Пешеходные переходы в Астане

Aug 13, 2013 19:15

В неравной битве со строительством подземного перехода на Валиханова, из-за которого может обрушиться жилой дом, мне все же удалось выкроить время и доехать до Астаны.

Подробный отчет о городе будет чуть позже (а там действительно есть о чем рассказать), сейчас же обращу внимание на одну бросившуюся в глаза деталь - на то, как в столице Казахстана оборудованы пешеходные переходы.





Хотя кое-что о городе все придется рассказать. Астана получила статус столицы в 1998 году и с тех пор стала вторым по величине городом в стране. В ней постоянно что-то строят. Левый берег и вовсе отстроили практически с нуля. Где-то натыкался на информацию, что пятая часть всех строек Казахстана сосредоточена в Астане. Для привлечения инвесторов здесь даже сделали особую экономическую зону.

Генеральный план города разрабатывал японский архитектор Кисё Курокава, а строительство новых объектов, как правило, предваряется мощными архитектурными конкурсами с привлечением известных специалистов. Так над многими зданиями и сооружениями работал знаменитый британский архитектор Норман Фостер.

Если говорить о макроуровне, об уровне видения и планирования, то чувствуется, что над городом, особенно его новой частью, действительно работали профессионалы.



Дороги от тротуаров отделяют полосы зеленых насаждений. Иногда их даже несколько.



Даже гуляя вдоль дороги, можно ощутить себя в сквере.



При таком уровне заботы о пешеходах проектировщики почему-то совсем забыли обеспечить город должным количеством подземных и надземных переходов. Ведь, как известно, строят их, в первую очередь, ради пешеходов. Ну, по крайней мере, нам в Омске так говорят.

Абсолютное большинство пешеходных переходов в Астане - обычные наземные.



Отдельно стоит рассказать как они оборудованы.

Во-первых, зебры не просто нарисованы краской, которая сотрется через месяц, а выделены физически. Плюс во многих местах они снабжены светомодулями. В обычном состоянии они мигают, а как только пешеход подходит к обочине, срабатывают датчики движения, и светомодули начитают светиться непрерывно.



Конечно, зебры оборудованы и знаками (тоже со светомодулями), а на крупных магистралях дополнительно освещены сверху. Всё это работает на солнечных батареях.





За пару десятков метров перед зеброй водителей ждет еще одно напоминание о переходе - полосы шумовой разметки. В салоне машины при её пересечении создается гул. Есть вопрос об эффективности такой штуки зимой. Специально поинтересовался об этом у таксиста - говорит, дороги зимой просто чистят, и шумовая разметка работает так же, как и летом.





Это что касается нерегулируемых переходов. Но есть и со светофорами.





Хотя пешеходные переходы со светофорами встречал нечасто. В основном на перекрестках.







По сути, нерегулируемые переходы в Астане со всеми этими светомодулями и подсветками - что-то среднее между обычной зеброй и пешеходным переходом со светофором. По собственным ощущениям, на них чувствуешь себя гораздо безопаснее, чем на регулируемых светофором переходах в Омске.

И это при том, что культура вождения в Астане (да и вообще в Казахстане) такая, будто при сдаче на права нужно повторить ключевые сцены из "Форсажа".

Главная претензия к астанинским переходам - это отсутствие островков безопасности и нормальных светофоров на широких дорогах (где больше двух полос в каждую сторону). Не на перекрестках островков ни разу не видел. Больше претензий можно найти здесь.



В это трудно поверить, но пешеходов в Астане не пытаются загнать под землю. За 4 дня я успел достаточно покататься по городу, и встретил всего 7 внеуличных (надземных и подземных) переходов. Всего их в городе 8.

Вы, наверное, думаете, что раз астанинские власти так заботятся об оборудовании простых зебр, то поздземники и надземники там суперсовременные?

Нет, такое же гавно, как и у нас.



В этот переход на улице Бараева наверняка очень удобно спускаться инвалидам.



А этот переход на проспекте Республики должны очень любить мамы с маленькими детьми.



Кстати, поговорил с проходящими мимо молодыми мамашами с колясками - они в него вообще никогда не спускаются, предпочитают обходить за несколько сот метров.



А данный переход напротив Конгресс-Холла очень любим людьми выше 175 см. (что-то это напоминает)



Отдельная песня - это большой надземный переход напротив президентского музея. Нередко слышал доводы, что нужно оборудовать внеуличные переходы лифтами или эскалаторами, и тогда ситуация стремительно приблизится к раю.



Вот, пожалуйста, надземный переход с лифтом.



С лифтом.



Прохожая сообщила, что лифт не работает с самого открытия перехода. Поэтому не удивительно, что люди предпочитают не подниматься на второй этаж.



Другие два (не знаю, почему их не считают за один) надземных перехода расположены возле Дома министерств и нужны не столько чтобы перейти дорогу, они ведут на площадь, с фонтанами, которая располагается уровнем выше (за моей спиной).



Это скорее ответвления от площади.



Оборудованы, впрочем, как обычно.



И еще есть милый спуск к дороге (возможно, это намекает на то, что скоро там появится зебра).



Казалось бы, подход властей к градостроительству понятен - сделать город комфортным для пешеходов. Всего 8 внеуличных переходов на всю столицу. Наверное, и рядом с ними скоро появятся обычные наземники?

Но не всё так радужно. Вот уже собрались строить подземник за 10 миллионов долларов рядом с ТРЦ "Хан-Шатыр" (здание, кстати, проектировал Норман Фостер).

"Всего по городу в наиболее загруженных участках необходимо обустройство 25 подземных переходов. По сообщению Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны, по мере изыскания финансовых средств строительство подземных пешеходных переходов будет продолжено".

Также Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны считает, что в городе, в общей сложности, требуется строительство 99 подземных и надземных пешеходных переходов.

А вот уже товарищ Назарбаев сокрушается:

"Автоматизированная система регулирования движения не внедряется, зеленых коридоров нет, вместо подземных переходов вы установили светофоры каждые 100 метров, и что? И каждые 100 метров стоят машины, газуют. Это затратно, но это столица, давайте будем вместе делать".

В общем, съездите, посмотрите, а то эта фраза скоро утратит актуальность.



P.S.: большинство фоток сделаны в новой или отреставрированной старой части города. На окраинах же всё хорошо. НЕ ОЧЕНЬ!





Омск - город для людей, пешеходы, Омск, Казахстан, переход на Валиханова, надземный переход, подземный переход, транспорт, Астана, пешеходные переходы

Previous post Next post
Up