О том, как маленькая девочка победила стыд и страх.

Oct 16, 2013 17:58

     Лина пришла ко мне на терапию давно. У неё глубокий, низкий, грудной и чуть надтреснутый голос. Её отличает от многих последовательность и упорство. Мы делали уже дважды перерыв, и она снова возвращается к совместной работе над собой. Подозреваю, что она вообще не останавливается в стремлении к гармонии. Она никогда не жаловалась и не жалуется ( Read more... )

история, родители, приоритеты, травма, исцеление, чудо, воспитание, мужчина, целомудрие, чувства, психотерапия, насилие

Leave a comment

asun October 16 2013, 19:02:57 UTC
Ей и сейчас некому. Вы - не друг и не родня, вы специалист. А с близкими она по-прежнему молчит. По-моему, ей трудно - насилие продолжается, рот по-прежнему зактнут.

Reply

fina_ru October 17 2013, 05:44:37 UTC
Вы сейчас обесцениваете произошедшее.

Reply

nurlena October 17 2013, 06:49:26 UTC
Интересно, почему нужно было рассказать именно другому человеку? Ведь сама она уже знала, что все произошедшее неправильно, что взрослый мужчина - извращенец, что ей повезло вообще остаться в живых. И все-таки нужно, чтобы это проговорил кто-то другой, а сам себе человек не может дать необходимую поддержку и принятие (я не только о Лине).

Reply

fina_ru October 17 2013, 08:18:03 UTC
Просто рассказ обычно вызывает повторную травматизацию. В нашем случае важно было почувствовать те чувства и ощущения, прожить их и тем самым освободить силу сопротивления, силу поиска выхода в этой ситуации. Не рассказ, а медленное вспоминание-прохождение чувств, каждое в отдельности.

Reply

nurlena October 17 2013, 08:35:07 UTC
вспомнить и пережить чувства, теперь понятнее.

Reply

fina_ru October 17 2013, 08:43:36 UTC
и перейти к другому состоянию - освобождению

Reply

natasha_toys October 18 2013, 08:45:33 UTC
Мне кажется, что жертвы сексуальных преступлений, как правило - дважды жертвы. Первый раз из-за самого преступления, а второй раз из-за того, что их не могут понять близкие. И не по вине близких, а потому что то, что потом в близких вскрывается, очень непредсказуемо. Целый пласт, состоящий из стыда, страха, детских травм и переживаний, связанных с сексуальностью, каких-то общественных и религиозных догм, представлениях о морали, и т.д...

Вспоминаю историю, расказанную психиатором Ольгой Кхаритиди в книге "The master of lucid dreams". Женщина, пережившая сексуальное насилие в детстве, встретила человека её мечты, взаимная любовь, брак, и всё такое. И тут она решает ему рассказать о своей травме. Дальше следует совершенно неадекватная реакция мужа: он насилует её и тут-же от неё съезжает, навсегда.

Reply

fina_ru October 18 2013, 10:15:04 UTC
Сильная история. У меня в практике пока такого не встречалось. Встречается другое чаще всего - люди слушают историю и не впускают в себя это новое знание, видимо, оно настолько травмирующее, что родитель отнекивается, как бы говоря: этого не было, этого с моим ребёнком не могло быть, этого не было со мной как с родителем. Именно эта реакция стандартна. Если окружающие встречаются с таким, то отрицание выглядит иначе. Люди начинают или обвинять тебя в том, что очерняешь людей (насильника), или говорят, что ты всё придумала зачем-то, или всё ещё круче: "Раскрой глаза, это происходит со всеми, но не все бегут докладывать или страдают. Встают и снова живут. Подумаешь, устроила трагедию. Не ты одна такая, так тебе и надо". И чаще всего: "Сама виновата". Я думаю корни такой реакции уходят глубоко в историю. Это коренится в иерархических отношениях мужчины и женщины. В невозможности прожить своё горе, поскольку в истории изнасилованный сразу становился изгоем, парией, ему практически не давали права на дальнейшую жизнь. Достаточно почитать ( ... )

Reply

natasha_toys October 18 2013, 20:09:26 UTC
Я тут вспомнила фильм "Тесс" Романа Поланского. Её полюбил человек, который вроде бы отошел от шаблонов общества. Выросши в семье священника, ушел учиться доить коров. Вместо того, чтобы в церковь ходить, на свирели играл. Но когда узнал, что её возлюбленная однажды была изнасилована и впоследствии родила ребенка, произнес заумную фразу: "Ты больше не та женщина, которую я любил. Ты - другая женщина в её образе". Это было в позапрошлом веке. Хотя мне все-таки кажется, что сейчас общество немного изменилось...

Reply

fina_ru October 18 2013, 10:20:35 UTC
Да, и в свете вышесказанного мной, рассказ клиента терапевту - огромный шаг, просто гигантский: она достала свои переживания из себя, она их признала, она может их проживать грустить, гневаться, страдать по этому поводу, она дала себе право болеть от пережитого и пройти это насквозь, чтобы потом отболев, вновь собрать силу и идти дальше. Практика показывает, что к наиболее травмирующим случаям человек в терапии возвращается несколько раз, чтобы уже всё более сильным проживать и очищаться, как бы говоря в последний раз: всё, уже отболело, больше эта история меня не касается, она ушла в прошлое. Скелет, вытащенный из шкафа рассыпался в прах, у него больше нет крепости и власти пугать меня, выпрыгивая в самый неожиданный момент, я знаю, что делать и как встречать опасности реальные и тайные, рядящиеся в прекрасные одежды.

И тогда начинает работать поговорка: "За одного битого двух небитых дают."

Reply

Именно. asun October 18 2013, 17:02:49 UTC
И именно поэтому мой пост выше - не об обесцениваниии работы специалиста и пациентки, а о том, что она продолжает жить в атмосфере насилия. Невозможность сказать близким (получат травму, обвинят жертву, как в вашем примере) и есть повторное насилие, свойственное нашей культуре, что откликается в постах автора ниже ( ... )

Reply

Re: Именно. natasha_toys October 18 2013, 19:52:46 UTC
Я, конечно, не тот, кому Вы задали этот вопрос, но мне кажется, что есть две проблемы - первая - мнение общества о жертве насилия, и вторая - конкретная травма, нанесенная женщине. Эти проблемы немного разные, и в посте Руфины речь шла как раз о травме. Травме нужно посмотреть в лицо, чтобы её исцелить. Для этого не обязательно со всех сторон иметь понимающих людей, достаточно одного, кто примет, поможет и направит. Интересно, какая часть женщин, ставшими жертвами насилия, находит такого человека (или возможности справиться самой)? И какая часть носит травму в себе всю жизнь, будучи той самой "дважды жертвой"?

Reply

Re: Именно. asun October 18 2013, 20:11:58 UTC
Конечно, их две, но они обе - часть одной общей боли. И да, автор решал с пациенткой первую часть, а мой комментарий был об общности этой первой части (травма) и второй (невозможности о травме говорить с неспециалистом).

Как раз очень интересно, как с этой второй частью справляется современная психология (в первой-то уже стало понятно еще в прошлом веке), ведь собственно во второй обозначенной вами проблеме нет единовременной травмы, есть постоянная травмирующая ситуация, вызванная не событием, а устройством общества.

Reply

Re: Именно. fina_ru October 21 2013, 18:49:36 UTC
Вы поднимаете вопрос уже не терапевтический, а социальный. Как остановить насилие? Как сделать так, чтобы жертву перестали считать парией, изгоем?

Тогда эти вопросы встают в ряду других социальных вопросов: тотальное, принятое в культуре насилие над детьми, над женщинами, над теми, кто ниже чином. Насилие над пациентами со стороны медицины. И другие, более тонкие вопросы.

Reply

Re: Именно. asun October 21 2013, 21:18:47 UTC
Нет, как раз терапевтический. Мне интересно, как терапия отвечает на ситуацию, когда остановить насилие пока нельзя, поскольку оно часть культуры.

Чем помогает терапия, когда пациент уже проработал первичную травму, но, находясь в обусловленном обществом постоянном состоянии ре-травматизации и ПСТР, дошел до экзистенциальных вопросов?

В приведенных вами примерах показано, как травматик стал борцом с тем вилом травмы, от которого пострадал. Но это частность - не каждый имеет желание круто менять жизнь и идти в активизм (с другой стороны, почти каждый и так понимает, что то, что с ним сделали - плохо). Допустим, ваша клиентка хочет дальше вести свою профессиональную и частную жизнь, быть и дальше, допуcтим, продавщией, а не становится психотерапетвом и ратотать с травмой, но она также хочет освобождения от ре-травматизации молчанием.

Предполагаю, что существуют наработки, не могут же специалисты не копать в этом направлении.

Спасибо, что ответили.

Reply

Re: Именно. fina_ru October 22 2013, 04:25:49 UTC
Молчание не травмирует само по себе. Если вы пережили хирургическое вмешательство, вы же не испытываете потребности говорить об этом на каждом шагу? А ведь каждая операция - сильнейшая травма. И каждая операция безусловно насилие. Даже при добровольном согласии пациента тело воспринимает операцию как насилие.

Насилие тело воспринимает как опасность для жизни. Из опасной ситуации два выхода: бежать и бороться и один промежуточный - сжаться, чтобы через некоторое время, когда хищник тебя бросил, встрепенуться и уйти. В человеческом обществе встрепенуться и уйти человек почти не в состоянии, особенно, если он ситуацию воспринял не просто как казус, а как насилие над собой. Поэтому в ситуации насилия остаются только два выхода: бороться или бежать.
В ходе терапии человек приобретает способность бороться или бежать. Вот это он и начинает делать в своей жизни каждый раз в ситуации опасности.

Reply


Leave a comment

Up