Sep 09, 2020 23:33
У нас есть небольшой книжный клуб, встречаемся раз в месяц и обсуждаем выбранную книгу. В этот раз обсуждали роман "Великие мечты". Хочу вынести сюда из общего отчёта своё впечатление, Про этот роман в сообществе ещё не писали, так что должно быть кстати.
Великие мечты -- можно сказать, сага, начинается в 60-х с флешбеками из начала века и до 1990-х. Роман написан в 2000г, когда сама Дорис уже отошла от коммунистических идей к полному их неприятию. Интересно сравнить этот роман, например, с Золотой тетрадью, написанной в 60-х: там в принципе похожая ситуация - женщина, её сын и бывший муж-мудак, но героиня пламенная коммунистка, а муж бизнесмен, который пытается развратить сына и увлечь его в мир чистогана. То есть за сорок лет мировоззрение Лессинг диаметрально поменялось :-)
Роман замечательный. Лессинг умеет писать вроде бы без всяких стилистических завитушек, без длинных описаний, без красивых оборотов, метафор и гипербол -- но очень просто, очень ясно и очень сильно. Иногда просто дыхание захватывает, насколько просто и сильно. Оторваться невозможно, я прочла огромный роман за несколько дней и весь он надёжно уложился в памяти. Яркий образец английской манеры письма, тонкая сатира, ироничное отношение ко всему, язвительные шпильки в адрес всех и вся. Очень люблю такие вещи.
А потом, когда дело доходит до Африки, то ироничное отношение сменяется ровно горящим гневом. Так может написать, только человек, хорошо знающий дело и болеющий за него, и знающий, что эта война проиграна начисто: все вливания Запада осядут в золотых карманах, а люди будут умирать от голода под стенами дворцов. Очень сильная сцена со швейными машинками, и сцена с Эндрю, который забыл про книги, и визит чиновника в школу - и ничто не поможет, эти люди не получат ни крошки от щедрот западных благотворителей... да и всё, всё. А эти двое детей, привезённые в Лондон! как они смотрят на всё вокруг... эх. Ужасно неполиткорректный роман, и даже не знаю, как бы он был принят сейчас.
Про коммунистов. Hу что ж, эти люди играют в коммунизм как дети играют в войну - только потому, что они не видели настоящей войны!
В ходе обсуждения очень многие говорили "надуманная ситуация, почему у неё живут чужие дети, такого не может быть, а даже если бы было - гнать этих чужих детей нахрен".
Во-первых - такое очень даже может быть. Ведь Англия - именно та страна, где дети с семи лет дома вообще не живут. Они учатся в закрытых школах, а домой приезжают на каникулы, а если одноклассник из богатой семьи приглашает провести у него каникулы -- то ребёнок едет туда на все каникулы, а родителей не видит до будущего года. То есть отсутствие детей дома вовсе не создаёт дискомфорта ни у кого. Во-вторых, шестидесятые годы расшатали все традиционные устои, и многое изменилось, и молодёжь действительно пустилась вразнос, и какие-то дома стали прибежищем либерализма, собирая всех под своей крышей, ну а другие, естественно, оказались покинутыми. Я встречала упоминания об этом у других английских писателей, вот например у Малкольма Брэдбери в "Исторической личности" тоже описан дом такого типа... по крайней мере внешне. И коммунисты такие же, кстате!
И вот я задумалась -- ну хорошо, предположим, что мы живём в эпоху всего этого -- какой дом я бы устроила у себя? Дом, где собираются другие подростки, где их никто не гонит? Или традиционный дом, откуда мои собственные дети свалят подальше и будут всем трындеть, какие зануды их родители? Для меня, например, выбор очевиден. Вряд ли я бы стала такой как Френсис, но что-то в таком духе я бы попробовала. Френсис - это воплощение английского чувства долга. "Делай что должен и будь что будет".
Очень показательный диалог, уже со взрослым Колином, где он говорит, что Френсис и Джонни одного поля ягоды: "Ты же спаситель мира. Так же, как и он. Все вы такие! Джонни без конца выступает с речами, а ты набиваешь дом сиротками и бродяжками. <...> Нет, откуда у вас это? Кто, черт возьми, вы такие - все до одного спасители мира, да еще десерты готовите… " -- Для меня это только свидетельство незрелости Колина, и надеюсь, что это говорил только для того, чтобы побольнее уязвить Френсис, ведь он же не может не видеть разницу между Джонни, который не сделал ничего - и Френсис, которая сделала всё?
Там ещё много мелких эпизодов, на каждом хочется остановиться и отдельно обсудить, но уже не буду.
Надо сказать, это лучшее, что я пока прочла у Лессинг (Пятый ребёнок, Бен среди людей, Шикаста, Браки между зонами, Воспоминания выжившей, и частично - Золотая тетрадь).
Хочу ещё обязательно прочесть те два романа, про которые говорили на встрече клуба - Лето перед закатом, Любовь опять любовь.
семья,
Нобелевская премия,
семейная сага,
Великобритания,
роман,
21 век,
сатира,
колониализм,
рекомендация,
Африка,
подростки,
реализм,
английский язык,
Руанда,
судьба женщины,
революция