Заслуженный солдат холодной войны - самолёт Ту-16 в Болбасово

May 21, 2015 18:52




Этот легендарной советский реактивный дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-16 стоит в сквере бывшего военного городка Болбасово (сейчас городской поселок) Оршанского района Витебской области.

Под самолётом - мемориальный камень: В год 70-летия Великого Октября как символ гордости воинов-авиаторов Дальней Авиации самолёт ТУ-16 воздвигнут на пьедестал в 33-ю годовщину со дня формирования в/ч 32901 3.09.1987 г.

Бортовое обозначение "87" красного цвета, когда-то принадлежал 402-му тяжело-бомбардировочному авиационному полку дальней авиации, дислоцированному в гарнизоне Болбасово.

Немного истории:

Экипаж 6-7 человек, максимальная скорость - 990 километров в час. Дальность полета 5800 тысяч километров, а высотный потолок - 12800 тысяч метров. За почти сорок лет эксплуатации самолета создано около 50 его модификаций. Первый серийный Ту-16 был выпущен 29 октября 1953 года, а с начала 1954 года самолеты стали поступать в 402-й и 203-й тяжелые бомбардировочные авиаполки в Балбасово и Баранови-чах. Всего на трех заводах в Казани, Куйбышеве и Воронеже, было собрано 1507 самолетов в вариантах простых бомбардировщиков, ракетоносцев, торпедоносцев, самолетов ПЛО и разведчиков, а также специальных машин - самолетов РЭБ, заправщиков и спасательных.

Самолеты Ту-16 служили в полках дальней авиации и морской авиации, которые соответственно входили обычно в состав тяжелых бомбардировочных и минно-торпедных авиадивизий.

В 1954 году в закрытом авиационном городке N 20 Болбасово был сформирован первый в СССР "атомный" 402-й тяжелый бомбардировочный полк. Основу полка составляли самолеты Ту-4 и Ту-16, позже Ту-16А. Также в полку имелись - Ту-4У, Ли-2, По-2. 1983 году. полк получил на вооружение Ту-22М3.

В самые мрачные годы "холодной войны" Болбасовским "дальнобойщикам" выпало стать ядерным щитом СССР - других-то средств доставки атомных бомб тогда еще попросту не было.

402-й "ядерный" в Болбасово в качестве лидеров первыми в СССР освоил освоил применение ядерного оружия и перешел на реактивные дальние бомбардировщики Ту-16.

В октябре 1954 года Ту-16А на испытаниях сбросили первые атомные РДС-3, а в 1955-м - мощные термоядерные РДС-6 и РДС-6с, а в 1957 была испытана первая термоядерная бомба  РДС-37.

За период участия полка в боевых действиях было выполнено 537 боевых вылетов, сброшено 3264 тон бомб.

В 1994 году 402 ТБАП был расформирован (В рамках международных договоренностей по выводу ядерного оружия из Беларуси). Техника выведена в РФ. Аэродром передан авиаремонтному заводу, который сегодня занимается ремонтом вертолетов. Фотки как выглядит сегодня аэродром и взлетка, постараюсь показать в ближайшем посте.

Музей Исторической памяти в Болбасово ведет работу над проектом «ТУ-16, жизнь после жизни»

Более подробную историю можно причитать в статьях:
Хроники тяжелого бомбардировщика
История самолета Ту-16
Много информации на сайте www.balbasovo.na.by

Полный список мест где расположены памятники-самолеты можно узнать в посте товарища incopolis Все авиапамятники Беларуси.

Ту-16, самолеты-памятники, военные памятники, Болбасово, авиация

Previous post Next post
Up