Эта небольшая заметка созрела у меня в голове под влиянием некоторых реплик, сделанных
alex_semenov во второй части обсуждения книги Дойча. То, что я здесь говорю, имеет характер абстрактных возражений, относящихся к воображаемому оппоненту. То есть я сразу хочу оговориться, что я не приписываю автору комментов тех мыслей, против которых я сейчас буду
(
Read more... )
Comments 57
Reply
Reply
Reply
Не вполне согласна с позитивной частью. Доверие и открытость миру без каких-то определенных ориентиров внутреннего плана - грубо говоря, без умения различать "что такое хорошо и что такое плохо" - это безнадежный вариант.
Reply
Эта неделя у меня будет посвободнее, поэтому я попробую написать максимум возможного.
Reply
Reply
Reply
По поводу прогресса я более оптимистичен. Вы совершенно правы, указывая на главное препятствие здесь - самого человека. Однако практика показывает, что человек тоже совершенствуется и границы возможного смещаются, давая людям больше свободы :-).
Reply
Я бы этого с такой уверенностью не утверждал. Мне это не очевидно. Я вижу рост "могущества", но не более того. Духовного роста я не наблюдаю.
> давая людям больше свободы
И Вы рассматриваете это как "позитив"? Так ведь весь мой пост как раз направлен на то, чтобы показать, что здесь есть проблема. То, что Вы называете свободой, для меня есть лишь расширение возможностей. И в этом смысле свобода -- это палка о двух концах, поскольку она развязывает человека не только для совершения хорошего, но и для совершения плохого. Причём непонятно, что превалирует.
А свобода в позитивном значении слова для меня -- это "осознание необходимости", осознанный выбор. (У меня даже пост был на эту тему.) Вариантов может быть много или мало, но важен сам момент осознания того, что надо выбрать именно это, а не то. Если такой аспект наличествует, то это и есть подлинная свобода. А если человек недоволен своим выбором, не уверен в правильности выбора, сомневается, -- это уже не свобода.
Reply
ИМХО свобода - это первональное чувство отсутствия внешних ограничений при акте выбора. Свобода неотделима от ответственности за сделанный выбор, и логически продолжая - от права на ошибку. Т.е. и от расплаты за неправильный выбор - что естественно не приносит радости...
В вашем варианте содержится вся марксистская диалектика. Он не исключает выбор, делаемый кем-то за Вас. Более того, он полагает такой вариант наиболее предпочтительным. Что, ИМХО, есть бегство от свободы...
Reply
"Отсутствие ограничений" -- вещь для меня непонятная в принципе. Они всегда есть. Вы находитесь в Москве, и при этом не находитесь в Нью-Йорке. Это уже ограничение. При таком подходе свободы просто не бывает.
Что касается ответственности и права на ошибку -- здесь я целиком и поностью согласен. Моим соображениям это никак не противоречит. Обратите внимание, что я могу разочароваться в сделанном выборе "задним числом", но это не мешает мне признавать, что в том состоянии, когда я его делал, я был свободен. Просто в тот момент я мог чего-то не знать.
Я далёк от марксизма, а какие-то элементы оного, которые можно узреть -- это скорее "гегельянство", которое марксисты частично взяли на вооружение. Что касается выбора, делаемого кем-то за меня, то эта идея мне как раз близка, но она имеет теологический оттенок. Я как бы полагаюсь на Волю Господню, сливаюсь с Ним в своём решении. Это, собственно, свобода и есть.
Reply
Reply
Кстати, причина возникновения паллиативов типа "парапсихологий" и прочей лабуды заслуживает отдельного обсуждения. Здесь дело скорее во внутреннем несовершенстве человека и потребности в "чюдесах". Образование здесь мало влияет, так как под эти веяния часто попадают люди вполне "бомондные".
Reply
Так, не имея опыта причастности к творимому чистому мышлению, не попав в эту реальность, трудно поверить, что мышление - это не то, что голове думается :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment