Политсистема ПРБ. Досрочное и надомное голосование
Sep 18, 2020 20:04
Прошедший ЕДГ показал, что основные фальсификации в нынешней российской избирательной системе происходят за пределами избирательных участков. Что с этим делать?
А какую ещё обложку вы ждали?
Для начала разберёмся с терминологией, потому что в последние годы основным направлением редактирования избирательного законодательства было именно расширение всевозможных «альтернативных» видов голосования.
Досрочное голосование - голосование, проходящее до основного дня голосования. В «стандартном» варианте для того, чтобы им воспользоваться, нужна уважительная причина, однако их список по 67-ФЗ открыт. Проходить может в помещении как ТИК, так и в УИК в зависимости от закона о конкретных выборах. Сейчас наметилась тенденция перемещать процедуру в УИК, чтобы повысить «охват». Длится, как правило, 11 дней, в случае досрочных выборов сокращается до восьми. Комиссии должны работать не менее 4 часов (в рабочие дни после 16:00) в день.
На этом ЕДГ использовался другой вид досрочного голосования: двухдневное (пятница и суббота), без необходимости для избирателей указывать уважительную причину и по полному графику работы УИК, с 8 до 20 часов. На ОГ-2020 аналогичная процедура длилась шесть дней и называлась «голосованием до дня голосования».
Со следующего года вступает в силу другая норма: теперь ЦИК получил права увеличивать число «полноценных» дней голосования до трёх, а также устанавливать их порядок проведения.
Голосование на придомовых территориях, оно же «голосование на пеньках и в багажниках» - нововведение ОГ-2020, перекочевало в ЕДГ и, видимо, сохранится и в порядке «нового» трёхдневного голосования. Территории определяются ИКСРФ. Формально требуется обеспечить тайну голосования (установить ширму или кабинку), на деле же на ОГ на это «забивали», после возникшего общественного резонанса на ЕДГ вроде бы стало получше.
Главная проблема такого голосования - затруднённость наблюдения за ним. Изначально предполагалось, что часы работы УИК в помещении и «на пеньках» должны быть взаимоисключающими, но потом эту норму убрали, позволив комиссии параллельно работать в двух местах.
Голосование вне помещения, оно же надомное голосование - популярный способ обеспечить «нужный» результат на выборах с честным подсчётом и низкой явкой до начала «раскрутки» вариаций досрочки. В «доковидные» времена существовал закрытый список оснований его использования - нахождение под стражей (читай в СИЗО, осуждённые права голоса не имеют) и состояние здоровья. По майским «санитарным поправкам» список стал открытым. Формально на внесение в список «надомников» нужно согласие избирателя, но очень часто такие списки составляются органами социальной защиты, и избиркомы их «подмахивают». С этим связан распространённый метод фальсификации, при котором за 2 часа комиссия «объезжает» 300-400 якобы изъявивших желание проголосовать дома.
Впрочем, даже если списки реальные и голосование реально проводится, то его результаты частенько предсказуемые, так как обычно им пользовались находящиеся в вынужденной самоизоляции старики, не знающие никаких кандидатов, кроме тех, о которых говорят по телевизору, то есть провластных. А иногда комиссия «ненавязчиво» подсказывает, в какой квадратик непременно нужно поставить галочку.
Голосование на отдалённых территориях - в тундру, тайгу или аул Дагестана летят члены комиссии с переносными урнами. Туда же относится и голосование на судах. В силу малого числа избирателей, затронутых этим методом, интерес к его использованию невелик. Впрочем, в этом году некоторые хитроумные избиркомы решили записывать в «отдалённые территории» обычные микрорайоны городов.
Голосование по почте - главная мишень критики для Дональда Трампа, в России же почти не используется, хотя и прописано в законе. Комиссия рассылает участникам голосования (в ряде штатов США всем зарегистрированным избирателям) бюллетени, те должны их заполнить и отправить обратно в комиссию. Очевидный недостаток - затягивающийся подсчёт, ведь почта сами знаете как работает :) И даже если с почтой всё нормально, то это не мешает, например, в Калифорнии растягивать объявление результатов на месяцы. Они хоть успеют всё сделать до голосования выборщиков?
* * *
Дальше не будет много теории на тему «какое голосование лучше», потому что вывод один: в России любые методы голосования, кроме очного голосования в один день на участке, играют на руку только одному участнику выборов - «избиркомовскому». Без сомнения, когда доверие к избирательной системе вырастет, рассмотреть возможность «создания комфортных условий для избирателей» (любимый аргумент Памфиловой) можно. Сейчас такого доверия нет, а значит, основной задачей должно быть не «привести больше людей на участки», а обеспечить условия для честного подсчёта голосов.
В связи с этим у меня довольно радикальные предложения:
1. Досрочное голосование допускается только на отдалённых территориях, перечень отдалённых территорий определяется на федеральном уровне.
2. Надомное голосование не применяется в принципе. Да, часть избирателей таким образом отсекается, но она и наиболее подверженная манипуляциям в силу объективных причин.
3. И уж тем более не должны использоваться голосования «на пеньках» и по почте.
4. Конечно, голосование должно идти строго один день.
5. А вот что нужно оставить, так голосование по месту нахождения, конкретно возможность легко и без лишней волокиты «перекрепляться» от одного участка к другому. Тут важное замечание: по нынешнему законодательству «местонахи» не получают бюллетени для голосования по округам, если они не прописаны в этом же округе. Институт прописки-регистрации в его советско-российском понимании должен быть ликвидирован, после чего должен измениться и подход к смене участка.
По истечении 5-10 лет, когда доверие к государственным институтам и системе избирательных комиссий достигнет нужного уровня, нужно рассмотреть вопрос о возвращении каких-то из «дополнительных» видов голосования. Скорее всего, речь пойдёт о досрочном голосовании, но с жёсткими ограничениями на его использование: только в ТИК, с закрытым списком причин и необходимостью документированно подтверждать невозможность голосования в основной день.