершинами.
1.
Фото Дмитрия Борисова
2.
Фото Дмитрия Борисова
Ненадолго задержавшись у Чуйского Стоунхенджа, повстречали проезжающих мимо пограничников. Те очень сильно удивились, узнав, куда мы направляемся: в любой момент может испортиться погода и пойти снег, и нам тогда будет очень непросто выбраться из тех краев. Но мы уперто движемся только вперед. После погранзаставы «Солонешное» начинается погранзона и уже совсем скоро - российско-казахско-китайско-монгольская граница.
3.
4.
Но вот позади и Чуйская степь - мы едем по высокогорной тундре в окружении безлесых гор, больше похожих на холмы, будто покрытых плюшевой накидкой. Множество оттенков желто-коричнево-болотно-терракотового цвета переливаются из одного в другой.
5.
Дорога петляет, повторяя изгибы, судя по всему, хребта Жумалыкыр. Вспоминая тот путь, у меня голова кружится, как от карусели - вверх-вниз, направо-налево, с поворотом и прискоком, через ямки, ямы и колдобины, через небольшие и побольше ручьи. От укачивания меня спасли роскошные пейзажи: я отвлекалась от своего неважного самочувствия, любуясь окружившими нас красотами. К вечеру мы переехали мостик через реку Каланегир и стали лагерем на ее берегу.
Какой же тогда был холод, настоящий дубак! Другого слова я не могу подобрать! Ветер буквально валил с ног, «стены» палаток лежали на земле. Пока наши организаторы занимались хозяйственными хлопотами, мы поднялись на верх холма в надежде поймать последние лучи закатного солнца. Солнца сквозь сплошную облачность, конечно, мы так и не увидели, зато согрелись, чему, безусловно, способствовал и горячительный напиток, нашедшийся в закромах у Димы Борисова.
6.
Даже не представляю, как Ксю смогла в таких условиях ужин приготовить! Не помню, как под порывы и завывание ветра мы умудрились поужинать. Одно только помню точно - ни вечером, ни утром на следующий день мне даже в голову не пришло искупаться в Каланегире. Умыться - и то я заставила себя с трудом!
7.
Смотрю сейчас на фотокарточки того путешествия в сентябре 2009 года и ощущаю порывы ураганного ветра, вижу свинцовые тучи, угрюмую реку, бешено клокочущую на перекатах… Бррр, до сих пор неуютно!
Часть 2. Джумалинские ключи
На следующий день мы добрались до Джумалинских ключей, представляющих собой даже не поселочек, а, скорее, несколько домиков: здесь находится множество подземных ключей, вода из которых обладает разными вкусами и лечит различные заболевания, и термальный радоновый источник, издревле использующийся местными жителями в качестве лечебницы. Алтайцы называют его Джумалу, что означает «имеющий самку каменного козла», местные казахи - Джума, т.е. «пятничная коллективная мотитва», сопровождающаяся омовением у источника. Русские источник называют Теплым Ключом - ведь вода в нем круглый год имеет одинаковую температуру +18 С и не замерзает круглый год ни при каких морозах. Изумрудного цвета упругий мох растет по берегам ручья, в то время как в округе трава по утрам уже покрывалась морозным инеем. Вокруг царил простор и покой высокогорной тундры, над которой возвышаются белки Сайлюгемского хребта.
8.
9.
10.
Фото Дмитрия Дедюхина
Источник является местной Святыней и обладает целительными свойствами: ведь кроме радона в воде источника обнаружены многие элементы таблицы Менделеева: литий, соединения азота, фтор, кремниевая кислота, борная кислота, мышьяк. Для принятия ванн имеются несколько деревянных домиков с бассейнами внутри и небольшой открытый бассейн. Считается, что в каждом домике целебные воды побеждают разные болезни: в одном - в области спины, в другом - ЖКТ, в третьем - нарушения в области головы. Кроме воды, «лечебными» свойствами обладают громадные валуны, как говорят, «заряженные» шаманами. И так же, как вода в домиках, каждый камень «излечивает» от своей болезни.
11.
Фото Дмитрия Борисова
По старинным преданиям, давным - давно олень, пронзенный стрелой охотника, искупался в водах источника, попил из него - и исцелился. Спустя несколько лет этот олень перевоплотился в прекрасную девушку, и с тех пор духом Тёплого ключа является существо женского рода. Поэтому на лечебных валунах принято оставлять подарки в виде бижутерии и украшений.
12.
Местные жители сюда приезжают на «курс лечения» - недели на две. А проживать можно в небольших домиках с минимальным набором жизненных условий: два ряда широких двухуровневых лежаков, печка-буржуйка и стол с лавками. Дрова для печки при этом необходимо привезти с собой! На такой печке Виталя нам приготовил свадебный узбекский плов! Как сейчас, помню свое потрясение от содержимого его походного чемоданчика с разными приправами и вкусностями в виде изюма, сушеных лимонов, апельсинов, мандаринов… У одного домика мы обнаружили солнечные батареи, что было очень кстати - мы смогли зарядить свои девайсы и аккумуляторы для фотокамер.
13.
14.
Фото Дмитрия Борисова
Район, где находятся Джумалинские ключи, примыкает к восточной границе плато Укок: здесь начинается "зона покоя Укок", отнесенная ЮНЕСКО к охраняемым природным объектам. Это место принято считать святым еще с древних веков, тут запрещено шуметь, распивать спиртные напитки, мусорить.
15.
Фото Дмитрия Борисова
Чтобы немного пошалить вечером, нам пришлось отъехать в сторону от источника:
16.
Фото Дмитрия Борисова
17.
Фото Дмитрия Дедюхина
Часть 3. У озера
На сегодня у нас запланирован штурм перевала Теплый Ключ. Мы оставили все лишнее снаряжение в лагере и взяли в сопровождение «Урал» с Калгутинского рудника, расположенного вверх по долине на расстоянии нескольких километров от источника. Кстати сказать, на этом руднике до сих пор добывают вольфрам и молибден. Мы начали подъем к перевалу, все ниже и ниже оставляя долину реки Жумалы (Джумала). Но вскоре стало ясно, что, порой, ногами идти проще и быстрее: понятие «дорога» расплылось в условной колее из больших булыжников, рассыпанных в произвольном порядке. У Витали от удовольствия «езды» по такой дороге ладошки чесались - он с упоением рассказывал о своем участии в соревнованиях «off-roud».
18.
Фото Дмитрия Борисова
На подъезде к высшей точке перевала нас поджидал снег - белый, пушистый, радостный. Пожалуй, это была совершенно не запланированная, не ожидаемая, но очень желанная встреча - тепло, солнечно и… снежно!
19.
Но тут с одной из наших Делик случилась небольшая беда - машина наскочила на здоровый камень, скрытый снегом. Виталя с Денисом занялись починкой, а мы совершенно потрясающим образом провели время здесь, у безымянного озера. Надо отметить, что большинство озер в этом районе имеет термокарстовое происхождение - они наполняются водой по мере таяния многолетней мерзлоты, и вода в них никогда не прогревается до комфортных температур. Пройти мимо такой красоты, чтобы не почувствовать на себе обжигающе леденющие воды озера, я никак не могла! Уверена, что шоу удалось и удовольствие получили все!
20.
Фото Ксении Свобода
21.
Фото Даши Горшениной
22.
Фото Дмитрия Дедюхина
23.
Фото Дмитрия Дедюхина
Ксю нас раззадорила, сказав, что если мы заберемся на верх горы, то увидим границу четырех государств (России, Казахстана, Китая и Монголии). Само собой разумеется - никого не пришлось упрашивать лезть наверх. Молодежь взлетела как на крыльях, а мне пришлось основательно попотеть, чтобы забраться туда. Но при достижении одной вершины начинался новый подъем, затем еще, и еще, и еще… Наконец, стало понятно, что макушки горы, как таковой, видимо, не существует. Но какие потрясающие панорамы открылись отсюда сверху! Ослепляюще - белоснежные одежды снегов и ледников, словно плащи, наброшенные на каменные плечи хребта Сайлюгем, повсюду поблескивающие зеркала небольших озер, пушистые облака, неторопливо плывущие по синему небу… Отсюда не хотелось уходить!
24.
25. Озеро
26.
27.
28.
29.
По возвращению вниз к озеру нам предложили покататься на «Урале», Злате позволили даже самой порулить автомобилем, а Даша размечталась, как в Москве все сразу ее зауважают, когда на ТАКОЙ машинке она подъедет к подъезду Финансовой академии! )) По сравнению с Деликами передвижение на этой громадине прибавило адреналина в кровь - край «дороги» казался ближе, а склон - много круче. Спустившись в долину с перевала, мы с удовольствием понежились в мягких лучах заходящего солнца и поехали назад - нашу Делику отремонтировали и пора было возвращаться в поселок.
30.
Фото Дмитрия Дедюхина
31.
Фото Дмитрия Борисова
32.
Рассматривая сейчас карточки с этой «прогулки» на «Урале», я вспоминаю несколько минут, пережитых тогда как в страшном сне. А дело было так: в этом уже стареньком грузовике обычно развозят топливо, поэтому дверь в кузов закрывается снаружи на висячий амбарный замок. Да и дверь в кабину закрывается не менее оригинальным способом - один кусок проволоки привязывается к выступу на торпеде, а второй - «бантиком» к дверной ручке. Я ехала в кабине вместе с водителем Вадимом и его напарником Сашей. Вдруг совершенно отчетливо в кабину потянуло дымом, мало того, сквозь щель в полу мне стал мерещиться огонь. Да и не только мне. Машину остановили, Вадим вышел из кабины и увидел открытый огонь из-под переднего крыла машины: горело ватное одеяло, которым был обернут двигатель. Скорее надо открывать кузов - ведь ребята сами оттуда не выберутся: дверь-то закрыта снаружи! А у Саши от спешки трясутся руки или бантик из проволоки завязался на узелок - он никак не распутает проволоку, чтобы открыть дверь. В ужасе от того, ЧТО сейчас может произойти, я истерически воплю, пихаю, толкаю этого Сашу, сидящего у двери, чтобы он ее открыл скорее… Что произошло - я так и не поняла: то ли бантик развязался, то ли проволока порвалась от моих усилий, только дверь распахивается, Саша вываливается из кузова на землю. Скорее-скорее! Открывайте же дверь в кузов!! Ну вот, наконец, замок снят, ребята быстро покидают машину и хватаются за свои фотокамеры. А что еще делает фотограф, когда видит пожар? А тем временем Вадим голыми руками выхватывает горящие куски одеяла, ему активно помогает Оливье, пока Саша бегает за огнетушителем.
33.
Фото Дмитрия Борисова
34.
Фото Даши Горшениной
Ну все, теперь можно расслабиться - никто не пострадал, ребенок рядом со мной.
35.
Мы благополучно добрались до домика на Джумалинских ключах, где нам предстояла еще одна ночевка перед тем, как мы повернем обратно: перевал Теплый Ключ был крайней точкой нашего путешествия. На обратном пути у нас запланировано посещение турбазы на Кордоне на берегу бирюзовой Катуни, курортного и комфортного Чемала. Но об этом мои рассказы позже.
36. Оранжевым цветом отмечен примерный маршрут к перевалу Теплый Ключ:
Источники дополнительной информации: Александр Лебедев «В горах Алтая». Изд. Игоря Балабанова, 2009;
http://altayer.ru/dostoprimechatelnosti/dzhumalinskie-klyuchi-u-perevala-teplyj-klyuch.html,
http://www.altaidt.com/ru/ Мои рассказы про путешествия на Алтае:
-
1. Вместо предисловия… АЛТАЙ-
2. «Ты помнишь, как все начиналось?»_АЛТАЙ-
3. Утро счастья_АЛТАЙ-
4. Встреча с Катунью_АЛТАЙ -
5. Слияние Чуи и Катуни_АЛТАЙ-
6. Белый Бом_АЛТАЙ-
7. Звезды и лошади Акташа_АЛТАЙ-
8. Тыдтуярык - тополиное ущелье_АЛТАЙ-
9. Кош-Агач - «Последнее дерево»_АЛТАЙ-
10. Самое последнее дерево_ АЛТАЙ-
11. Хребет и ребрышки_Ребрышко 1. Степь_ АЛТАЙ-
12. К Теплому Ключу…_АЛТАЙ-
13. Дорога назад… Кордон «Кур-Кечу»_АЛТАЙ-
14. Сердце Азии - озеро Телецкое_АЛТАЙ-
15. Лебединое озеро_АЛТАЙ-
16. Квартет сезонов. Раздел 1. «Зима». Актру - Белое стойбище. Часть 1. Дорога в ущелье_АЛТАЙ-
17. Квартет сезонов. Раздел 1. «Зима». Актру - Белое стойбище. Часть 2. Восхождение_АЛТАЙ-
18. Квартет сезонов. Раздел 2. «Весна». Чемал - Муравейник_АЛТАЙ-
19. Зима в Чемале_АЛТАЙ-
20. Квартет сезонов. Раздел 3. «Лето». Чулышман - Речища. Часть 1. Красные ворота - Кату-Ярык_АЛТАЙ-
21. Квартет сезонов. Раздел 3. «Лето». Чулышман - Речища. Часть 2. Каменные грибы _АЛТАЙ-
22. Квартет сезонов. Раздел 3. «Лето». Чулышман - Речища. Часть 3. Водопад Учар _АЛТАЙ