О том, как маленькая девочка победила стыд и страх.

Oct 16, 2013 17:58

     Лина пришла ко мне на терапию давно. У неё глубокий, низкий, грудной и чуть надтреснутый голос. Её отличает от многих последовательность и упорство. Мы делали уже дважды перерыв, и она снова возвращается к совместной работе над собой. Подозреваю, что она вообще не останавливается в стремлении к гармонии. Она никогда не жаловалась и не жалуется ( Read more... )

история, родители, приоритеты, травма, исцеление, чудо, воспитание, мужчина, целомудрие, чувства, психотерапия, насилие

Leave a comment

Именно. asun October 18 2013, 17:02:49 UTC
И именно поэтому мой пост выше - не об обесцениваниии работы специалиста и пациентки, а о том, что она продолжает жить в атмосфере насилия. Невозможность сказать близким (получат травму, обвинят жертву, как в вашем примере) и есть повторное насилие, свойственное нашей культуре, что откликается в постах автора ниже.
Мне кажется, проговорив само насилие, пациентка прошла, по печальной иронии, только самый легкий отрезок пути. Ведь всю оставшуюся жизнь в нашей культуре ей придется жить в обществе, где "бьют и плакать не дают" - ведь и правда, кому ей "разрешено" плакать, кроме психолога?
А главное, вроде бы и о чем плакать-то? Теперь, после того, как проблема как бы решена (а на самом деле вся жизнь пациентки до и увы, после вытаскивания скелета из шкафа - сплошная ре-виктимизация вследствие общественного заговора молчания)? С какой стороны им с психологом вообще приближаться к проблеме затыкания обществом рта именно жертве, когда даже близким она не может открыться? Ведь это общественный конструкт, а не личные особенности пациентки или состояния ее семейных отношений.

Вообще было бы очень интересно узнать о современном инструментарии психологии по этой проблеме. Логично предположить, что он все время меняется, отражая развитие гуманистических наук - введение понятия культура насилия, обнародование данных о домашнем насилии, которое приводит автор ниже и т.п. Как неспециалисту, мне кажется, что, поскольку пока нет общественного инструмента изменить саму культуру насилия, то и психологическая помощь пока исчерпывается осознанием системности насилия. Что, правда, не проясняет, как же быть с пациенткой - она и так интуитивно чувствовала эту системность, поэтому и старалась не только никому не говорить, но и забыть, чтобы не огрести проблем еще и в ближнем круге. Но ей же по-прежнему тяжело молчать (может быть теперь особенно, потому что она проговорила случившееся). Как дальше можно ей помочь?

Reply

Re: Именно. natasha_toys October 18 2013, 19:52:46 UTC
Я, конечно, не тот, кому Вы задали этот вопрос, но мне кажется, что есть две проблемы - первая - мнение общества о жертве насилия, и вторая - конкретная травма, нанесенная женщине. Эти проблемы немного разные, и в посте Руфины речь шла как раз о травме. Травме нужно посмотреть в лицо, чтобы её исцелить. Для этого не обязательно со всех сторон иметь понимающих людей, достаточно одного, кто примет, поможет и направит. Интересно, какая часть женщин, ставшими жертвами насилия, находит такого человека (или возможности справиться самой)? И какая часть носит травму в себе всю жизнь, будучи той самой "дважды жертвой"?

Reply

Re: Именно. asun October 18 2013, 20:11:58 UTC
Конечно, их две, но они обе - часть одной общей боли. И да, автор решал с пациенткой первую часть, а мой комментарий был об общности этой первой части (травма) и второй (невозможности о травме говорить с неспециалистом).

Как раз очень интересно, как с этой второй частью справляется современная психология (в первой-то уже стало понятно еще в прошлом веке), ведь собственно во второй обозначенной вами проблеме нет единовременной травмы, есть постоянная травмирующая ситуация, вызванная не событием, а устройством общества.

Reply

Re: Именно. fina_ru October 21 2013, 18:49:36 UTC
Вы поднимаете вопрос уже не терапевтический, а социальный. Как остановить насилие? Как сделать так, чтобы жертву перестали считать парией, изгоем?

Тогда эти вопросы встают в ряду других социальных вопросов: тотальное, принятое в культуре насилие над детьми, над женщинами, над теми, кто ниже чином. Насилие над пациентами со стороны медицины. И другие, более тонкие вопросы.

Reply

Re: Именно. asun October 21 2013, 21:18:47 UTC
Нет, как раз терапевтический. Мне интересно, как терапия отвечает на ситуацию, когда остановить насилие пока нельзя, поскольку оно часть культуры.

Чем помогает терапия, когда пациент уже проработал первичную травму, но, находясь в обусловленном обществом постоянном состоянии ре-травматизации и ПСТР, дошел до экзистенциальных вопросов?

В приведенных вами примерах показано, как травматик стал борцом с тем вилом травмы, от которого пострадал. Но это частность - не каждый имеет желание круто менять жизнь и идти в активизм (с другой стороны, почти каждый и так понимает, что то, что с ним сделали - плохо). Допустим, ваша клиентка хочет дальше вести свою профессиональную и частную жизнь, быть и дальше, допуcтим, продавщией, а не становится психотерапетвом и ратотать с травмой, но она также хочет освобождения от ре-травматизации молчанием.

Предполагаю, что существуют наработки, не могут же специалисты не копать в этом направлении.

Спасибо, что ответили.

Reply

Re: Именно. fina_ru October 22 2013, 04:25:49 UTC
Молчание не травмирует само по себе. Если вы пережили хирургическое вмешательство, вы же не испытываете потребности говорить об этом на каждом шагу? А ведь каждая операция - сильнейшая травма. И каждая операция безусловно насилие. Даже при добровольном согласии пациента тело воспринимает операцию как насилие.

Насилие тело воспринимает как опасность для жизни. Из опасной ситуации два выхода: бежать и бороться и один промежуточный - сжаться, чтобы через некоторое время, когда хищник тебя бросил, встрепенуться и уйти. В человеческом обществе встрепенуться и уйти человек почти не в состоянии, особенно, если он ситуацию воспринял не просто как казус, а как насилие над собой. Поэтому в ситуации насилия остаются только два выхода: бороться или бежать.
В ходе терапии человек приобретает способность бороться или бежать. Вот это он и начинает делать в своей жизни каждый раз в ситуации опасности.

Reply

Re: Именно. fina_ru October 21 2013, 18:55:42 UTC
На второй вопрос разные психологи говорят по-разному.

Исцелившийся человек не любит вспоминать о болезни как любой здоровый, а ПТСР (постравматический стрессовый синдром) и есть состояние болезни. Мало того, не только не любит, но и не может, поскольку о болезни можно говорить только из состояния болезни. И в этом смысле о насилии всерьёз могут говорить только те, кто попал в эту ситуацию и не может из неё выйти. Яркий тому пример Мэрилин Мюррей. А другие исцелившись или делают сознательный выбор гражданина и человека и встают на борьбу с насилием или же делают столь же сознательный, а иногда бессознательный выбор и просто живут, стараясь жить максимально по-человечески. Но здесь мы ставим уже не только вопросы социальные, но даже философские, экзистенциальные: о предназначении, о смысле жизни человека, о его совести и свободе.

Reply


Leave a comment

Up