Оригинал взят у
safaniuk в
Маленькая родина больших людей: бывший военный аэродром Балбасово
К сожалению картинок самого городка Балбасова я не покажу, так как целью моей поездки, был аэродром и непосредственно три Ил-76х которые уже несколько лет стоят в начале взлетки. Постараюсь коротко описать, "что", "как" и "почему".
Корни Балбасово уходят в еще далеко в довоенный период. Первое упоминание -
1598 год. Так далеко не буду углубляться. Возьму отрезок послевоенного "мирного" периода, он самый интерестный и значимый.
Итак, оправившись от последствий войны 1941-1945гг, военный городок Болбасово постепенно оживал. Во время оккупации немцы его не уничтожили, а использовали его для своих авиационных частей, поэтому сохранилась значительная часть жилых домов и казарм. Началось строительство новой взлетной полосы... Но еще вчера американские союзники, потеряв в лице фашистской Германии общего врага, враз превратились в ненавистных врагов. Америка решиара поиграть с ядерным оружием. СССР стремительно начала готовиться к ответу на возможную агрессию. По всей стране закипела работа по строительству стратегических аэродромов, способных принимать дальние тяжолые бомбардировщики. Наступившее "холодное время" было воистину холодным.
Мир был на грани новой мировой войны.
Нужны были: атомная бомба, ее носители и экипажы способные в любой момент осуществить доставку атомных плюшек врагу. Экипажи стали готовить в Белорусии. Ракетных войск тогда еще не существовало, поэтому единственными носителями ядерного оружия могла служить стратегическая авиация, самолеты Ту-4, Ту-16. Болбасово выпало стать ядерным щитом и мечем СССР.
29 августа 1951 г. было принято о начале строительства первых войсковых складов - ядерных баз, предназначенных для хранения и подготовки к применению атомных бомб, при четырех аэродромах Дальней Авиации, расположенных в населенных пунктах Стрий, Сольцы, Болбасово и
Мачулищи. Этим
войсковым складам ядерных бомб было присвоено условное наименование - Ремонтно-Технические Базы.
В 1954 в Болбасово был объявлен закрытым авиационным городком N 20. Аэродром и военный городок обнесли двумя рядами колючки, ввели строжайший пропускной режим и все прочее, необходимое для укрепления бдительности. Осуществлялась строгая пропускная система. В в/г проживали только военные и их семьи.
Под пристальным контролем органов госбезопасности началось формирование первого в СССР отряда носителей атомных бомб, который вскоре заступил на боевое дежурство. На базе этой части в 1954 году и сформировали первый в СССР "атомный" 402-й тяжелый бомбардировочный полк (в/ч 32901 - 402 ТБАП), который обосновался там на следующие 40 лет, вплоть до самого расформирования гарнизона. В этом же году в полк поступил первый отечественный
реактивный дальний бомбардировщик Ту-16. Летчикам полка выпала нелегкая задача по освоению этого нового стратегического реактивного дальнего бомбардировщика.
Жизнь в Бальбасово была омрачена сильными переживаниями, связанными с обострением военной опасности.
Активно взаимодействовал с "ядерщиками" из Болбасово 121-й дальнеразведывательный авиаполк из Мачулищей, которым командовал гвардии полковник Алехнович. Его подчиненные не только вели в их интересах аэрофоторазведку, но и оказывали помощь в обеспечении перелетов на дальние, северные аэродромы.
В октябре 1954 г. на Семипалатинском полигоне были проведены реальные испытания со сбросом ядерной авиабомбы РДС-3 с самолета Ту-16А; по их результатам в следующем году самолет был принят на вооружение в качестве носителя атомных бомб РДС-3, РДС-4, а затем и первой отечественной термоядерной бомбы РДС-6 (
Первый сброс РДС-3 с бомбардировщика Ту-4А произвели 18 октября 1951 года). Испытания еще более мощной термоядерной бомбы РДС-37, хотя и оснащенной парашютной системой, потребовали особой доработки самолета-носителя. В частности, на самолете впервые появилось светозащитное покрытие с высокой отражающей способностью и термостойкостью, а опознавательные знаки с нижних поверхностей консолей были смыты. Взрыв мощностью 1,7…1,9 Мт оказал значительное воздействие на самолет (перегрузка достигла 2,5 единиц), хотя бомба была сброшена с 12 км, а взорвалась на высоте 1550 м. Именно термоядерные бомбы мегатонного класса стали основным оружием отечественных дальних и стратегических бомбардировщиков в конце пятидесятых годов.
Полную историю можно почитать на сайте
balbasovo.na.by, посвященном истории полка и людям, которые в нем служили.
Жизнь в военном городке шла так, как она идет во всех авиационных гарнизонах. Ревут двигатели самолетов, от их грохота звенят стекла в окнах. Дневные, ночные полеты, тревоги, учения, парады, спортивные праздники, аварии и катастрофы самолетов, похороны погибших.
Сегодня от бывшего военного аэродрома, окрестности которого некогда сотрясал рев реактивных турбин остались только рабочая взлетка Оршанского авиаремонтного завода и руины военной части.
Вид с верху: Г-образный участок это заброшенная территория, а длинный участок взлетки - полоса Оршанского авиаремонтного завода и левее сам авиаремонтный(фото ака Ange).:
Шагаю по рулежке, по ней самолеты выдвигались со стоянок и выезжали уже непосредственно на полосу, с которой с оглушающим ревом поднимались в воздух. И никто не знал, учебные это полеты или боевые. Задания летчики получали уже в воздухе.
Теперь стоянки давно пустуют, все поросло травой и деревьями:
Основу полка с марта по сентябрь 1954 г. составляли 15 Ту-4. В апреле 1954 г. 1-я аэ приступила к теоретическому и практическому переучиванию на Ту-16 (Ту-16А - носители ЯБП РДС-3, РДС-4, РДС-5), которые начали поступать в полк. Кроме этого в полку имелись - Ту-4У, Ли-2, По-2.
В ноябре-декабре 1962 г. 402 тбап первым в ДА получил на вооружение ракетоносцы Ту-16КСР. При переучивании производились пуски КСР-2.
В 1983 г. полк получил на вооружение Ту-22М3. 27.03.83 г. на аэродром Болбасово приземлился первый дальний ракетоносец этого типа.
На 01.01.91 г. боевой состав 402 тбап - 17 Ту-22М3, 7 Ту-16К.
18.12.94 г. 402 тбап был расформирован. В рамках сокращения вооружений ядерные дальнобойщики были выведены в Российскую Федерацию.
Последний боевой вылет экипажи полка выполнили 14.02.89 г..
За период участия полка в боевых действиях было выполнено 537 боевых вылетов, сброшено 3264 тон бомб.
Полки дальней авиации, базирующиеся в Беларуси на аэродромах «Мачулищи» (Минск), «Балбасово» (Орша), «Барановичи», «Зябровка» (Гомель), «Бобруйск», да плюс два полка морских стратегических бомбардировщиков на аэродроме «Быхов» (Могилевская область) постоянно несли боевое дежурство над нейтральными водами Балтийского, Северного и Баренцева морей, оттачивали свое летное мастерство по всему воздушному пространству СССР.
Балбасово, как и другие военные городки закрытого типа, собрал в одном месте множество людей с разными национальностями из бывшего Советского Союза, всех их объединяла - Авиация. Мужественные, стойкие, смелые и увереные в своих силах летчик, обеспечивали защиту воздушных рубежей своего Отечества и мирный труд советского народа на протяжении долших лет.
История гарнизона в Балбасово писалась не только 402 полком, были и другие воинские части и гражданские предприятия, которые в разные времена вносили в неё свой вклад. Так например
Оршанский авиаремонтный завод, который берет своё начало в первые дни Великой Отечественной войны.
Сегодня авиаремонтный завод входит в состав
оборонно-промышленного комплекса Беларуси и занимается ремонтом вертолетов Ми-8, Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, Ми-17, Ми-24, Ми-35, как для нужд белорусской армии, так и для иностранных заказчиков. Инвесторы завода укринская АО «Мотор Сич».
Уже как несколько лет ведуться разговоры о создании на территории балбасовского аэродрома мультимодального логистического проекта. Но это только разговоры. Грузовые авиаперевозки никогда не занимали большой доли на рынке транспортировки товаров. Не думаю что сегодня их объема увеличиваются в Беларуси. Однако так как Балбасово находиться в выгодном географическом положении: расположен в непосредственной близости от пересечения II и IХ панъевропейских транспортных коридоров (Запад - Восток, Север - Юг), город Орша - крупнейший железнодорожный узел РБ, длинна взлетки 3000 метров (аэродром класса Б), может принимать самолеты Ан-124, Ил-76, поэтому в будущем у него может и есть перспектива стать участником интермодальных перевозок. Вопрос как всегда в деньгах и инвесторах.
Впереди стоянка самолетов. Три Ил-76:
Ил-76 с опозновательным знаком RA-76483 (заводской 0063468042). Являлся флотом
авиакомпаний:
1986.05.31 Ил-76ТД CCCP-76483 Аэрофлот - МГА СССР → Магаданское УГА летал
1993 Ил-76ТД RA-76483 СВГАЛ - Северо-Восточные Грузовые Авиалинии летал
1998 Ил-76ТД RA-76483 Москва (Атлант-Союз) лизинг (Магаданавиализинг)
1999.07.06 Ил-76ТД RA-76483 МАС - Сухой (Траверз Карго) лизинг (Магаданавиализинг)
2001.01.25 Ил-76ТД RA-76483 Red Wings (Авиалинии 400) летал
2001.07 Ил-76ТД RA-76483 Тесис летал
2008.05 Ил-76ТД RA-76483 Волга-Днепр летал
2010.04 Ил-76ТД RA-76483 Абакан-авиа летал
2010.09 Ил-76ТД RA-76483 Аэро Рент лизинг (Лизинг не подтвержден)
2011.06 Ил-76ТД RA-76483 Авиакон Цитотранс - АЦТ лизинг
Последний раз о нем упоминается в декабре 2012 года, улетел с Аэродрома города Комсомольск-на-Амуре в такой же раскраске, какой находиться и сейчас. Не простая судьба у этого самолёта:
Ил-76ТД, c бортовым позывным RA-76386 авиакомпании Авиакон Цитотранс. Летал с 1994 года.
1994.03 Ил-76ТД UK-76386 Авиалинии Узбекистана
Авиалинии Узбекистана отказались принимать борт по неизвестным причинам, борт был поставлен в Екатеринбург.
1996.01.01 Ил-76ТД RA-76386 Уралинтеравиа
1997.01.23 Ил-76ТД RA-76386 Авиапрад
2004.11.01 Ил-76ТД RA-76386 Авиакон Цитотранс - АЦТ
В 2006 году эксплуатировался в интересах ООН.
В 2013 был замечен в Нидерландах в аэрапорту Эйндховен последний раз улетел из Польши Катавице-Пыжовице в ноябре 2013 года.
И еще один Ил-76ТД 1991 года выпуска авиакомпании Авиакон Цитотранс - АЦТ RA-76807
В 2004 и 2006 гг. борт летал в интересах ООН.
Еще о Балбасово:
http://postalovsky-a.livejournal.com/224583.htmlhttp://fssimmer.livejournal.com/76689.html