Калининград. Внутренний туризм через две границы (День 2. Музей Мирового океана, часть 3)

Jan 14, 2021 21:43




Если пройти по набережной Петра Великого дальше, то за научным судном Космонавт Виктор Пацаев будет находиться подводная лодка Б-413 проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО). Это единственная в нашей стране и одна из немногих в мире подводных лодок, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Уникальность лодки состоит также и в том, что она сохранена в первозданном виде. То есть, корпус, отсеки, главные и вспомогательные механизмы, приборы и оружие никак не переделывались, когда лодка передавалась в экспозицию. Все сохранено в том виде, в каком субмарина пребывала в составе Военно-Морского флота. Никаких переделок для удобства туристов, и местами это очень сильно чувствуется.

Как было сказано, лодка проектировалась в доатомную эпоху, и это заметно по обводам этого корабля. Они соптимизированы для надводного режима движения, как более экономичного. Так подводные лодки перемещались в мирное время и вне зоны видимости противника. Для ведения боевых действий субмарины погружались, и если требовались длительные перемещения в подводном положении, то задействовалась аппаратура РДП (работа дизеля под водой) или шнорхель. Сейчас более приоритетным считается подводный режим, что привело к изменениям формы корпуса. Если взглянуть на современные дизель-электрические Варшавянки (проект 636), то видно, что корпус у них круглый в сечении. Такими с самого начала проектировались советские атомные подводные лодки, поскольку там во главу угла ставилось качество подводного хода. Но проект 641 начал разрабатываться в конце 50-х и унаследовал традиционные взгляды на конструкцию субмарин.

В 90-х годах лодки проекта 641 выводились из состава флота (не только российского), и попадали в разнообразные музеи мира: Б-427 была продана в 1995 в Австралию, а через 3 года заняла место в качестве музея в Лонг-Бич, США, Б-39 сейчас является экспонатом Maritime Museum of San Diego, США, и еще одна превращена в музей в Индии, но там они свою использовали. Б-413 стала музеем в 2000 году по просьбе министра культуры и директора Музея Мирового океана. Сейчас она включена в Ассоциацию исторических кораблей.



Маршрут по подводной лодки начинается с прохода по палубе от ходовой рубки к носовому торпедному отсеку.



По узкой лестнице можно попасть в этот самый отсек и оказаться среди торпед и стендов, посвященных истории подводного флота.



Носовые 533 мм торпедные аппараты. В этом отеке их 6 штук. Через них запускались торпеды или ставились мины. С Варшавянок сейчас и крылатые ракеты запускать можно, но это уже ни для кого не новость.



Гидрокостюмы. В них через торпедные аппараты осуществлялся выход наружу.



Напоследок оглядываем отсек, и можно идти дальше.



И вот тут-то и обнаружилась засада. Как я уже написал - при передаче в экспозицию музея подводная лодка подвергалась минимальным переделкам. В частности, проходы между отсеками были оставлены в своем изначальном виде - то есть, в виде отверстия диаметром чуть шире торпедного аппарата (чем уже проход между отсеками, тем проще его перекрыть в случае аварии). И это лодка, где были улучшены условия обитания экипажа. На предыдущих проектах все еще теснее. Людям с особенностями телосложения стоит хорошо подумать об этом перед визитом.



Второй отсек являлся жилым с кают-компанией. По совместительству он был так же аккумуляторным и здесь под палубой находились батареи. Тут наблюдаются какие-то удобства. Например, раковина среди переплетения труб.



Щиты, относящиеся к обслуживанию аккумуляторных батарей. Все та же теснота и использование по-максимуму каждого кубического сантиметра пространства.



Каюта командира.



Пост гидроакустика.



Четырехместная каюта. На столике лежит очень полезный для подводника справочник. Там приведены силуэты кораблей НАТО. Нужно знать, куда пускаешь торпеду и определять приоритет целей.



Кают-компания. Она по совместительству могла использоваться как операционная, поэтому над столом установлен соответствующий свет.



Санузел. Все так же тесно, как и везде. Вокруг кабели, трубы и вентили.



Переходим в третий отсек (центральный пост). На фото ниже особенно хорошо понятен масштаб прохода между отсеками. Мальчику на фото где-то лет 12. В этом месте находится пост управления горизонтальными рулями.



Штурманская рубка.



Центральный коридор отсека.



Проход в ходовую рубку.



Четвертый отсек так же является жилым, и так же по совместительству аккумуляторным с батареями под полом.



Рубка радиосвязи.



Восьмиместная каюта, она же столовая.



Камбуз. Год назад мы были на итальянской подводной лодке Назарио Сауро и камбуза у них не обнаружили. Там так же тесно и примерно такая же схема отсеков (правда, люки между ними шире), но камбуза почему-то нет. Так и рисуется картина маслом, как эта субмарина швартуется где-нибудь в Риомаджорре и все эти сеньоры шумной толпой идут в какую-нибудь тратторию перекусить. Ну а тут сами, все сами.



Каюта старпома.



Батарейный автомат.



В дизельный (пятый) отсек можно было пройти через нормальную дверь.



Плюс, палуба в нем находится заметно ниже, чем в жилых. Но там-то еще батареи снизу.



В отсеке находятся три дизеля 2Д42.



Водяной насос.



Гребные электродвигатели в электромоторном (шестом) отсеке.



Задний торпедный отсек. Там также есть гидрокостюмы для выхода наружу.



Этот отсек заметно просторнее переднего, и в нем имеются койки для матросов.



В кормовом отсеке находятся 4 533 мм торпедных аппарата.



Так выглядит торпедный аппарат изнутри.



Из торпедного отсека по такой же узкой лестнице, что и на носу мы вышли на корму подводной лодки. Посещение субмарины было весьма познавательным - понимаешь, что "переносить тяготы и лишения воинской службы" это не пустые слова. Тесно, душно, рядом с дизелями еще и жарко, а если лодка идет под РДП, в отсеках скачет давление и бьет по ушам, но люди, все равно, выполняли боевые задачи.



Рядом с лодкой подводной на набережной стоит лодка летающая - гидросамолет Бе-12. На момент создания в 1960 году он являлся самым большим серийным гидросамолетом в мире и предназначался для поиска и борьбы с подводными лодками противника. Бе-12 стал завершающим типом гидросамолетов и самолетов-амфибий, созданных под руководством Бериева. Эти машины до сих пор находится на вооружении ВМФ (сейчас проводится их модернизация с заменой оборудования и вооружения).



В целом эта часть набережной Петра Великого отведена Военно-Морскому флоту. Экспозиция расположилась вокруг военно-морского центра «Куб воды». Правда, внутри там не очень интересно.



А вот вокруг Куба находятся образцы вооружения, использовавшегося на флоте.

Мины. Очень эффективный вид морских вооружений. В Русско-японскую и Первую мировую потери от подрывов на минах превышали потери от артиллерийского огня и торпед. Продолговатые мины, лежащие справа, - это как раз то, что устанавливается с подлодок через торпедные аппараты.



Торпеды. Более крупная - это 533 мм торпеда стандартного для нашего флота калибра (сам калибр пришел из Британии и распространился по флотам мира). Были эксперименты с 650 мм торпедами, и они даже стояли на вооружении на лодках проекта 949А «Анте́й», но не прижились. А вот меньшие калибры оказались вполне востребованными. Например, 400 мм бесшумная (с электродвигателем) торпеда на переднем плане.



Зенитные установки и реактивный бомбомет.



Сверхмалая подводная лодка - носитель водолазов «Тритон-1М». Она предназначалась для подводной доставки водолазов в районы проведения спецопераций ВМФ, исследовательских работ, спасательных операций, осмотра или ремонта подводных сооружений. Лодка представляет собой аппарат «мокрого» типа, где водолазы с индивидуальными дыхательными аппаратами находятся в заполненной водой проницаемой кабине.



На этом мы закончили знакомство с Музеем Мирового океана. Поскольку жили мы совсем неподалеку от музея, то с обедом решилось предельно просто. Мы взяли в Спаре готовую пиццу (в смысле, ту, что они там на месте готовят), и на нашей съемной квартире перекусили.

Калининград, Россия, музей техники

Previous post Next post
Up