Основы информационной грамотности: программа курса для учащихся средней школы
Возраст детей: 7-17 лет
Курс «Владеющий информацией - владеет миром» предназначен для учащихся 1-10 классов общеобразовательной школы и ориентирован на содействие овладению эффективными методами и формами информационно-поисковой и исследовательской деятельности учащихся с использованием новых и традиционных информационных технологий.
Целью курса является формирование информационной грамотности учащихся как совокупности знаний, умений, навыков поиска, оценки, организации и представления информации с использованием традиционных и новых информационных технологий.
Задачи курса:
- формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;
- формирование навыков использования библиотечно-поисковых инструментов;
- формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации;
- содействие совершенствованию навыков аналитической деятельности, необходимых при работе с информацией;
- знакомство с методами критической оценки информации;
- углубление эмоциональной рефлексии школьников, формирование у них информационных потребностей;
- содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных информационных источников.
Образовательная программа "Владеющий информацией - владеет миром"
[ Организация работы с учащимися по модулям (всего 44 часа)] Организация работы с учащимися по модулям Концентр Содержание Кол-во часов Контингент I Модуль 1 «Первоначальное представление об информации» 4 1-4 кл. 1,2 Уроки 1-2. «Библиотека - дом, где хранится информация» 3,4 Уроки 3-4. «Структура книги как инструмент информационной деятельности» 4 Урок 4. «Создаем библиотеку» (вариант II) Модуль 2 «Работа с книгой как одно из направлений информационной деятельности» 4 3-4 кл. 5,6 Уроки 1-2. «Знакомство со справочной и научно-познавательной литературой» 7,8 Урок 3-4. «Научно-познавательная литература и справочная литература» II Модуль 3 «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи» 4 5-6 кл. 9 Урок 1. «Что такое информация?» 10,11 Уроки 2-3. «История носителей информации» 12 Урок 4. «Результаты работы» (возможна викторина «Что мы знаем об информации и её носителях?» Модуль 4 «Поиск и использование информации. Библиотека как информационно-поисковая система» 4 5-7 кл. 13 Урок 1. «Принципы систематизации информации в библиотеках» 14 Урок 2. «Особенности поиска информации в Интернете» 15,16 Уроки 3-4. «Поиск информации» Модуль 5 «Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации» 4 5-6 кл. 17 Урок 1. «Особенности различных типов и видов информационных ресурсов. Справочная литература» 18 Урок 2. «Особенности работы с различными типами литературы. Научно-популярные издания. Периодические издания» 19,20 Урок 3-4. «Методы работы с информацией» Модуль 6 «Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки как инструменты поиска информации» 4 6-7 кл. 21,22 Уроки 1-2. «Алгоритм информационного поиска информации» 23 Урок 3. «Справочно-библиографический аппарат библиотеки» 24 Урок 4. «Самостоятельная работа» Модуль 7 «Анализ информационных ресурсов и представление собственного продукта» 8 8-9 кл. 25 Урок 1. «Выбор темы и получение необходимой информации» 26,27 Уроки 2-3. «Работа с каталогами и составление списка ресурсов» 28,29 Уроки 4-5. «Работа с ресурсами» 30 Урок 6. «Подготовка презентаций, оформление альманаха» 31,32 Уроки 7-8. «Представление презентаций» III Модуль 8 «Информационное исследование в библиотеке» 12 10 кл. 33 Урок 1. «Организационный этап: вводная информация» 34 Урок 2. «Создание мотивации и формулирование информационной потребности» 35,36 Уроки 3-4. «Информационно-поисковая работа» 37-41 Уроки 5-9. «Работа с источниками и обработка информации» 42,43 Уроки 10-11. «Оформление и представление полученных результатов» 44 Урок 12. «Анализ и оценка проделанной работы» ИТОГО 44 [ Те же модули только с ссылками на занятия (+фото, видео)] Модуль 1 «Первоначальное представление об информации» Уроки 1-2. « Библиотека - дом, где хранится информация » Права читателя Чего боится книга Как пользоваться книгой. Инструкция для чайников Твоя историческая библиотека Уроки 3-4. «Структура книги как инструмент информационной деятельности» Урок 4. «Создаем библиотеку» (вариант II) Дополнительные материалы: Правила чтения книг ребенку Модуль 2 «Работа с книгой как одно из направлений информационной деятельности» Уроки 1-2. «Знакомство со справочной и научно-познавательной литературой» Урок 3-4. «Научно-познавательная литература и справочная литература» Практикум по модулю Модуль 3 «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи» Урок 1. « Что такое информация? » Уроки 2-3. «История носителей информации» История письменности. Наскальные рисунки Доисторические рисунки История письменности. Шумерская клинопись Шумерская клинопись. Изготовление табличек и Видеоурок Библиотека царя Ашшурбанипала История письменности. Узелковое письмо - кипу Кипу и Токапу - письменность инков История письменности. Иероглифы История письменности. Финикийский алфавит История письменности. Греческий алфавит Славянская письменность Русская рукописная книга Орнамент Истоки печатанья литеры из картошки Кто изобрёл книгопечатание? История книгопечатания Гутенберг Дополнительные материалы: Язык жестов Видеоурок Обучение языку жестов + Открытое занятие Язык жестов (районный семинар) Азбука расстояний Язык шпионов Алфавит для пальцев Цифровая письменность Китайская письменность Китайские палочки. Восточная красавица Урок 4. «Результаты работы» (возможна викторина «Что мы знаем об информации и её носителях?» Модуль 4 «Поиск и использование информации. Библиотека как информационно-поисковая система» Урок 1. « Принципы систематизации информации в библиотеках » Урок 2. « Особенности поиска информации в Интернете » Сказка о золотых правилах в сети Интернет Уроки 3-4. «Поиск информации» Модуль 5 « Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации » Урок 1. « Особенности различных типов и видов информационных ресурсов. Справочная литература » Урок 2. « Особенности работы с различными типами литературы. Научно-популярные издания. Периодические издания » Урок 3-4. « Методы работы с информацией. Проект НАШ ЗООПАРК » Дополнительно: Проект НАШ КЛАСС Буклет для родителей, Правила для родителей Модуль 6 «Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки как инструменты поиска информации» Уроки 1-2. «Алгоритм информационного поиска информации» Урок 3. « Справочно-библиографический аппарат библиотеки » Урок 4. «Самостоятельная работа» Модуль 7 « Анализ информационных ресурсов и представление собственного продукта » Урок 1. «Выбор темы и получение необходимой информации» Уроки 2-3. «Работа с каталогами и составление списка ресурсов» Уроки 4-5. «Работа с ресурсами» Урок 6. «Подготовка презентаций, оформление альманаха» Урок и 7-8. «Представление презентаций» Модуль 8 «Информационное исследование в библиотеке» Урок 1. «Организационный этап: вводная информация» Урок 2. «Создание мотивации и формулирование информационной потребности» Уроки 3-4. «Информационно-поисковая работа» Уроки 5-9. «Работа с источниками и обработка информации» Уроки 10-11. «Оформление и представление полученных результатов» Урок 12. «Анализ и оценка проделанной работы» Дополнительные материалы: Разговаривайте с подростками - они всё ещё слушают ИТОГО 44 занятия