Первая фраза романа

Aug 20, 2013 01:08


Добротный роман начинается с хорошей фразы - той, что цепляет, определяет пульс, заставляет читать дальше.
«Если этот изначальный звук не удаётся взять верно, то неизбежно отложишь начатое или отбросишь как негодное», - писал Иван Бунин.

«Главная проблема - это начать, - говорил Маркес. - Первая фраза романа или рассказа даёт протяжённость, тон, ( Read more... )

автор, ликбез, литературная мастерская, мысли, проза

Leave a comment

Comments 42

holit_i_leleyat August 19 2013, 21:58:56 UTC

Тоже нередко об этом задумывалась ( ... )

Reply

eyange August 20 2013, 07:34:29 UTC
Прелесть какая!
Таня, спасибо!
Цепляет и тут же создаёт образы. Каждому свой - в зависимости от игры ума и воображения.
А теперь выделим только первое предложение. Получаем:
- Черное - оттенок коричневого.
- Поднявшись на палубу, капитан Крозье видит свой корабль под натиском небесных фантомов.
- Все началось с красных кроссовок.
- Май в Айеменеме - знойный, тяжелый месяц.
- Утро выдалось чистым и ясным, свежесть напоминала о близящемся конце лета.
- Утро выдалось чистым и ясным, свежесть напоминала о близящемся конце лета.
- У солнца, окруженного острыми тонкими лучами и извилистыми языками пламени, придающими полдневному светилу сходство с ополоумевшей «розой ветров», - человеческое лицо....

Если бы меня попросили оценить, последнему отдала бы предпочтение. А ты?

Reply

holit_i_leleyat August 20 2013, 09:06:06 UTC
Лен, ну я же читала.
А потому предпочтение отдаю Арундати Рой. Несмотря на то, что первое предложение «Май в Айеменеме - знойный, тяжелый месяц» самое унылое из шести. Хотя начинаются все незатейливо - природа, солнце.

Для меня первые фразы совершенное не важны.

Reply

eyange August 20 2013, 09:42:52 UTC
Надо прочесть А.Роя - увы, не знакома с его творчеством.
Сейчас перечитываю Маркеса "Сто лет одиночества". И наслаждаюсь. Жанр магического реализма всегда завораживал.

Reply


dobroeutro_lsa August 20 2013, 04:31:23 UTC
Как учили меня музыканты:
- Главное красиво начать и красиво закончить. Лажу в середине слушатель на концерте не замечает.
С годами я понял, что это относится ко всему.

Reply

eyange August 20 2013, 07:36:55 UTC
Верно. Проверено многими годами преподавания и публичными выступлениями. Не зацепишь внимание, потом не соберёшь; не будет интересной концовки, в головах слушателей ничего не останется.

Reply


shatnova August 20 2013, 05:09:27 UTC
Для пишущего первая фраза - договор с музой (поведёт? не поведёт?), ритмическая и лексическая рамка, камертон будущего произведения.
Для читающего - "узенькая пятка", по которой он в миг дорисовывает остальное.
("Дон Гуан
Чуть узенькую пятку я заметил.
Лепорелло
Довольно с вас. У вас воображенье
В минуту дорисует остальное...")
Хотя, бывает, эта "пятка" - не так уж и изящна (У Голсуорси, например), но не всё ж читателю искать лёгких побед.

Абсолютный чемпион - Лев Николаевич (из предложенного). При всей спорности утверждения.

Reply

eyange August 20 2013, 07:53:56 UTC
"Узенькая пятка"... - шикарная метафора!
Спасибо!
Пятка - опора. Но прилагательное появилось неслучайно. Почему "узенькая"? Видимо, чтобы воспарить без всяких проблем.
Абрис есть, а дальше, дескать, сами.

Взглянула на "узенькую пятку" в романах Ф.М.Достоевского.
- "Прошлого года, двадцать второго марта, вечером, со мной случилось пространное происшествие" - "Униженные и оскорблённые".
- "В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился в к-ну мосту" - "Преступление и наказание".
- "В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех порах подходил к Петербургу" - "Идиот".

Поразительно!
"Пятка" практически одна и та же)))

Reply

holit_i_leleyat August 20 2013, 09:03:11 UTC
Это у него муза видать такая :-))

Reply

eyange August 20 2013, 09:39:46 UTC
Стилистика - не конёк Достоевского, что говорить. Но, как писал Н.Бердяев, "У Достоевского было одному ему присущее, небывалое отношение к человеку и его судьбе - вот где нужно искать его пафос, вот с чем связана единственность его творческого типа. У Достоевского ничего и нет кроме человека, все раскрывается лишь в нем, все подчинено лишь ему".

Reply


helenfromnsk August 20 2013, 11:09:57 UTC
В первый момент я аж подпрыгнула: "Как?! Неужели "Одиночество в сети" удостоено Нобелевской премии?". Но потом внимательно прочитала и увидела, что эта книга в разделе "Современная проза - бестселлеры". Почему-то именно это произведение вызывает в сообществе chto-chitat больше всего эмоций.

А вообще очень интересная мысль. Надо подумать и проанализировать.

Reply

eyange August 20 2013, 18:25:30 UTC
Очень удачное название - "одиночество" и "в сети". Цепляет за нерв)))

Reply


prokurator182 August 20 2013, 13:34:58 UTC
"Шли и шли и пели «Вечную память», и когда останавливались, казалось, что её по залаженному продолжают петь ноги, лошади, дуновения ветра".

А так начинается мое любимое произведение. Лауреат нобелевской премии Борис Пастернак.

Вся книга его как поэтическое произведение.

Reply

eyange August 20 2013, 18:29:58 UTC
С моей точки зрения, концовка предложения - "...продолжают петь ноги, лошади, дуновения ветра" - поэтический посыл. Однако смелый шаг поставить слово "залаженному". Наши редакторы не пропустили бы)))

Reply

prokurator182 August 21 2013, 06:44:20 UTC
Особенно советским редакторам)) Книга "Доктор Живаго" вышла впервые в Европе, ибо печать Пастернака в СССР никто не захотел. А потом его обозвали сорняком литературы.

Reply

eyange August 21 2013, 19:11:43 UTC
Политика однако :-(

Reply


Leave a comment

Up