Дорис Лессинг, Великие мечты

Sep 09, 2020 23:33


У нас есть небольшой книжный клуб, встречаемся раз в месяц и обсуждаем выбранную книгу. В этот раз обсуждали роман "Великие мечты". Хочу вынести сюда из общего отчёта своё впечатление, Про этот роман в сообществе ещё не писали, так что должно быть кстати. 
Великие мечты -- можно сказать, сага, начинается в 60-х с флешбеками из начала века и до 1990-х.  Роман написан в 2000г,  когда сама Дорис уже отошла от коммунистических идей к полному их неприятию.    Интересно сравнить этот роман, например, с Золотой тетрадью, написанной в 60-х: там в принципе похожая ситуация - женщина, её сын и бывший муж-мудак, но героиня  пламенная коммунистка, а муж бизнесмен, который пытается развратить сына и увлечь его в мир чистогана. То есть за сорок лет мировоззрение Лессинг диаметрально поменялось :-)
Роман замечательный. Лессинг умеет писать вроде бы без всяких стилистических завитушек, без длинных описаний, без красивых оборотов, метафор и гипербол -- но очень просто, очень ясно и очень сильно. Иногда просто дыхание захватывает, насколько просто и сильно. Оторваться невозможно, я прочла огромный роман за несколько дней и весь он надёжно уложился в памяти.  Яркий образец английской манеры письма, тонкая сатира, ироничное отношение ко всему, язвительные шпильки в адрес всех и вся.  Очень люблю такие вещи.
А потом, когда дело доходит до Африки, то ироничное отношение сменяется ровно горящим гневом.  Так может написать, только человек, хорошо знающий дело и болеющий за него, и знающий, что эта война проиграна начисто: все вливания Запада осядут в золотых карманах, а люди будут умирать от голода под стенами дворцов. Очень сильная сцена со швейными машинками, и сцена с Эндрю, который забыл про книги, и визит чиновника в школу - и ничто не поможет, эти люди не получат ни крошки от щедрот западных благотворителей...  да и всё, всё. А эти двое детей, привезённые в Лондон! как они смотрят на всё вокруг... эх.  Ужасно неполиткорректный роман, и даже не знаю, как бы он был принят сейчас. 
Про коммунистов. Hу что ж, эти люди играют в коммунизм как дети играют в войну - только потому, что они не видели настоящей войны!
В ходе обсуждения очень многие говорили "надуманная ситуация, почему у неё живут чужие дети, такого не может быть, а даже если бы было - гнать этих чужих детей нахрен".
Во-первых - такое очень даже может быть. Ведь Англия - именно та страна, где дети с семи лет дома вообще не живут. Они учатся в закрытых школах, а домой приезжают на каникулы, а если одноклассник из богатой семьи приглашает провести у него каникулы -- то ребёнок едет туда на все каникулы, а родителей не видит до будущего года. То есть отсутствие детей дома вовсе не создаёт дискомфорта ни у кого. Во-вторых, шестидесятые годы расшатали все традиционные устои, и многое изменилось, и молодёжь действительно пустилась  вразнос, и какие-то дома стали прибежищем либерализма, собирая всех под своей крышей, ну а другие, естественно, оказались покинутыми. Я встречала упоминания об этом у других английских писателей, вот например у Малкольма Брэдбери в "Исторической личности" тоже описан дом такого типа... по крайней мере внешне. И коммунисты такие же, кстате!
И вот я задумалась -- ну хорошо, предположим, что мы живём в эпоху всего этого -- какой дом я бы устроила у себя? Дом, где собираются другие подростки, где их никто не гонит? Или традиционный дом, откуда мои собственные дети свалят подальше и будут всем трындеть, какие зануды их родители? Для меня, например, выбор очевиден. Вряд ли я бы стала такой как Френсис, но что-то в таком духе я бы попробовала.  Френсис - это воплощение английского чувства долга. "Делай что должен и будь что будет".
Очень показательный диалог, уже со взрослым Колином, где он говорит, что Френсис и Джонни одного поля ягоды: "Ты же спаситель мира. Так же, как и он. Все вы такие! Джонни без конца выступает с речами, а ты набиваешь дом сиротками и бродяжками. <...> Нет, откуда у вас это? Кто, черт возьми, вы такие - все до одного спасители мира, да еще десерты готовите… " -- Для меня это только свидетельство незрелости Колина, и надеюсь, что это говорил только для того, чтобы побольнее уязвить Френсис, ведь он же не может не видеть разницу между Джонни, который не сделал ничего - и Френсис, которая сделала всё?
Там ещё много мелких эпизодов, на каждом хочется остановиться и отдельно обсудить, но уже не буду.
Надо сказать, это лучшее, что я пока прочла у Лессинг (Пятый ребёнок, Бен среди людей, Шикаста, Браки между зонами, Воспоминания выжившей,  и частично - Золотая тетрадь).
Хочу ещё обязательно прочесть те два романа, про которые говорили на встрече клуба -  Лето перед закатом, Любовь опять любовь.

семья, Нобелевская премия, семейная сага, Великобритания, роман, 21 век, сатира, колониализм, рекомендация, Африка, подростки, реализм, английский язык, Руанда, судьба женщины, революция

Previous post Next post
Up