Модуль 3 «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи»

Feb 12, 2013 18:40



Модуль 3 «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи»

Урок 1. «Что такое информация?»

Цель: формирование первоначального представления об информации и информационных ресурсах; формирование основ информационного мировоззрения через представление об информации и ее роли в информационном обществе  получение знаний об истории книги и других носителей информации; формирование умений работы с книгой как источником информации.

Задачи:
- упорядочить знания об информации, способах ее получения, хранения и передачи;
- познакомиться с историей носителей информации;
- научиться ставить вопрос к теме;
- отрабатывать навыки извлечения информации из информационных ресурсов;
- научить представлять новую информацию.

[Содержание]Содержание:
     Понятие информации. Информация как «сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машинами и др.) в процессе жизнедеятельности и работы». Значение информации в жизни человека и в развитии общества. Информация и знания. Многообразие и особенности организации информационных ресурсов в условиях распространения новых технологий сбора, хранения, переработки и распространения информации. Способы организации информации. Систематизация и хранение информационных ресурсов. Традиционные и нетрадиционные носители информации.
     История книги и библиотеки. Глиняные книги. Библиотека царя Ашшурбанипала. Библиотеки Египта. Книгохранилище Рамсеса II - «Аптека для души». Книги и библиотеки античной эпохи. Берестяные грамоты в Древней Руси. Библиотеки средневековья. Книги на пергаменте. Изобретение книгопечатания - одно из крупнейших культурно-исторических событий XV в.
     Книга в современном мире - источник информации и знания. Современные носители информации. Возникновение нетрадиционных носителей информации. Информация на пластинках, аудиокассетах, видеокассетах. Роль компьютера в хранении и распространении информации. Мультимедиаресурсы. Возможности мультимедиа.

[Понятия, умения, навыки]Понятия:
информация, информационная потребность, информационные ресурсы, документ, архив, библиотека, носитель информации, сохранение информации, видео, компьютер, мультимедиа, поиск информации, систематизация информации.

Умения и навыки:
- умение различать и использовать особенности различных носителей информации;
- навыки работы с текстом, поиск и выбор необходимой информации.

Форма организации занятий: групповой проект

[Ход занятия]Ход занятия.
Работа над темой рассчитана на 4 часа и включает несколько этапов.
1 этап. Библиотекарь предлагает подготовить энциклопедическую статью, отрывок из художественной книги, буклет, веб-страницу, журнальную статью, памятку для учащихся начальной школы на тему "Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи". Класс вместе с библиотекарем методом мозгового штурма выделяет главные вопросы, на которые нужно найти ответы, например:
? Что такое информация?
? Какова роль информации в обществе?
? Какими способами передается информация?
? Какие бывают носители информации?
? Может ли информация быть вредной?
? Есть ли достоинства и недостатки у разных носителей информации?
2 этап. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает свой основной вопрос и должна поставить подчиненные вопросы. Например, к вопросу "Какова роль информации в обществе?" подчиненными вопросами могут быть следующие:
? Для чего человеку нужна информация?
? Когда человек использует информацию?
? Как информация может влиять на нашу жизнь?
? Как информация может влиять на окружающую среду?
? Влияет ли отсутствие информации на наше здоровье?
? Может ли информация помочь найти работу?
3 этап. Обсуждение вопросов в классе. Составление общего развернутого плана/схемы по теме.
4 этап. Особенностью этого этапа является то, что тема у всех групп одинаковая, а вот формы ее представления различаются. Форму представления информации группы получают по жребию - это может быть энциклопедическая статья, отрывок из фантастического романа, буклет, веб-страница, статья из молодежного журнала (например, "Крылья" или "Маруся") и т.п. Осуществляя поиск информации, учащиеся руководствуются общим планом или схемой, составленными совместно на предыдущем этапе. Однако при этом они должны учитывать и форму своего предстоящего представления.
5 этап. После того, как учащиеся собрали необходимую информацию, они оформляют результаты своей поисковой деятельности в соответствии с полученным заданием.
6 этап. Представление результатов своей работы. Одним из главных условий является то, что работа каждой группы должна быть представлена на общее рассмотрение.
7 этап. Рефлексивный компонент можно представить в виде письменного краткого резюме каждого школьника. Например, каждый должен письменно ответить на три вопроса тремя предложениями:
Что было хорошо, интересно, полезно, приятно, запомнилось?
Что было скучно, трудно, бессмысленно, неинтересно?
Что можно предложить для следующего занятия?

Образовательная программа "Владеющий информацией - владеет миром" (смотреть все модули программы)

Модуль, Я учитель, Путешествие в мир информации, Программа

Previous post Next post
Up