В каждом городе есть обязательные для посещения места.
Не побывал - не уезжай. Ведь потом не оберешься - "как! ты туда не ходил? ну ты даешь!"
Со Стамбулом та же история. Скажи кому, что был в городе, а по знаменитой улице Истикляль не гулял и на "ностальгическом" трамвае не катался... Нет, в таком лучше не признаваться.
Можно нарваться на вот такой непонимающий взгляд.
А на Истикляль и правда надо обязательно зайти.
Ее облик сформировался на рубеже XIX - XX веков и в некоторой степени дух той эпохи улица сохраняет до сих пор.
С турецкого İstiklâl Caddesi переводят как проспект Независимости и проспект Свободы.
Это и правда самое свободное место в Стамбуле. Здесь мечети соседствуют с синагогами и католическими соборами, собираются политические активисты и футбольные фанаты, проходят уличные концерты и протестуют недовольные.
Туристам по нраву разноплановая, яркая, бурлящая Истикляль, напоминающая улицы западноевропейских столиц, но с азиатскими нюансами. Поэтому на Истикляль часто бывает многолюдно. А вечерами просто не протолкнуться. В такие моменты проще подчиниться движению людского потока, который способен "разорвать" только исторический трамвай "Ностальгия".
Да, с трамваем стамбульцы хорошо придумали.
Возродив движение вагонов-прототипов тех, что курсировали по Стамбулу начале ХХ века, город обзавелся еще одним символом. В плане транспортной важности он, конечно, малозначим - что такое линия менее двух километров по одной улице в европейской части огромного города. А как приманка для туристов - прекрасен. Едет красный вагон сквозь толпу, звенит, мальчишки на подножках виснут и никто их не прогоняет.
Сколько моментов можно подсмотреть для фотографий, представляете?
А история стамбульского трамвая началась в 1871 году. Тогда открылась первая конная линия трамвая.
В 1914 году пришла пора электрофикации. В 1928 году трамваи появились и в азиатской части Стамбула. Сначала трамвайное движение в городе развивалось бурно, но потом пришло в упадок. В шестидесятые годы трамваи с городских улиц исчезли и вернулись спустя тридцать лет - в девяностых. Старинные трамваи отреставрировали. В конце 1990 года исторический трамвай появился на пешеходной улице Истикляль, в 2003 году исторические вагоны вышли на линию в азиатской части. Их я тоже видела - совсем не похожи на курсирующие по Истикляль, покажу обязательно.
На Истикляль два исторических вагона в день перевозят до двух с половиной тысяч пассажиров.
На старинных трамваях, движуихся по одноколейной дороге, пассажиры могут добраться от площади Таксим до остановки старинного фуникулера Туннель.
Трамвай - единственный вид транспорта, которому разрешено движение по Истикляль.
Исключение делается только для машин экстренных и уборочных служб, да по утрам запрет не распространяется на машины, подвозящие товар к магазинам и ресторанам.
У стамбульского кинотеатра.
Про магазины.
Их на Истикляль предостаточно. Что порадовало нас - в основном среднего ценового сегмента. Хоть покупать мы ничего не собирались, но все равно сорвались. Купили Насте какие-то модные кеды. Волшебное слова "скидки" безотказно действует и на нас.
На Истикляль полным-полно кафе и ресторанчиков. Особенно здесь понравится сладкоежкам. Худеющим - наоборот, предстоит испытание, это ведь надо держать себя в руках и не кинуться с возгласом "к черту, один раз живем" к десятой витрине на пути, пробившей брешь в броне воздержания.
Когда на Истикляль вы увидите флаги государств, скорее всего это будет консульство.
До того, как столицу Турции перенесли в Анкару, консульства эти были посольствами. Но потом их статус изменился.
Есть и наше, российское консульство. Первое здание построили еще при Екатерине II. Говорят, императрица повелела отправить в Стамбул несколько кораблей, груженных землей, чтобы посольское учреждение стояло на родной земле. Первое здание сгорело, второе тоже, а видим на Истикляль мы третье здание, построенное в 1845 году.
После революции, в двадцатые годы ХХ века, Стамбул наводнили русские, покинувшие родную страну по известным причинам. Говорят, за год в Стамбул приехало около 100 тысяч человек. Селиться наши соотчественники старались неподалеку от российского консульства и улица Истикляль фактически стала "русской".
Стамбул стал первой остановкой на пути, местом, где дамы из высшего российского общества начинали новую жизнь швеями, а высокопоставленные чиновники - продавцами пирогов. Выживать надо было. Правда, большинство наших сограждан не выдержало разницы менталитетов и со временем русские перебрались в Западную Европу, но о ставшем первым пристанищем Стамбуле отзываются хорошо. Стамбул русских тоже жалует. У нас с этим городом связь есть глубинная, что тянется еще
с византийских времен. И что интересно, за несколько веков мусульманского владычества она не утеряна. Видоизменяется, конечно, но сохраняется. Очень надеюсь, что так и будет.
О Стамбуле уже написала вот что:
Кое-что о Стамбуле MERHABA, СТАМБУЛ! Стамбульский музей Пера Дневник путешествия в Стамбул По Босфору и не только О стамбульских котиках и не только Стрит-арт в Стамбуле На лестнице Камондо Одри Тоту, поезд "Восточный экспресс" и стамбульские вокзалы Сокровища Капалы-чарши Египетский базар в Стамбуле Стамбул с высоты небоскреба "Сапфир" У Галатского моста Стамбул с Галатской башни Собор Святой Софии в Стамбуле Церковь Святой Ирины - православная святыня Стамбула Цистерна Базилика - подземное водохранилище в Стамбуле Две небольшие, но очень интересные стамбульские мечети Фильм о нашем путешествии в Стамбул:
Click to view