"Танго" С.Мрожека в исполнении актеров Питерского Молодежного театра.

Oct 05, 2010 22:37

Свои гастроли в Москве Питерская молодежка начала именно этим спектаклем. И это на самом деле очень символично. Где-то прочитала, что для Семена Спивака в 1988 году постановка «Танго» стала своего рода «Чайкой». В этом спектакле он обозначил интересные ему темы и индивидуальную режиссерскую манеру.

Из-за того, что артисты прилично переросли своих персонажей, спектакль в 2005 году был снят с репертуара. А летом этого года его специально восстановили для театрального фестиваля и открыли им же московские гастроли театра. Конечно, большинству зрителей, возможно, было непонятно, почему вдруг поседевший Артур решил бунтовать против устоявшихся порядков в своей семье и обществе. Но седина - это наверное было единственное, что мешало поверить, что герою - 20 лет.

Расскажу немного о самой пьесе. Мрожек написал «Танго» в 1964 году, именно в это время сформировалось направление называемое «театром абсурда», Э.Ионеско называл такие драматические опыты "театром парадокса", и мне кажется это более точное определение для пьесы Мрожека. Потому что парадокс - от греческого, неожиданный странный. Ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Тщетно пыталась я уловить логику в развитии сюжета и поступках героев. И в этом тоже прелесть не только драматургии, но и режиссуры Спивака. Ты совершенно не знаешь, что произойдет на сцене в следующую минуту.
Когда вдруг сорванная со стола потрепанная скатерть, на голове Али/Н.Сурковой вдруг превращается в покрывало таинственной дамы, в руках оказывается смешной рваный веер, а Артур\А.Петров предстает в костюме влюбленного испанца. И идет прекрасная и трогательная любовная сцена…
А в следующую минуту мы снова оказываемся на кухне безумной семейки. Дебаты происходящие там невольно напоминают события сегодняшней жизни. Однако ты одергиваешь себя…пьеса 1964 года, а поставлена в 1988году.
В этом наверное и гениальность драматурга, уловить такие тенденции в обществе и поведении людей, которые существуют вне времени..И каждое поколение зрителей уверенно, что пьеса «про нас».

Мрожек умеет рассмешить, создать ощущение, что его цель - бичевание или издевка, но в рассказанных им историях людской одержимости, глупости и обольщения доминирующей нотой все-таки остается незащищенность человека перед лицом жизни с ее беспощадными законами. Мне кажется именно эти добрые ноты в описании героев так близки Семену Спиваку. То, что меня восхищает во всех его спектаклях.

Ты смеешься не просто ради смеха, ты хохочешь, но на сцене нет пошлости, ты плачешь, но на сердце светло. Спивак умеет дотронуться до разных струн души своего зрителя. Всегда чуть подтягивая его к лучшему, что есть в человеке.

Хочу процитировать его слова в одном из интервью. «Мне кажется, современная драматургия по большей части депрессивная, злая. Как книжки, которые сейчас выпускаются: «Я стерва», «Как стать ведьмой». Неудобно теперь даже произнести: «Я добрый, мягкий», но именно эти определения я бы отнес к нашему театру.Я вот жду, когда же какой-нибудь драматург напишет пьесу, которая и ему будет помогать жить, работать, любить, смотреть на небо - что и является жизнью… Тогда у нас и появится драматургия, а сейчас только модные направления. Но мода проходит. Как выбираешь пьесу: если читаешь - и не можешь уже не ставить. А если думаешь, поставлю-ка я современную пьесу, то хорошего не получится. Ум в искусстве ничего не стоит, не весит. Только чувства, интуиция».

Режиссура Спивака очень индивидуальна. Ведь если задуматься, не только окружающая среда влияет на нас (как писала я в недавнем своем опусе). Безусловно, что человек накладывает отпечаток на дело, которым он занимается. Если вдуматься, все с чем мы соприкасаемся - это плод действий каких то других людей. И не всегда кстати хороших.

В творческой среде это еще более заметно. Не буду приводить негативные примеры. Но, смотря спектакли Семена Спивака, ты чувствуешь, что поставил их не только талантливый и профессиональный режиссер, а так же добрый и светлый человек с прекрасным чувством юмора. Так что очень повезло питерской молодежи, что у них есть такой театр, такой главный режиссер и такие артисты.
А нам остается только встречаться с ними на гастролях, да иногда, заехав в гости к Сурковой, сходить по контрамарке на спектакль.

Молодежный театр на Фонтанке, гастроли, "Танго", Семен Спивак

Previous post Next post
Up