Калининград. Внутренний туризм через две границы (День 2. От Центральной площади до башни Дона)

Jan 16, 2021 21:38




После обеда мы отправились на прогулку через центр Калининграда в Музей янтаря. По пути мы планировали заглянуть в нацистский бункер, где создан музей и пройти по берегу Нижнего пруда - одному из самых живописных мест Калининграда. Но сначала мы хотели пройти по Центральной площади и узнать, что же за странное здание там находится. Здание оказалось Домом Советов, считающегося одним из символов города и главным «долгостроем» Калининграда. В народе оно часто именуется «закопанным роботом» т.к. своим видом напоминает голову гигантского робота, которого закопали в землю по плечи. Среди немецких туристов это здание называют «Neue Königsberger Schloß» - «Новый Замок Кёнигсберга», или просто «Монстр».

В 50-х годах планировалось, что в соответствии с планом реконструкции Калининграда на месте бывшего Кёнигсбергского замка должно было быть построено административное здание в стиле сталинских высоток. Этот план не был реализован, и в 70-х там начали строить 28-этажное здание по другому проекту. Тогда же руины замка были окончательно снесены. Поскольку в этой части города грунт недостаточно прочный для возведения такого высокого здания, появились проблемы со статикой здания. В итоге вместо 28 этажей ограничились только 21. Во второй половине 80-х годов, когда здание было готово на 95%, строительные работы были приостановлены. В 90-х здание было приватизировано, но привлечь арендаторов и привести Дом Советов в порядок так и не удалось. К празднованию 750-летия города здание подкрасили и вставили окна, но судьбу переломить не удалось. Планируется, что в 2021 году его должны снести.



По одной из городских легенд Дом Советов находится на месте снесенного Кёнигсбергского замка, но это не так. Здание возвели на месте замкового рва, а замок находился в стороне. Сейчас его фундамент раскопан, и на него можно взглянуть. Есть даже планы восстановления замка в прежнем виде, но у Калининграда пока имеются более актуальные проблемы.



Дальше мы пересекли улицу Шевченко и отправились в музей "Бункер". Это реальный нацистский бункер, в котором с марта 1945 года находился штаб немецкого командования, руководивший обороной Кенигсберга. Здесь же 9 апреля 1945 года комендант города генерал Отто Ляш в присутствии советских парламентеров принял решение о капитуляции. Находится он в обычном дворе среди советских панельных пятиэтажек, и ничто не наводит на мысль, что же там скрывается под землей. Спустившись по лестнице, оказываешься в коридоре с множеством дверных проемов, ведущих в комнаты, где реконструированы сцены весны 45-го. Мне же сразу вспомнилась старая компьютерная игра Wolf-3D. Там тоже коридоры, двери и за ними нацисты.



Но тут нацисты уже осознали все перспективы.









В некоторых комнатах есть диорамы, иллюстрирующие значимые события взятия Кёнигсберга. Например, момент, когда на башне Дона водрузили красное знамя, что означало, что Кёнигсбергская операция окончательно завершена.



Очень интересны фотографии Кёнигсберга 45-го года, когда туда вошла Советская армия.



Разглядывая снимки, я обратил внимание, что вокзал Кёнигсберга пережил войну практически неповрежденным. Этот момент я тогда отметил и вечером удостоверился в интернете, что вокзал действительно сохранился. Мы добавили его в наши планы на следующие дни.

Неподалеку от бункера находится памятник Канту. Бронзовая скульптура Канта была создана в Берлине по проекту скульптора Христиана Даниэля Рауха в 1857 году. Памятник бесследно исчез во время Второй Мировой войны. Однако его постамент сохранился, и после войны он был использован для памятника Тельману, установленному на улице Тельмана. Памятник был воссоздан в 1992 году, при этом важную роль сыграла инициатива графини Марион Денгоф - немецкой журналистки, уроженки Восточной Пруссии. Воссозданный скульптором Харальдом Хааке по сохранившейся модели памятник был открыт 27 июня 1992 рядом с тем местом, где с 1884 года стояла оригинальная скульптура.



Оттуда мы прошли к Нижнему пруду. Калининградцы часто называют его Нижним озером, а при немцах он назывался Шлосстайх, то есть Замковый пруд. Калининграду по наследству досталось очень много водоемов, входивших в оборонительную систему Кёнигсберга. Собственно, Нижний пруд когда-то использовался для заполнения водой замкового рва, за что и получил тогда свое название. В 1753 году через пруд перекинули пешеходный мост. В 1869 году здесь случилась трагедия: во время посещения Кёнигсберга королём Вильгельмом I мост рухнул, не выдержав наплыва публики. Погибло 32 человека. В 1983 году на месте старого моста, уничтоженного во время войны, был выстроен новый на сохранившихся опорах.



XIX веке появились проекты ликвидации пруда, но горожане решили его сохранить, превратив его в рекреационную зону. Примыкавшие к пруду строения постепенно сносились, и в начале XX века вдоль берегов пруда были проложены променады. К 1930 году был достроен водный каскад от Верхнего к Нижнему пруду. В советское время пруд долгое время прибывал в запустении, и лишь в восьмидесятых годах территория вокруг пруда была облагорожена.



Сейчас идет очередной этап реконструкции окрестностей прудов. Приведены и приводятся в порядок дорожки в парковых зонах, сами пруды были почищены и в них радостно обосновалась пернатая водоплавающая живность: лебеди, утки, чайки.



Постепенно окрестности застраиваются домами, мимикрирующими под архитектуру старого Кёнигсберга (здание справа, практически точно воспроизводит то, что находилось на этом месте до войны).



На западном берегу пруда рядом со вторым мостом находится памятный знак в честь французских летчиков полка Нормандия-Неман. Эта часть принимала участие в штурме Кёнигсберга.



На лестнице , ведущей к мосту нам повстречался один из местных котов. Вообще, они нам встречались часто, но это всегда происходило в те моменты, когда у меня не было наготове фотоаппарата. А так во многих местах их на регулярной основе подкармливают. Причем те, кто этим занимается, знают своих подопечных в лицо, отгоняют чужих, а своим не дают объедать тех, кто по каким-то причинам не успел пообедать. Почти как в Риме с гаттериями.



Мост, около которого находится знак в честь полка Нормандия-Неман, был построен в средней части пруда в 80-х годах, когда тут проводились работы по благоустройству территории.



Еще один мост находится в северной части пруда, где на западном берегу начинается парковая зона. Эта часть также очень живописна.



На восточной стороне пейзаж разнообразит заброшенный немецкий завод (ликерная фабрика Мендталя). Кстати, проглядывающие за ним дома, стоящие вдоль Клинической улицы, это тоже сохранившаяся немецкая застройка - городской больничный комплекс (Кранкен-хаус), давший название улице, на которой он находится. Пока стены завода используются под граффити (особенно мне понравился 13-метровый диплодок), но есть планы по приведению и этой части города в порядок.



Северную часть пруда замыкает «Каскад Замкового пруда» - водяной каскад, построенный в Кёнигсберге в 1929-1930-х годах и питающий Нижнее пруд от Верхнего.



С 1930 по 1933 год нишу каскада украшала мозаика, а в верхней части каскада была установлена скульптура «Танцующая девочка» работы Германа Брахерта.



Несмотря на весьма бурный XX век, тут сохранились: бассейны каскадов, помещение для источника, лестницы по обе стороны бассейнов и полуциркульные арки помещения для источника. Какая-то мозаика сейчас тоже присутствует, но неясно насколько она историческая.



Чтобы дойти до Музея янтаря, который находится почти напротив каскада, казалось бы, нужно всего лишь перейти через улицу Черняховского (которая проходит между Нижним и Верхним прудом). Но в Калининграде с переходами наблюдаются какие-то загадочные сложности. Выход из парка, не означет, что тут же получится перейти на другую сторону - до ближайшего перехода нужно идти или метров 200 в сторону площади Василевского или метров 300-400 в сторону площади Победы. Мы выбрали вариант с площадью Василевского - там явно угадывался перекресток. Нам повезло - переход там был, но позже мы выяснили, что для Калининграда эта примета тоже не работает. Он вполне мог оказаться лишь на одной из пересекающихся улиц, причем совсем не стой стороны, где вам надо. Причем с вашей стороны, чтобы даже сомнений не возникло, стояла бы оградка метров на 100 в одну и в другую сторону.

На площади Маршала Василевского находится мемориал героям штурма города-крепости Кёнигсберг. Он был создан по проекту архитекторов А.Д. Тишина и Г.С. Симанович. По периметру площади размещены тумбы с мемориальными досками с фамилиями 216 Героев и 20 дважды Героев Советского Союза, участвовавшими в штурме Кёнигсберга. В юго-западной части площади стоит памятник маршалу А.М. Василевскому.



А непосредственно в центре перекрестка стоит памятник Александру Невскому работы скульптора Вадима Цыганова.



Перейдя через улицу Черняховского мы вышли к Росгартенским воротам - одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. С башней Дона, где находится Музей янтаря, они образуют единый архитектурный комплекс. Сохранившееся до наших дней здание ворот было построено в 1852-1855 годах по проекту Инженера-гауптманна и директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля в Кёнигсберге. Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Автор скульптурных украшений - Вильгельм Людвиг Штюрмер. По бокам от главной арки расположены два медальона-портрета, изображающие прусских генералов Шарнхорста и Гнейзенау. После войны ворота по прямому назначению не использовались (улицу Александра Невского проложили в обход), и в них расположился ресторан.



Рядом с Росгартенскими воротами находится башня Дона, названная так в честь прусского генерал-фельдмаршала Фридриха Карла цу Дона, являющегося одним из авторов проекта строительства оборонительного кольца вокруг города-крепости Кёнигсберг. В наши дни в башне располагается единственный в России Музей янтаря с уникальными экспонатами. Собственно туда мы и направлялись.



В башне Дона была реализована идея французского инженера-фортификатора М. Р. Монталамбера о возможности создания более мощного оборонительного сооружения за счёт многоярусных ниш для артиллерийских орудий. Круглая в плане башня имеет диаметр 34 метра и высоту 12 метров. Постройка состоит из двух наземных этажей и одного подземного. В ее строительстве использовался специальный фортификационный кирпич, изготовленный многообжиговым методом.



В башне имеется внутренний замкнутый двор (кордегардия), в центре которого сейчас находится фонтан.



В апреле 1945 года, во время штурма Кёнигсберга, гарнизон, расположенный в башне Дона сдался самым последним, тем самым ознаменовав окончание штурма города-крепости. 10 апреля по распоряжению маршала А. М. Василевского на башню Дона было водружено знамя Победы. Поэтому соседняя с башней площадь вполне закономерно была названа площадью Маршала Василевского, и на ней был размещен мемориал в честь героев Кёнигсбергской операции.



В башне Дона обитает еще один из калининградских хомлинов - бабушка Марта. Туристы часто оставляют ей монеты на память.



На территории Музея янтаря вообще довольно много современной скульптуры.

Дерево.



Птица Гауя



Солнце



Три эпохи.



В самом музее мы, естественно, тоже побывали. Фотографировать там нельзя, да и все экспонаты там под стеклом, причем многие еще и под увеличительным, чтобы можно было рассмотреть инкюзы - попавшие в смолу объекты: листья, семена, насекомых и мелких животных. Естественно, такое место привлекает туристов, интересующихся янтарем, и вполне закономерно оно обросло магазинчиками, торгующими этим самоцветом.



В основном они сосредоточены за стеной, около Верхнего пруда. Пока жена изучала ассортимент, я немного осмотрел окрестности. Как уже говорилось, в Калининграде/Кёнигсберге сохранилось очень много водоемов (прудов, проток, рвов), относящихся к городской системе фортификации. Наверное, это единственный в Европе город, где и оборонительные сооружения и рвы сохранились в таком объеме, причем вполне функционирующими. Одни не были срыты, а вторые засыпаны. Например, ров вокруг башни Дона и перед Росгартенскими воротами (его видно на заглавной фотографии в этой заметке) запитывается из Верхнего пруда через небольшую протоку. Дальше он пересекает улицу Александра Невского, идет вдоль линии укреплений вдоль Литовского вала и соединяется с Преголей. Через день мы прошли по этому пути.



Через протоку можно перейти по небольшому мостику и прогуляться дальше по берегу Верхнего пруда. Там тоже весьма живописно.



Правда, в этот раз мы туда не пошли - уже темнело, и пора было отправляться ужинать. Как-то спонтанно мы оказались в ресторане гостиницы Кайзерхоф (о чем я уже упоминал), зато на обратном пути прогулялись по ночному центру города.

Калининград, современная скульптура, котики, Россия, фортификация, их нравы, стритарт

Previous post Next post
Up