Стиль Британских рыбаков. Часть 2. Самобытный Корнуолл.

Jun 13, 2023 11:49





Картина Джеймса Марша "Корнуолльский рыбак"


Сейчас раннее утро, и пока весь остальной мир спит, мы заводим двигатель, включаем навигационные огни и быстро выбираем ходовой конец швартова. Когда мы проходим мимо пирса, команда укладывает канаты, в последний раз проверяет снаряжение, и мы скользим в темноту, чтобы начать новый рабочий день. Как говорят на суше, “early bird catches the worm” (ранней пташке - жирный червяк). И это правда! Для лучшего улова нужно начинать день пораньше.

Это строки из дневника Дэвида, шкипера рыболовецкого траулера "Кристалл Си", работающего на юго-западных подходах, где Атлантический океан встречается со скалистым побережьем Корнуолла (англ. Cornwall, название полуострова и графство в Великобритании).

Здесь, на краю великого океана, как и сотни лет назад, рыбаки из поколения в поколение сохраняют свое исконное ремесло. Они несут на своих плечах традицию, которая объединяет энтузиастов в единое морское сообщество. Но что же в буквальном смысле носили на плечах корнуолльские рыбаки сто лет назад? Чем был так уникален их образ, что стал символом прибрежной жизни? Об этом в нашей статье… Приятного погружения!



Рассвет над Корнуоллом. Источник https://cadgwith.com/philipmartin.htm

Многое изменилось за сто лет. Появились навигаторы и радары, лебедки с электро- и гидроприводами и другое новомодное оборудование. Но рыболовный промысел все равно остается тяжелым ремеслом, работой не для всех. Такой путь выбирают сильные и отважные мужчины. Они не просто ходят на работу, чтобы уйти от проблем, нужды или ипотеки. Рыбная ловля - это то, чем они всегда хотели заниматься в жизни.

Также поступали их отцы, деды и прадеды, которые работали в суровых условиях круглый год, ориентируясь только на свои охотничьи инстинкты. Тогда не существовало такого понятия, как пособие по безработице или соцобеспечение. Как говорится, кто не работает, тот не ест. Поэтому рыбаки выходили в море и ловили сезонную рыбу, каждый раз надеясь на свою удачу. Они пользовались всеми своими чувствами, чтобы увидеть, услышать, понять водную стихию. Но улов не всегда спешил в сети. Для этого нужно было хорошенько попотеть.



Картина Чарльза Напье Хэми (Charles Napier Hemy) "Как лодки возвращаются домой" (How the Boat Came Home) 1886 г.

Так, на юго-западной оконечности полуострова Корнуолл на входе в пролив Ла-Манш, в местечке Каджвит (англ. Cadgwith), нет естественной гавани, с которой бы рыболовецкие суда (люггеры) могли отправляться на промысел.



Вид на бухту Каджвита. Источник https://cadgwith.com

Всей рыбацкой коммуне приходилось “вручную” спускать суда в воду, одно за другим, у пологого входа в море, а по возвращении - тянуть их обратно вместе с уловом. В наши дни рыболовецкие траулеры на берег затягивают с помощью электрической лебедки Hornsby, установленной здесь с 1911 года.

Зимой в Корнуолле бушуют сильные шторма, с силой ветра до 11 баллов по шкале Бофорта, океан начинает наступать на заснеженные берега. Ураган может потопить многотонный рыболовецкий траулер, не говоря уже о легких парусных люггерах, используемых для промысла в XIX и начале XX века. В такое время рыбаки не выходили в море. Они чинили сети, латали паруса, мастерили из ивовых веток ловушки для крабов и ждали, когда пройдет сезон штормов. Во время особенно сильных штормов рыбакам приходилось тащить люггеры как можно дальше от береговой линии, иначе ураган мог повредить судна или унести в море.



Вид на бухту Каджвита во время шторма в 2014 году. Источник https://cadgwith.com



Вид на бухту Каджвита во время шторма в 2014 году. Источник https://cadgwith.com

Жесткие условия существования заставили жителей Корнуолла сплотиться в тесные рыбацкие общины. Мужчины работали вместе как единый отлаженный механизм.

Закаленные суровыми зимними ветрами, местные рыбаки славились скверным характером и яростным нравом. “Живописные головорезы” - так их описывали современники. Особо “выдающимся” рыбакам давали соответствующие клички. Например “Черный Угорь”, “Sharky” или “Jack-try-me”. В деревнях частенько проходили стычки и драки, доставалось и пришлым англичанам “revenue man”, сборщикам налогов.



Рыбаки в городе Лу (Looe) в Корнуолле. 1906г. Рыбака с багром зовут Джозеф Флетчер, а второго, сидящего в лодке - Уильямс по кличке Черный Угорь (Black Conger Williams), прозванный так за свой ужасный характер.

Расположение полуострова Корнуолл - на самом краю страны, способствовало процветанию контрабанды и мародерства. Немилосердные шторма и береговая линия, испещренная опасными скалами, губила многие корабли, заходившие в местные гавани.



Крушение парусника «Милдред» (The Mildred) в Гернардс-Хед (Gurnards Head). 6 апреля 1912 года.

Все добро с затонувших судов, которое море выбрасывало на берег, местные жители рассматривали как “дары моря” и присваивали себе. Таких “собирателей” называли “wrecker”(англ. wreck - обломок, развалина, крушение).

Вот, к примеру описание Уильяма Ричардса по кличке Payow, контрабандиста из Корнуолла, опубликованное в уведомлении Адмиралтейства в Уатхолле от 27 октября 1801 года:

Возраст около 52 лет, рост пять футов семь дюймов (1.70 м), крепкое телосложение, темные и короткие волосы; смуглый цвет лица, темно-серые глаза, красноватые ресницы и брови, рыжая борода, причем необыкновенно большая и пышная; голос резкий и пронзительный.

Адмиралтейство предлагало 100 фунтов стерлингов любому, кто задержит или сообщит о местонахождении Ричардса и его сообщников. Награда подлежала выплате после осуждения преступников. Если кто-либо из контрабандистов донесет на своих товарищей, они могли рассчитывать на королевское помилование.

Жизнь корнуолльских контрабандистов в XIX веке легла в основу романа «Jamaica Inn»/«Трактир «Ямайка» (1936 г.) известной британской писательницы Дафны дю Морье.  В 1939 году сэр Альфред Джозеф Хичкок снял весьма примечательный фильм «Jamaica Inn», основанный на этом романе, с Морин О'Хара и Чарльзом Лоутоном в главных ролях.



Афиша к фильму «Трактир «Ямайка» 1939 г.

Но несмотря на такую сомнительную репутацию, корнуолльские рыбаки, “бесстрашные и дикие” стали своеобразной “иконой стиля” прибрежной жизни. Простой и самобытный образ рыбаков сохранился в веках благодаря целой плеяде художников: Walter Langley (1852-1922), Charles Napier Hemy (1841-1917), Frederick James McNamara Evans (1859 - 1929), Edwin Harris (1855-1906), Percy Robert Craft (1856-1934), Harold Charles Francis Harvey  (1874-1941), Stanhope Alexander Forbes (1857-1947) и другие. Сообщество таких художников-энтузиастов, называвших себя Newlyn School, было основано в рыбацкой деревушке Ньюлин на южном побережье полуострова. “Ньюлинцы”, бежавшие от суеты городской жизни, нашли в Корнуолле невероятные пейзажи и бесконечные сюжеты для своих картин.



Ньюлин, Корнуолл. Начало XX века. Жены рыбаков с детьми готовят дневной улов для продажи.



Стэнхоуп Форбс (Stanhope Alexander Forbes). Продажа рыбы на пляже в Корнуолле. 1885 год.

Образ корнуолльского рыбака сохранился не только на картинах, но и в английской литературе. Например, в бессмертных рукописях леди Агаты Кристи. В своих произведениях гениальная писательница спрятала множество любопытных подробностей о жизни и привычках британцев начала XX века. Но эти “тайные улики” нужно искать в оригинальных версиях книг на английском языке, поскольку в процессе перевода вкусный “культурный контекст” теряется, искажается или обрезается. Так, упоминание о “корнуолльском рыбацком костюме” можно отыскать на страницах детективного романа “Вечеринка в Хэллоуин” (Hallowe'en Party), впервые опубликованного в Великобритании в журнале «Collins Crime Club» в ноябре 1969 года.

«Раздался протяжный звонок входной двери в квартиру. Кто-то настойчиво держал кнопку звонка с каким-то неистовым усилием, словно наслаждаясь исходящим от него тревожным звуком. Пуаро слышал, как Джордж открыл дверь. Но, прежде чем ему удалось должным образом представить визитера, в гостиную ворвалась Ариадна Оливер, таща за собой Джорджа на буксире, облаченная во что-то, похожее на рыбацкую зюйдвестку (sou'wester) и непромокаемый костюм из ойлскин (oilskins).

- Что вы такое на себя надели? - удивился Эркюль Пуаро. - Позвольте Джорджу забрать это, оно очень мокрое!

- Конечно, оно мокрое! - сказала миссис Оливер. - На улице очень сыро!

- Могу ли я предложить вам ячменную воду с лимоном, - сказал Пуаро, - или может быть лучше бокальчик eau de vie?

- Я ненавижу воду! - ответила миссис Оливер. - Ненавижу её! Я никогда раньше не думала, что воды может быть так много!

- Мой дорогой друг, - сказал Эркюль Пуаро, когда Джордж вытащил ее из хлопающих складок мокрого облачения. - Подойдите и сядьте сюда. Позвольте Джорджу наконец избавить вас от этого… Что, вы говорите, на вас надето?

- Я раздобыла это в Корнуолле, - сказала миссис Оливер. - Настоящий, исконный рыбацкий костюм из ойлскин!

- Такой костюм наверняка удобен для рыбаков, - сказал Пуаро, - Но, думаю, леди он совсем не подходит. Слишком тяжелый! Но давайте же присядем и вы мне расскажете все по порядку!» /Авторский перевод fishtofry/



Вырезки из каталогов Barbour 50-60-х годов . Так мог выглядеть костюм миссис Оливер.

Давайте же познакомимся с исконным рыбацким костюмом из Корнуолла, который был распространен в конце XIX - начале XX века. Обо всем по порядку.

“Fisherman's oilskin” или “oilskin smock” - это непромокаемая одежда, напоминающая свободную рубашку или “рабочий халат”, сшитый из ткани ойлскин (англ. oilskin), который защищал рыбака от непогоды, ветра и морских брызг. Основой такой ткани была парусина (из смеси хлопка и льна) или плотная хлопковая ткань, пропитанная особым составом на основе льняного масла и воска. Изделия из такой ткани получались жесткими, износостойкими и тяжелыми (о чем упомянул мосье Пуаро). Их бесконечно чинили и латали, пока было место для заплатки и пока ткань не разваливалась.



Открытки Корнуолла. Начало XX века.

Первые ойлскины изготавливались вручную с помощью парусной иглы и «sailmaker’s palm» - приспособления, похожего на плоский наперсток, надетого на руку.



Sailmaker’s palm

Ойлскины шили жены рыбаков по выкройкам, которые хранились в семье поколениями. В регионах Корнуолла и за его пределами можно было встретить разные модификации рыбацких ойлскинов. Так, для Ньюлина была характерна Т-образная конструкция изделия с широкой горловиной и воротником-стойкой. Свободная посадка позволяла надевать ойлскин поверх рубашки или свитера гэнси (в зависимости от сезона). Некоторые модели надевались как плащ и имели пуговицы.



Рыбак в ойлскине из Сент-Айвс (Корнуолл), начало XX века. Фотография из архива The Keasbury-Gordon Photograph Archive.

Изделия различались по длине - короткие (чуть ниже пояса, как куртка), средние (по колено) и длинные (ниже икр). Цвета варьировались от темно-коричневых до кремового (полученные из натуральных красителей, использовавшихся также для окраски парусов).

Особенностью всех моделей была максимально простая отделка (без каких-либо деталей), отсутствие карманов и укороченные рукава.

Благодаря своей функциональности oilskin smock стал незаменимым элементом одежды, которую корнуолльские рыбаки носили круглый год.

В качестве небольшого отступления следует пояснить касаемо термина “oilskin smock”.  Слово “smock” на русский условно переводится как рубаха, свободная рабочая одежда и т.д. (и не имеет ничего общего с копчением, курением или вечерним нарядом). Оно использовалось в крестьянском обиходе. “Smock-frock” - это традиционная рабочая одежда до колен, сделанная из льна, хлопка, конопли или шерсти. Такие “смоки” носили сельскохозяйственные рабочие по Англии (England) и Уэльсу (Walles) на протяжении XVIII и начала XIX веков. Smocking - это особая техники “сборки ткани”, когда ткань собирается на шее, плечах и манжетах, удерживаясь на месте с помощью поверхностной вышивки, которая позволяет ей растягиваться для удобства движений (когда швейная резинка еще не была изобретена).



Типичный смок английских крестьян. Источник The Museum of English Rural Life, University of Reading, UK.

Художники из Ньюлинской школы, жившие и работавшие на побережье Корнуолла в XIX веке, сами стали носить рыбацкие «oilskin smock», находя такую одежду удобной и практичной. Сегодня «смок» больше ассоциируется с богемой (художниками, скульпторами) или ремесленниками (гончарами, мастерами), чем с рыбаками. Единственным изменением в современной модификации такой одежды - вместо ткани ойлскин используются обычный хлопок или лен, а само изделие имеет более длинные рукава и два накладных кармана.



Слева - модели из журнала 1930-ых годов, справа - художник в "art smock".

Следующим элементом гардероба рыбаков была шерстяная куртка или свитер гэнси ( про гэнси читайте тут).



Открытка с корнуолльским рыбаком в примечательной куртке.

В летнее время гэнси заменяла рубаха из хлопка. Такие рубашки были цельнокроеными (надевались через голову), со свободной посадкой, длиной до колен, с горловиной без воротника или воротником-стойкой. У некоторых моделей вырез для горловины имел застежку на пуговицах. Цвета рубашек варьировались от темных оттенков коричневого и серого до бежевого и светло-серого.

Чтобы защитить от непогоды нижнюю половину тела сильная половина рыбацкой общины носила плотные хлопковые брюки oilskin. Традиционно такие брюки имели высокую посадку (почти до груди), были свободными и мешковатыми сзади, с пуговицами на ширинке. Передние карманы иногда снабжались клапанами на пуговицах. Цвета варьировались от темно- коричневых до кремового и серого. Фиксировали брюки подтяжками или веревкой вместо пояса.

Другая разновидность брюк - «Stoker’s pants». Это брюки из плотной ткани (шерсти или парусины) с высокой посадкой, свободные и мешковатые сзади. Спереди у таких брюк находилась так называемая “застежка” - откидной верх или "лацбант" (его еще называют "откидной фартук"). Фиксировались брюки на 3-4 пуговицы. Название буквально переводится как “штаны кочегара” (анг. stoker - кочегар). Такие брюки носили рядовые матросы Королевского морского флота, которые работали “кочегарами” на суднах с паровым двигателем.



Слева - картина Уолтера Лэнгли (Walter Langley) "Старый лоцман" (An Old Pilot). Справа - фото брюк с откидным фартуком.

Головной убор был не менее важным элементом рабочей и повседневной одежды рыбака. В зависимости от сезона и назначения рыбаки носили:

1) Шляпа Зюйдвестка (англ. “sou’wester” или “southwester”).

По некоторым версиям, название происходит от юго-западного ветра, который доминирует в северных широтах и приносит с собой обильные осадки. Зюйдвестка была самым почитаемым и самым популярным головным убором среди рыбаков и моряков, курсирующих далеко за пределами Атлантики (в том числе моряками Норвегии, Франции, Голландии и даже России).



Вырезка из винтажного журнала с модификациями зюйдвестки.

Спереди поля такой шляпы защищали глаза от попадания воды, при этом не мешая обзору, а сзади и по бокам плавно расширялись, что помогало отводить воду назад. При этом такая конструкция защищала шею от ветра и дождя, так как рыбаки часто стояли спиной к ветру, когда тянули рыболовные сети. Зюйдвестка имела объемную тулью, которая принимала форму головы. Это гарантировало, что она останется на голове даже при самом сильном ветре. Изготавливали зюйдвестки из ткани oilskin в различных модификациях. Некоторые модели имели накладки на уши с ремнями для фиксации на подбородке, такой способ дополнительно помогает удержать ее на голове.



Слева - медведь Паддингтон в красной зюйдвестке. Справа - картина Уолтера Лэнгли (Walter Langley) "Старый морской волк" (The Old Salt). 1882 г.

2) Тэм-о-шентер - широкий шерстяной берет с помпоном. Такие очаровательные головные уборы носили рыбаки на всем побережье Британских островов, в том числе на Аранах. ( об Аранских островах читай тут).

3) Фетровые шляпы с круглым верхом и низкой посадкой.

Дополнительный аксессуар рыбака - это шейный платок (roppers - англ.) для защиты от ветра.



Слева - картина Фредерика Джеймса Макнамара Эванса "Рыбак". Справа - фото шейного платка Fisherman's Neck Scarf.

На ногах корнуолльские рыбаки носили тяжелые кожаные сапоги до колен.



Картина Френка Ричардса (Frank Richards) "Рыбак" 1890 г. (The Fisherman)

Ну и завершала образ, конечно же, обширная борода (или пышные бакенбарды), трубка и задумчивый взгляд.



Картина Уолтера Лэнгли "Рыбак" 1891 г.

На берегу, судя по картинам современников, рыбаки в основном чинили сети, паруса и читали новости, попыхивая трубкой. В другие “повседневные заботы” рыбаки не имели обыкновения вовлекаться. Поэтому на женщин ложились все хлопоты по дому, уход за детьми, сбор водорослей, сельскохозяйственные работы, а также помощь мужьям в сортировке и чистке рыбы. Но это уже другая история…



Картина Уолтера Лэнгли (Walter Langley) "Добытчицы" ( "The Breadwinners" ) 1896 г.

Чтобы завершить эту историю на приятной ноте, обратимся снова к дневнику Дэвида:

Поднятие сетей на поверхность - всегда очень волнительно. Каждый раз в такие моменты мы задаемся вопросом, верны ли были наши охотничьи инстинкты. Мы размещаем траловую сеть у кормы, а затем медленно обходим по кругу и берем концы сети. Чайки громко кричат, когда концы сети подплывают к борту лодки. Это всегда хороший знак - чем громче их крики, тем обильнее улов. А сегодня они обнадеживающе шумные!

Желаю и Вам, любезные читатели, не бояться штормов и заплывать в далекие моря и океаны!

И пусть Ваш улов всегда будет богатым!

Корнуолл, британский стиль, Ньюлинская школа, british fishermen, oilskin smock, british style, британские рыбаки, тэм-о-шентер, рыбаки, ойлскин, tam o'shanter, the aran islands, fisherman's oilskin, newlyn school, одежда для рыбаков, Англия, гэнси, Зюйдвестка, Агата Кристи, Традиционный костюм, cornwall

Previous post Next post
Up