Бенилюкс без "люкс". День 3. (Амстердам. Старая церковь и круиз по каналам)

Oct 05, 2019 15:54




Третий день с самого утра обрадовал теплой и солнечной погодой. Просто идеальный вариант, чтобы прокатиться на теплоходе по каналам. В Амстердаме водные экскурсии проводят несколько компаний, но маршруты у всех примерно одинаковые, и почти все они включены в карту IAMsterdam. Поэтому нужно было просто найти, где у них гнездо, и забраться на первую попавшуюся лодку. На пристани у Рейксмузеума я узнал, что суда начинают ходить по маршрутам только в 11 часов, и поэтому решил внезапно образовавшееся свободное время потратить на визит в Старую церковь - Оудекерк. А от нее уже отправиться на пристань около Центрального вокзала.

Снова привычным уже маршрутом к станции метро Вийзельграхт. Еще раз отметил, что деревья на столь узких улицах смотрятся чертовски необычно. Из-за этого иногда возникает ощущение, что ты в какой-то деревне.



Кстати, забыл упомянуть про одну особенность амстердамского метро - вход там без всяких навесов, и эскалатор может находиться под открытым небом. А ведь зимой там вполне могут быть морозы, снег и лед.



Опять Центральный вокзал, и от него уже привычным путем через квартал Красных фонарей к Старой церкви. По дороге познакомился с местными особенностями проведения ремонта. К дому подгоняют что-то типа экскаватора, запускают манипулятор с ковшом в окно и выгребают все, до чего дотянутся.



Поскольку за день до этого я уже был в этом месте, то снова найти дорогу было делом довольно простым. Вот знакомая витрина с фаллосами кинг-сайз, вот кубло гомосексуалистов, а вот витрина-аквариум с проститутками - девушек поменяли, но интерьер-то тот же. А вот и Оудекерк.



Если не считать, известных всем особенностей, сам-то квартал Красных фонарей - довольно симпатичный район.



А канал Оудезийдс Воорбургвал и вовсе сама безмятежность и городская идиллия. Если, конечно, не вспоминать про то, что тут происходит вечером. Впрочем, и днем от созерцания окрестностей тебя могут отвлечь настойчивым стуком из ближайшей витрины-аквариума: Эй, турист! Не по сторонам смотри, а на меня!



Но я тут не для этого, а совсем даже наоборот - чтобы посетить Старую церковь (Оудекерк).



Сейчас это старейшая церковь города. На этом месте еще в XIII веке построили деревянный храм, который потом сменила небольшая каменная церковь. Нынешнее здание в готическом стиле начали строить в XIV веке. В самой церкви с того времени не так уж много что сохранилось. Когда-то это был европейский центр паломничества, но потом по ней прокатилась реформация с толпами воинствующих иконоборцев, а потом еще и французы с культом разума. Не снесли совсем, и то хорошо. В общем, внутри аскетизм еще больший, чем в бельгийских церквях. А так же уже знакомые по Большой (Португальской) синагоге деревянные потолочные перекрытия.



Часть витражей, все же сохранилась. Три окна в часовне Богоматери пережили разрушения во время Реформации.



Их изображения посвящены библейским темам.



В интерьерах много дерева, но никакой резьбы не сохранилось, все снесли во время Реформации. А поскольку тогда церковь стала протестантской и таковой осталась по сей день, то ничего нового и не появилось.



В хорах для развлечения туристов поставили что-то типа синтезатора, но он разнообразием мелодий не баловал. Зато желающие могли там сфотографироваться, типа они играют.



Отчасти это традиции Старой церкви. В церкви длительное время работал органистом крупнейший нидерландский композитор позднего Возрождения и раннего барокко Ян Питерсзон Свелинк, позже в эпоху барокко - композитор Сибранд ван Ноорд Младший.

В церкви обращают на себя внимания подвешенные на стропилах модели кораблей.



Это неудивительно, ведь церковь была посвящена Святому Николаю - покровителю рыбаков, моряков и торговцев.



Но ведь я же упоминал уже про церковь Святого Николая у Центрального вокзала? Она даже находится в прямой видимости, если смотреть с канала Оудезийдс Воорбургвал. Все просто - Старая церковь перешла к протестантам еще в XVI веке, а та в XIX веке стала первой, которую получили католики (строили ее в том же XIX веке и освящали как протестантскую, но потом по распоряжению правительства передали католикам).



Хотя иконы в период Реформации были уничтожены, но местами сохранились старые фрески.



И плюс к ним росписи колонн.



Да и на потолке росписи сохранились. К счастью иконоборствующие "хунвейбины" не были столь последовательны, чтобы обдирать стены и выламывать доски потолка. Потолок тогда просто закрасили, а то, что мы сейчас видим, - это результат реставрации.



В соборе находится орган 1724 года. Старый орган постигла та же участь, что и остальную отделку храма, но оказалось, что петь без сопровождения музыки не очень получается, и орган появился вновь.



В бывшем баптистерии церкви сейчас находится статуя Яна Петерсона Коэна - генерал-губернатора заморских территорий голландской Ост-Индской компании и наместника в Индонезии. Исторически она стояла в Батавии, в Индонезии и во время японской оккупации в 1942 году утратила почти всю верхнюю часть. Два года назад она стала частью очень неоднозначного перформанса. Индонезийский художник Исванто Хартоно восстановил все, что было утрачено, при помощи воска и превратил статую в огромную свечу. Во своей выставки в Старой церкви он ее зажег. По его мнению это должно означать, что к концу выставки у Нидерландов и Индонезии не останется ничего общего. Вот в таком обезглавленном виде статуя по сей день там и стоит.



Гербы родов, чьи предки были погребены в Оудекерк.



Те же гербы можно видеть на полу церкви, где находится более 2000 захоронений. Среди них и жена Рембрандта - Саския. Обычно на ее могиле лежат цветы, но не в этот раз. Поэтому я ее и не заметил.



После посещения Старой церкви можно и на круиз по каналам. Катера как раз начали отходить от пристани у Центрального вокзала.



Одна беда - они все застекленные со всех сторон. Туристы, ведь, - существа неразумные, так и норовят встать, когда катер проходит под мостами. Снимать неудобно - стекло бликует, зато все живы.



Правда, стоило лишь отчалить, как выяснилось, что открытые лодки тут все-таки бывают. Ну не повезло, бывает...



Экскурсия по каналам началась с Амстела. Ближе к устью набережные оккупировали даже не лодки, а плавучие дома. Некоторые из них даже имеют небольшие садики.



Еще одни "танцующие" дома. Тут даже невооруженным взглядом видно, насколько они наклонены.



Канал Гроенбургвал. Вдали видна колокольня Южной церкви (Зюйдеркерк).



Они же, только крупнее.



По Амстелу мы шли недолго и сразу свернули на Херенграхт. Там устраивается традиционная остановка, чтобы рассмотреть те самые Семь мостов на Реулирсграхт. Действительно семь, выстроенных в одну линию.



Кусочек модерна на Кайзерграхт. Здание бывшей швейной мастерской, построенное в эклектичном стиле архитектором У. Хамером. Как уже говорилось, Амстердам активно перестраивался в конце XIX века.



Просто городской пейзаж на набережной того же Кайзерграхта.



На набережных, точно так же как и на узких улочках фасады обвивают цветущие сиреневыми цветами растения.



Так мы добрались до Западной церкви. Она хотя и выходит на Принценграхт, но и от Кайзерграхта стоит недалеко.



Чуть дальше по Кайзерграхт куда-то лез человек-паук.



После этого мы вырулили на Принценграхт. На мой взгляд тут даже более живописно, чем на предыдущем кольце.



Как уже говорилось, канал - популярное место стоянки для лодок.Встречаются даже совсем уж исторические экземпляры с мачтой и крыльями складных трапов для работы с сетью.



На пересечении с радиальным Броуверсграхт наша лодка сделала поворот к центру. Названием этот канал обязан находившимся здесь когда-то пивоварням.



Пивоварен тут уже давно нет, и застройка в окрестных районах относительно поздняя.



Наконец, шлюзы. Эти уже более серьезные - они перекрывают каналы на выходе в гавань Хет Эй на случай природных катаклизмов и предупреждают возможные наводнения.



Вышли в гавань Хет Эй. На другой ее стороне видна башня А'Дам со смотровой площадкой. Изначально башня называлась Toren Overhoeks, а сами амстердамцы называют ее «Шеллотрен», что в переводе означает башня Шелл (до 2009-го она принадлежала компании Royal Dutch Shell). Новое имя заключает в себе аббревиатуру Amsterdam Dance and Music («Музыка и танцы Амстердама»). Действительно, в здании располагаются модные рестораны и панорамные бары, музыкальная школа A’DAM Music School и несколько студий звукозаписи. Справа на обзорной площадке видны установленные на высоте 100 метров качели "Берегись" (LOOKOUT).



Гавань Хет Эй - это очень оживленное место. Грузовые баржи и сухогрузы по ней так и снуют. А вместе с ними экскурсионные теплоходики, а поперек их пути еще и паромы, которые связывают транспортный узел Цетрального вокзала с другим берегом.



Обратно к Центральному вокзалу мы вернулись тем же путем, что и отправились оттуда - через Оостердок. Виден купол церкви Святого Николая.



В саму церковь я так и не попал. Она была закрыта на обслуживание. В ней проводили какую-то церемонию для узкого круга, и посторонних не пускали.

От привычного уже Центрального вокзала я отправился обедать.



В переулках квартала Красных фонарей я еще утром приметил наличие вполне приличных ресторанчиков. И стоило дойти до канала Оудезийдс Воорбургвал, как я понял, что тут-то я и буду обедать. Место фантастически атмосферное.



модерн, готика, Антверпен, их нравы, мосты, каналы, Нидерланды, метро

Previous post Next post
Up