На Антошках налетались? Тогда приглашаю опять в кабину А-320. Тем более что есть ещё две хорошие причины: во-первых недавно в фейсбуке опять пришлось убеждать коллегу, правда очень старшего поколения конечно, но в том что далеко не только на самолётах «Ан-..., Ту-..., Як-...» пилоты были «настоящим», а на «современных» это только операторы. А во-вторых да, у меня много хороших воспоминаний о полетах на «отечественных» самолётах, но на А- и Б- было не менее интересно и хорошего есть вспомнить тоже.
Так что: “- Ground to flight deck, confirm cleared to start?! - Cleared! - Starting engine number one.”
И тут ещё и в комментариях к прошлому посту мне подсказали, что про «девушек позитивно получается». Так вот тут тогда продолжим: ночь, самолёт, девушка...
Если рассказывать по порядку, то сначала был дождь. Кстати в этом году что-то их не случилось в Эмиратах совсем, что даже грустно. Но бывают годы, когда и здешнюю пустыню поливает неумеренно, и это был как раз один из тех моментов.
С чего начинается хороший полёт, особенно если он ночной? Правильно, сон. И в этот раз повезло, зима даже тут, днём прохладно, с открытым окном и под стук капель дождя получилось на несколько часов качественно вырубиться. Просыпаюсь в бодром самочувствии и отличном настроении, легкий ужин, душ... Семья собирается спать, а я выхожу на работу.
Выезжаю из своего района на трассу в аэропорт, дорога приятно блестит водой в свете фар после недавнего ливня. А ещё отсюда открывается вид во все стороны горизонта - темно конечно, но видно, что по округе ещё проблескивают разряды молний, над центром Дубая в отсвете от городских огней, видно большое облако и из него висят столбы дождя. Честно скажу - в Эмиратах в такую погоду очень здорово сидеть у себя дома, перед открытым окном, и пить чай, или даже чего более согревающего. Но работать в такую погоду... есть не очень приятные особенности.
Первая, и достаточно серьезная неприятность, это банально дорога в аэропорт. Тут все вместе складывается в негатив - и то, что дренажи в Эмиратах и строить не умеют, и засоряются они песком быстро, и поэтому дороги часто затапливает до трудно описуемого состояния. Представьте только - пустыня вроде как, богатая страна, чуть ли не главная здешняя магистраль, а грузовики, затопленные по верхушку кабины, как-то стояли затопленными на этой дороге три дня. А в добавок ещё и многие местные водители к дождю непривычные, - кто ездит совсем не учитывая, что здешние гладкие дороги под дождем становятся очень скользкими, и при здешних больших скоростях это чревато... другие же наоборот, притормаживают, и часто в центре луж, и машины глохнут и останавливаются прямо посреди движения.
Но в тот вечер я благополучно миновал все дорожные приключения, заворачиваю на компанейскую парковку возле терминала, тут звонит телефон.
- Привет! Ну ты где там???
Вот черт, забыл совсем. Мы же сегодня одновременно с Другом вылетаем. Вместе работали в предыдущей компании, во многом благодаря его настойчивой поддержке я оказался в этой компании, и тут мы работаем вместе и дружим, и семьи тоже. И про то что совпали по времени вылета, мы увидели в графиках ещё пару дней назад, договорились встретится чуть раньше, кофе попить. К моей радости десяток минут в запасе у меня пока есть, поэтому только заглянув на брифинг и убедившись, что мой второй пилот уже там, я иду пить кофе.
На вечер воздух очень свеж, кофе горяч и крепок, мы стоим с Другом на крыльце офиса, болтаем о семейных делах, новостях из дому, и лишь немного о работе. Когда работаешь далеко от дома и напряжённо, то такие минуты хорошего человеческого общения ценятся особенно дорого. Но, к нашему сожалению, как и все хорошее, они быстро заканчиваются...
Оглядываемся вместе на темно-облачно-грозовое небо вокруг, картинка все та же, что и я видел с дороги.
- Погоняет нас сейчас погода...
- Есть такое дело. Но не в первый же раз, прорвёмся.
- Эт точно. Счастливо!
- Тебе тоже!
Возвращаемся на брифинг, теперь уже серьезно готовится. Там наши вторые пилоты уже изучили-заучили документы на полёт, тоже сидят, болтают. А у меня то сегодня второй пилот ... немного особенный. Высокая, стройная, темные волосы под косынкой, красивые чёрные глаза, это вам не просто так.
- Добрый вечер, Капитан.
- Добрый вечер, Даша.
В реалиях не совсем Даша конечно, но для простоты повествования пусть так будет...
Маленькое не-лирическое отступление. Я уже писал ранее и подчеркну еще раз - уже много лет в кабине для меня абсолютно все равно с кем я работаю в плане «мальчики-девочки-дяди-тети». У меня есть только два варианта коллег - кто старается и работает хорошо, или нет. И поэтому все отношение к «слабому полу» для меня заканчивается предложением до кабины поднести тяжелую сумку и обойти самолёт, если погода плохая. И когда кто-то из коллег делает на этом акцент, что «мол смотрите а я с красивым пилотом сегодня летаю...» то я только недовольно морщусь - ну не правильно это ни с одной, ни с другой стороны.
Забавно, что когда где-то в интернетом общении я написал эту мысль, то на меня даже попыталась обидиться одна из молодых пилотесс, мол, «а почему вы не уважаете меня особо как женщину в кабине???» Пришлось подробней объяснить ей, что если в кабине ей хочется равноправия в работе, на чем я лично строю подход к этой работе, то не получается тогда делать поправки на то что кто-то из нас какой-то особенный. Потому что иначе тогда да, мы все со своими особенностями! Только летать в таком варианте будет очень по другому, чем большинство из нас делает это сейчас, и точно сложнее. Поэтому лучше SOP одно для всех, и без поправок.
Но в тот раз Даша встала из-за стола, руку мне крепко пожала, - все как я люблю, вот она, «освобожденная женщина Востока»! А раз так то можно спокойно работать дальше:
- Ты куда хочешь лететь? Туда? Отлично, полет твой, рассказывай брифинг...
Рядом готовится Друг со своим вторым пилотом. Вылетаем то мы сегодня одновременно, но направления как раз противоположные - я на восток лечу, в Гоа, Индия, он же на запад, Александрия, Египет.
Разобрались с бумагами, поехали на самолёты. Здесь мы снова оказываемся рядом, самолёты на соседних стоянках, прямо крылом к крылу. Полчаса подготовки в кабине, и вот мы готовы, пассажиры на борту, можно закрывать двери. Друг на соседней стоянке успевает это сделать на минуту раньше меня, уже запросился и начал буксироваться. Мы тоже готовы, двери закрыты, трап отошёл, тягач присоединён, стоим, ждём, пока освободятся рулёжка позади нас. Но мы все ещё впереди расписания, поэтому не вопрос совсем.
Вот до этого момента все шло прямо так хорошо и спокойно... Сидим, о чем то там разговариваем с Дашей. И тут где-то краем глаза, а они у командира такие широкие, что и за спиной видят ))) замечаю за дверями рукава гейта какое-то излишне резкое движение. Присматриваемся - кто-то из сотрудников нашей компании бежит по трапу и машет оператору рукава гейта рукой в сторону самолёта, мол давай обратно подкатывай. «- Что тут у нас ещё?!«
Объяснение находится очень быстро - за нашими спинами в дверь кабины стучит старшая проводница, открываем, видим что за ней ещё и дядя-пассажир стоит, весь прямо такой на эмоциях. Оказывается он телефон на контроле на безопасность забыл, с другого телефона он уже на него перезвонил, телефон нашли, несут на самолёт. Внутренне я конечно успеваю ругнуться - ну блин, трап подогнать, дверь обратно открыть, и когда тот телефон ещё принесут... Но успокаиваю сам себя - мы все ещё впереди расписания, а так с вещами на всех этих контролях любой из нас может попасть, и если можно, то все же лучше помочь человеку. Тем более, когда двери открыли, то диспатч сообщает, что телефон уже действительно несут, и через пару минут он будет здесь. И пассажир на редкость душевно признательно нас всех благодарит, а когда к нам по человечески то и мы рады постараться.
Наконец телефон на борту, все довольны, закрываем двери ещё раз. Присказка такая есть: «Доброе дело - да будет оно наказано...». Если до этого все шло легко и весело, то теперь все вдруг начинает резко разваливаться.
Начинается с того, что время вылета как раз минута в минуту по расписанию, мы докладываем диспетчеру, что полностью готовы, он отвечает «ждать...». За нами опять рулит самолёт... Потом диспетчер вызывает нас с новостями:
- Арабия, вам не повезло, вылетели бы раньше, то успели бы, а так с сейчас в зоне Маската начинаются слоты на пролёт. Мы вам уже запросили его, но задержка ещё на двадцать минут...
В этот момент сквозь обычные самолетные шумы слышу, как за хвостом у нас на взлетном режиме по полосе проносится мой Друг - они уже взлетели.
Делаю объявление о задержке кабинному экипажу и пассажирам, связываюсь с компанией. Те подтверждают, что «слот запрошен, но самое лучшее, что удалось получить, это взлёт через полчаса, так что начнёте буксироваться минут через пятнадцать а пока ждём...»
Сидим, болтаем с Дашей дальше, слушаем частоты «земли» и «офиса» на радиостанциях. Все общение естественно происходит на английском. Вдруг посреди всего этого голос на нашем, родном:
- Привет, ты на связи?!
Момент такой, что невольно оглядываешься вокруг - кто здесь??? Потом понимаю, что это Друг на компанейской частоте.
- Здесь!
- Значит смотри... Я в воздухе уже... Вокруг Шарджи засветки стоят южнее и западнее, и с севера ещё одна подходит... Я на восток взлетел, отошёл на юг, там выпрыгнули вверх, и сейчас уже на запад развернулись и пошли. Тут над заливом весело конечно, но прорываемся. Тебе на восток нормально должно быть, там почище было...
- Принял, Спасибо, Друже!
И ещё раз так хорошо и приятно становится.
Диспатч и Даша дружно переспрашивают «что это было?», отшучиваюсь, что «разведка погоды взлетела». Диспатч смеётся, что все понял, пора всей компанией учить наш язык.
За шутками время и проходит, нам разрешают буксировку-запуск. Выбуксировались, запустили двигатели. Без очередной неожиданной задержки и тут не обошлось, диспетчер почему-то решил пропустить перед нами самолёт заруливающий на стоянку. Но наконец то выполнили все процедуры и проверки, получили добро, порулили. В Шардже в тот вечер на взлёт полоса была 12, примерно на восток, соответственно сейчас мы рулим на запад. Когда выруливаем с перрона, то я включаю локатор, начинаю посматривать на экран. И да, вот они, одна засветка на юг, не проблема, другая на запад, тоже далеко. А вот с северо-запада красная зона на экране начинается уже совсем близко от нас, буквально в нескольких милях. Вот же притащило ее сюда!
Вторая часть моих мыслей занята временем - пока мы запускались и ждали, то время слота как раз подошло, через пару минут нам надо быть уже в воздухе. А Даша что-то рулит так медленно... вернее нормально она рулит, но тоже отвлекается и на локатор, и куда-то в правую сторону в темноту за полосу смотрит, а нам надо на полосу и в небо.
- Даш, давай быстрее поедем!
Как раз перед ее ответом нас в темной кабине озаряет вспышкой молнии, и близковато.
- Командир, вы точно уверены?!
- Даш, поехали! Слот, гроза подходит, валим отсюда!
В ответ Даша немного добавляет режим двигателям, что бы рулить скорее, но тут же начинает притормаживать опять...
- Командир, мне кажется...
- Даша, давай, давай, потом со всем разберёмся, нам бы сейчас взлететь!!!
В этот момент мы уже совсем близко к повороту рулёжки на торец полосы, диспетчер с вышки выдаёт нам разрешение на взлёт, я его принимаю... Но вдруг уже рядом опять вспышка, даже через шумы в кабине слышен раскат грома. Даша резко убирает двигатели на малый газ.
- Командир, взлетать нельзя!
« - Ну ты, блин, даёшь!» - выругиваюсь мысленно про себя.
- Даш, взлёт разрешили, слот упустим, задержка, топливо...
- Командир, гроза рядом, взлетать нельзя!!!
Наши взгляды пересекаются, ещё раз отмечаю ее красивые глаза в темноте. И тут же прямо за ней, справа от нас молния бъет в землю где-то на краю аэродрома... И на стекле кабины неслышно, но шариками с бликами от огней ВПП, разбиваются первые капли дождя.
Делаю глубокий вдох-выдох...
- Нельзя... так нельзя. Убедила. ... Шарджа-вышка, я Арабия... отмените пожалуйста разрешение на взлёт, гроза подошла к аэродрому.
- Арабия, я вас принял... Э-э-э, а что со слотом делать будем?
Самолет в этот момент начинает вздрагивать от шквальных порывов ветра, вихри пыли из темноты заметались в свете наших фар, капли на стёклах кабины врезаются грязными пятнами.
- Вышка, я Арабия, сейчас взлёт не возможен, запросите пожалуйста новый слот где-то через минут тридцать...
Какое то мгновение оба молчим, переваривая обстановку. Даша оказывается совсем молодцом, начинает первая:
- Кэптэн, я извиняюсь конечно, что вам возразила. Но я видела, что оно подходит ещё когда мы начали рулить. Вспышки молний были с моей стороны, и я поняла, что фронт уже совсем близко. Мне кажется, что это правильно, что мы не стали рисковать...
- Даш, спасибо, нормально все... Дай ка я чуть подумаю, и тебе попробую объяснить...
Вот что вам сказать, уважаемые мои читатели? Честно говоря даже на сегодняшний день я считаю, что в тот вечер с шансами девять из десяти мы могли уйти спокойно. Гроза подходила сбоку-сзади, длинна полосы в Шардже более четырёх километров, и масса у нас взлетная была не очень большая, с хорошим запасом по тяге. И начни мы разбегаться сразу, когда вырулили, то от фронта грозы мы убежали бы ещё на полосе. И да, тот, ещё один шанс, я оставляю на то, что даже если гроза и могла нас догнать первыми порывами ветра где-то на разбеге, но тогда бы я дал максимальный взлетный режим, на самый крайний случай пришлось бы выполнить процедуру Windshear recovery и тоже ушли бы. Но... Но... Но. То, что я понял ещё тогда, на чем строится работа в гражданской авиации - есть риск, и есть возможность его уменьшить, то ... в пределах разумного и возможного его надо уменьшать! Очень мало оправданий настрою «а давайте попробуем...» если ты в большом самолёте и не один на борту.
И ещё и рабочий комфорт коллег в кабине тоже очень важен. Если кому-то из нас что-то не нравится, и это можно сделать по-другому, да ещё и безопасней, то нам всем нужно постараться так и сделать.
При этом во-первых мы как экипаж остаёмся вместе эмоционально, у коллеги, особенно младше по возрасту и опыту, не будет чувства, что его просто проигнорировали, и потом он будет покорно молчать во всех ситуациях до конца полёта. А во-вторых по нашим профессиональным возможностям мы тоже продолжаем «лететь вместе». Дело в том, что в полёте в сложных ситуациях, под нагрузками и стрессом, те из нас, кто посильнее (может быть опытнее, хотя не всегда конечно), то те могут справится с ситуациями довольно сложными. Но вот малоопытные коллеги там могут «потеряться», и тогда полёт превращается в one-man-show (шоу одного человека), чего стоит максимально избегать в нормальной лётной обстановке.
При чем опять таки - мы были на земле, у нас был явный выбор между «напрячься и рискнуть» или «потратить какое-то время, спокойно подождав», поэтому тут хоть и взлететь то мы могли, но в целом в правильности мнения моего умного и красивого Второго Пилота ))) и своего решения я не сомневаюсь.
Ущемило ли это мои командирские права и амбиции? Да ничуть! К моему счастью ещё наверное воспитан так с детства был, и годы лётной работы к тому моменту это укрепили, и в Арабии это активно культивировалось, что «прав не тот кто прав, а что правильно по делу...» «Doesn’t matter who is right, it does matter what is right.»
Тем более что мне мои способности принимать «Командирское решение» пришлось проявлять даже в ту же ночь, лишь немного спустя. И так как мы были уже в воздухе, в более динамичной ситуации, то возможности выбора у нас были значительно меньше и сложнее. Но обо всём по порядку...