Собор Святой Софии в Стамбуле

Oct 06, 2015 21:12

Говорят, Пророк Мухаммед сказал: «Благословен тот, кто завладеет Константинополем!».
Завладеть им мечтали многие. Правителям Запада и Востока не давали покоя сокровища Константинополя. Даже наши славянские предки несколько раз шли на него войной. Только на родную землю они вернулись не с военной добычей, а с новой верой.

Турки верой не интересовались и Константинополь взяли. Из столицы Византийской империи он превратился в столицу Османской империи, позднее переименованную в Стамбул. Теперь, спустя пять веков, у Стамбула две сути. На поверхности - мусульманская современность. А глубже, если присмотреться, проступает христианское прошлое великого Константинополя. Тысячелетнюю историю не спрятать.





И сейчас я вам кратко перескажу страниц 150 книги "Стамбул" Надежды Иониной, вышедшей в серии "Тайны знаменитых городов" ...

В 312 году император Константин решил построить новую столицу Римской империи. Местом строительства император выбрал Византий - греческий город, очень выгодно расположенный в месте соединения Мраморного моря и Золотого Рога. А своими семью холмами место напоминало Рим. В 324 году заложили городские стены. Внутри пространства, окруженного стенами, возвели дворцы, церкви, бани, водопроводы, форум, правительственные здания и хранилища для сокровищ. Денег на строительство Константин не жалел. Он желал, чтобы новый город превзошел Рим своим великолепием. Сюда свозили мраморные колонны языческих храмов, статуи из греческих городов, церковные ценности, мощи святых. Эти богатства превратили Констинтинополь в город-сокровищницу, город-музей. В 330 году он стал новой столицей империи. Сначала под именем Новый Рим, потом город переименовали в Константинополь, в честь основателя - императора Константина Великого.

Долгое время в Константинополе уживались язычество и христианство. Одни и те же люди могли строить языческие храмы и христианские церкви, изображения языческих богов и героев часто соседствовали с христианскими святыми. Период необычайной религиозной терпимости продолжался до конца IV века, до прихода к власти императора Феодосия I. Христианство стало государственной религией, а против еретиков и язычников развернулась борьба - их храмы закрывались, а обряды запрещались. Христианство и Империя стали основой жизни в Константинополе. Нужен был храм, способный стать символом веры, власти и могущества. Таким стал собор Святой Софии.

Еще император Константин, основатель города, в IV веке построил небольшую церковь и назвал ее церковью Святой Софии. Но очень скоро храм стал слишком маленьким для растущего города. Констанций, сын Константина, расширил церковь. В V веке церковь несколько раз горела, ее восстанавливали. В 532 году храм снова уничтожил пожар, возникший во время мятежа, направленного против правившего тогда императора Юстиниана. Когда Юстиниан уже готовился покинуть город, неожиданно ему на помощь пришли войска, подавившие восстание. В честь этой победы Юстиниан решил построить «такой храм, какого не было со времени Адама и какого не будет никогда».




Для строительства император пригласил известных архитекторов - Анфимия из Тралл и Исидора из Милета - и поручил им постройку храма. Сто друтих архитекторов управляли рабочими, и каждый из них имел под своим началом 100 каменщиков. Пять тысяч рабочих трудились на правой стороне храма и столько же на левой. Юстиниан не жалел денег и сам каждый день посещал стройку. Вместо традиционного отдыха после обеда, он обвязывал голову платком и в самой простой полотняной одежде осматривал ход работ.

Император собирался было покрыть стены сверху донизу золотом, но потом передумал. Мудрецы не советовали искушать будущих правителей, которые в погоне за золотом непременно разрушат храм. Если же здание украсить камнем, оно будет стоять вечно В день освящения храма, 27 декабря 537 г., император Юстиниан подъехал к главному входу на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Он быстро прошел до середины собора и, подняв к небу руки, воскликнул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. О, Соломон! Я превзошел тебя!".
Празднества по случаю освящения храма продолжались 15 дней.




О связи России и Византии.

«Россы» у стен Константинополя впервые появились в 860 г. Скифы, сарматы, славяне и другие народы, обитавшие на территории будущей Русской земли, вооружили две сотни коралей, спустились по текущим на юг рекам, прошли Днепровские пороги и бесстрашно выплыли в открытое море.

В 865 г. русские витязи Аскольд и Дир, выйдя из Новгорода, хотели добраться до Царьграда (Константинополя), чтобы поступить там воинами в особую варяжскую дружину. Но, овладев Киевом и став киевскими князьями, они изменили свое намерение и, собрав большую дружину, решили уже войной идти на Царьград. Константинопольцы не надеялись отразить нашествие. Они называли их «россами человекоубийцами», так как, по некоторым свидетельствам , те «отрубали головы монахам, распинали их; убивали, пуская в них стрелы или вбивая им в череп гвозди». Говорят, молитвы Патриарха Константинопольского и жителей города, были услышаны, на море поднялась буря, разметавшая ладьи киевлян в разные стороны. Когда буря утихла, князья Аскольд и Дир, свидетели свершившегося чуда, приняли в Царьграде христианство.

В 906 г . войско князя Олега отправилось к Царьграду. Князь хотел доказать, что «казна робких принадлежит смелым». Море у стен Константинополя снова покрылось русскими ладьями. Византийцы запросили мира и подписали с русскими договор о мире и беспошлинной торговле. Начинался этот первый в истории Киевской Руси дипломатический договор словами: «да умиримся с вами, Греки!». Византийский император поклялся Евангелием, князь Олег оружием и Перуном.

Через 50 лет после заключения первого договора Княгиня Ольга, видя добродетельную жизнь христиан, захотела больше узнать о них. Живший тогда в Киеве греческий священник Григорий подробно рассказал ей о христианской вере. Княгиня Ольга пожелала принять христианскую веру и отправилась в столицу Византийской империи, чтобы быть крещенной не простым священником, а самим патриархом. Крестил княгиню Ольгу сам Константинопольский патриарх, а восприемником ее был император Константин VII Багрянородный.

Внук княгини Ольги, князь Владимир, расширил границы Руси, но сердце его не успокоилось. Рассказы бабки о Едином Всемогущем Боге не давали ему покоя, а остающееся преобладающим на Руси язычество казалось бездушным. Князь стал исследовать разные религии. Он отправил посольство из десяти человек по разным землям, чтобы они на месте определили, кто как молится своему богу. Что же почувствовали послы князя Владимира, вступив в храм Святой Софии в Константинополе? Они увидели его во всем великолепии: колонны и орнаменты нижних галереей были те же, что и сейчас, но над мраморными балюстрадами по золотому полю полукруглых пространств были выложены мозаичные изображения святых. В алтаре стоял престол, блиставший золотом и драгоценными камнями; над ним на четырех серебряных колоннах возвышалась сень, увенчанная главою с крестом из чистого золота.




Но не великолепие храма поразило сердца посланцев князя Владимира. Не меньшее великолепие видели они и в Риме, где в соборе Святого Петра. Особенно поразило их то, что «они сразу почувствовали себя в храме Бога Живого и Истинного: «Мы не помнили себя, где стоим - на небе или на земле, и мы веруем, что сам истинный Бог живой с этим и людьми». Это их впечатление решило судьбу нашего Отечества.

Однако князь Владимир не пожелал просить от греков веры как милости. В 988 г. он двинул свои войска на город Херсонес (у современного Севастополя) и после осады взял его. Царям же византийским Василию и Константину послал сказать, что так он поступит и с Константинополем, если они не пришлют ему епископа для просвещения его верой христианской и сестру свою Анну в жены. Митрополит Михаил, священники и епископы прибыли в Херсонес, где научили князя вере христианской, крестили его и совершили бракосочетание с принцессой Анной.

В Киеве все население после ознакомления с новой верой было одновременно крещено в водах Днепра в присутствии князя Владимира. При виде столь величественного зрелища князь с восторгом воскликнул: «Творец неба и земли! Благослови сих новых детей твоих! Дай им прозреть Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские, утверди веру в них правую и несовратимую». А в летописи об этом сказано: «В сей день земля и небо ликовали». Из Киева святая вера пошла по всей земле Русской.

На этом история нашей связи с Константинополем не заканчивается. Последний византийский император Константин XI Палеолог, погибший при осаде Константинополя, детей после себя не оставил. Единственной наследниuей прав на византийский престол оставалась Софья Палеолог (племянница Константина), вышедшая замуж за русского царя Ивана III. Таким образом, русские цари стали прямыми наследниками прав византийских императоров. Все европейские державы и папы римские признавали за русскими царями эти права. Видя со стороны турок опасность для своих государств, они не раз упрашивали русских правителей выступить против османов. Не желая быть орудием в чужих руках, ни Иван III, ни другие русские цари тем не менее не отказывались от прав
на византийский престол . Иван III присоединил к своему московскому гербу герб византийских императоров - черного двуглавого орла с двумя коронами. В Оружейной палате Московского Кремля хранится и трон византийских императоров, привезенный Софьей Палеолог. Таким образом, русские цари, а вместе с ними и вся земля Русская, считались законными наследникам и на византийский престол. И никогда они от этих прав не отказывались.




Теперь о падении Константинополя.

Во второй половине XIII века турки прочно утвердились в Малой Азии. Пользуясь смутами и династическими раздорами в Византийской империи, они отхватывали кусок за куском. К середине XV в ., когда на престол вступил последний византийский император Константин XI Палеолог, бывшая великой Византийская империя состояла из одного лишь Константинополя.

Осада Константинополя началась 6 апреля 1453 г. Перед этим турецкий султан отправил к византийскому императору Константину послов с требованием сдать город, чтобы избежать кровопролития. Константин отказался, после чего 6 апреля на рассвете раздался первый пушечный выстрел.

Больше полутора месяцев держался Константинополь. Как гласит легенда, за несколько дней до финального штурма, языки огненные изошли изо всех сорока окон барабана храма Святой Софии, поднялись вверх, соединились и огненным шаром вознеслись в разверстые врата небесные. И врата затворились за ними . . . Наутро Константинопольский патриарх сказал императору: «Город обречен. Ангел Святой Софии покинул свой град и храм».

29 мая, на рассвете, турки пошли на штурм. Накануне султан Мехмед II объехал свой лагерь,
ободряя солдат и суля им блага земные и небесные: «Многие из вас падут, но пусть помнят они слова Корана:"Кто умрет в такое время, то будет принимать яства и питие в раю и возлежать с гуриями, совершив благовонные омовения ". Тех же, которые переживут победу, ожидает двойное жалованье до конца их жизни. После взятия города я предам его вам на три дня, исключая стены и здания. Вся добыча, золото и серебро, одежда и женщины - все ваше!»




По преданию после захвата Константинополя султан Мехмед II повелел его жителям собрать все сокровища (церковные и свои) в месте, которое он сам назначил. Когда византийцы выполнил и его повеление, султан взглянул на огромные кучи золота и с удивлением и негодованием воскликнул: «Безумный народ! Где же был ваш разум, что вы, собрав
столь несметные богатства, не могли сохранить своего города? Вы не могли противиться даже одному только народу, победившему вас без помощи других! Ведь посредством сего сокровища не только должно было погибнуть все мое ополчение под стенами Константинополя, но и ополчения многих других народов, если бы они соединились со мною. А посему вы как предатели своего Отечества не должны существовать на земле и должны будете принять определенное мною для вас наказание».

Сказав это, он дал знак рукой, и сарацины в ту же минуту умертвили вельмож и благородных людей, оставив только простой народ с женами и детьми. Так в истории произошло событие, когда город, бывший тысячу лет столицей одного царства, в течение всего 24 часов превратился в столицу другого государства, основанного и устроенного совершенно другим народом - с другими верованиями, языком и преданиями.

Когда турки заняли все кварталы Константинополя султан Мехмед II проехал по главным площадям и улицам византийской столицы и направился к храму Святой Софии, в котором укрылись около десяти тысяч человек. С грохотом упали двери, и толпа янычар ворвалась в храм, сокрушая все на своем пути...В течение одного дня все мужчины были связаны веревками, а женщины - собственными покрывалами. Чтобы поскорее всех увести, хватали и связывали как попало: девушек - с рабами, священнослужителей - с привратниками, сенаторов - с монахами. Несчастных монахинь силой отрывали от алтарей и с растрепанными волосами гнали вон из храма. Кругом раздавались стоны, плач и предсмертные крики умиравших: «Кто изобразит это бедствие? Кто опишет плач и крики
детей , слезы матерей, рычание отцов? Там один турок тащит из храма монахиню, а другой вырывает у него добычу. В другом месте тащат женщину за косу, и грудь у нее обнажена. Госпожа и служанка, господин и раб связаны вместе. Молодые люди связаны вместе с девицами, которых до того не смел коснуться солнечный луч, и которых едва отец видел. Если кто оказывал сопротивление, того били беспощадно». Так писал один из очевидцев о Святой Софии, которую русский паломник мечтал увидеть и благоговейно плакал и молился при появлении на горизонте ее купола.




А теперь пленных вывели из храма и, как животных, погнали по улицам города. По дороге к ним приставали новые партии, и так было захвачено около 60 000 пленников. А потом завоеватели стали грабить святыни. Все, что веками стекалось в храм Святой Софии, было похищено: золото, серебро и жемчуг, сосуды и украшения . . . А когда больше уже нечего было грабить, завоеватели изорвали картины и сломали статуи. Историк Франтца, очевидец падения Константинополя и вместе с другими византийцами попавший в плен, впоследствии писал: «Земли не было видно под трупами. Всюду слышались крики и стенания почтенных матрон и дев, посвятивших себя Богу. Кто опишет крик и плач детей, оскорбление святынь и прочие ужасы? Здесь представлялась взорам Божественная Кровь Спасителя, разлитая по полу, и Тело Его, разбросанное по углам. Переломанные священные сосуды валялись повсюду. Священные ризы, вытканные золотом и шелком, служили попонами лошадей или клались под ноги, как ковры. Многое и другое совершилось в этот день, что возмутило бы душу каждого и исторгло слезу».

На третий день после завоевания Константинополя, обычная в тот день мусульманская молитва происходила уже в Святой Софии, наскоро обращенной в мечеть. Впоследствии султан Мехмед II прибавил к Святой Софии два минарета и два контрфорса с юго-восточной стороны. При султане Баязиде II был построен еще минарет (у дворцовых ворот). В 1569 г. султан Селим II возвел еще два минарета и несколько подпорных стен. Переделывая собор в мечеть, турки уничтожили многие мозаики и фрески со святыми образами, часть их покрыли надписями или затянули толстым закрашенным холстом, так как ислам запрещает иметь в мечетях изображения. Некоторые мозаики были разобраны и проданы иностранцам.

В середине XIX века, когда огромное здание собора вот-вот готово было обрушиться, султан Абдул-Меджид приказал основательно его отреставрировать. Для этого пригласили знаменитого зодчего Фоссетти. Когда с внутренних стен была отбита штукатурка, закрывавшая фрески, их показали султану и спросили: «Заштукатурить ли их снова или только слегка позолотить?». Следует вспомнить, что в последнем случае фрески, естественно, будут просвечивать, что нарушило бы правила ислама, не допускавшие в мечетях изображений. Султан задумчиво посмотрел и сказал: «Нет, позолотите только слегка. Может быть, когда-нибудь придется их снова совсем открыть».

Внутренность храма после 400 лет вернула свои прежние краски, вновь выступила драгоценная мраморная облицовка Святой Софии и мозаики на золотом фоне. Правда, некоторые изображения погибли (полностью или частично), все изображения живых существ были покрыты слоем извести, но при работе были приняты все меры предосторожности: сначала турки закрыли все фигуры парусиной, на которую потом нанесли тонкий слой краски.

В 1935 г. по распоряжению президента Турции Кемаля Ататюрка храм Святой Софии был превращен в музей. Реставраторы вскрыли часть мозаик. Над дверями при входе в храм открылась хорошо сохранившаяся мозаика с четырьмя фигурами - Мария с Младенцем Христом, справа от нее - император Константин Великий с макетом города Константинополя, слева - Юстиниан держит макет Святой Софии.




А это современные туристические будни собора Святой Софии.







О Стамбуле уже написала вот что:
Кое-что о Стамбуле
MERHABA, СТАМБУЛ!
Стамбульский музей Пера
Дневник путешествия в Стамбул
По Босфору и не только
О стамбульских котиках и не только
Стрит-арт в Стамбуле
На лестнице Камондо
Одри Тоту, поезд "Восточный экспресс" и стамбульские вокзалы
Сокровища Капалы-чарши
Египетский базар в Стамбуле
Стамбул с высоты небоскреба "Сапфир"
У Галатского моста
Стамбул с Галатской башни

Фильм о нашем путешествии в Стамбул:

image Click to view



В путь-дорогу, Турция, Стамбул

Previous post Next post
Up