Добротный роман начинается с хорошей фразы - той, что цепляет, определяет пульс, заставляет читать дальше.
«Если этот изначальный звук не удаётся взять верно, то неизбежно отложишь начатое или отбросишь как негодное», - писал Иван Бунин.
«Главная проблема - это начать, - говорил Маркес. - Первая фраза романа или рассказа даёт протяжённость, тон, стиль. Труднее всего - первый абзац. Как только осилил, всё остальное идёт само собой. В первом абзаце ты решаешь большинство проблем, связанных с твоей книгой, - определяешь тему и тональность. Я писал первую фразу романа «Осень патриарха» три месяца. Но когда нашёл, понял, каким будет весь роман».
Учиться всегда полезно, уметь выделять главное - основа успеха. А первая фраза… - здесь я согласна - она начинает литературное произведение, разговор, выступление; она вызывает (или не вызывает) интерес, она - спичка.
Буду рада, если добавите пост, продолжите ряд, поделитесь мыслями.
Итак, первая фраза романов, авторы которых - лауреаты Нобелевской премии по литературе.
«Пройдёт много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далёкий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лёд» - «Сто лет одиночества», Габриэль Маркес
«Тем, кто удостаивался приглашения на семейные торжества Форсайтов, являлось очаровательное и поучительное зрелище: представленная во всём блеске семья, принадлежащая к верхушке английской буржуазии» - «Сага о Форсайтах» Джон Голсуорси.
«Для человека его возраста, пятидесятидвухлетнего, разведённого, он, на его взгляд, решил проблему секса довольно успешно» - «Бесчестье» Кутзее
Классика
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» - «Анна Каренина» Лев Толстой
«Утро было тихое, город, окутанный тьмой, мирно нежился в постели» - «Вино из одуванчиков» Рэй Брэдбери
Современная проза - бестселлеры
«- Маркс совершенно изменил моё видение мира, - сказал мне сегодня молодой Польер, никогда прежде со мной не заговаривавший» - «Элегантность ёжика» Мюриэль Барберри
«Вот бы Джованни меня поцеловал…. Но это плохая идея, и причин тому миллион» - «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт
«С одиннадцатой платформы при четвёртом пути железнодорожной станции Берлин-Лихтенберг бросается под поезд больше всего самоубийц» - «Одиночество в сети» Януш Вишневский
«Кто из нас не усомнился бы, услышав от приятеля заявление, будто он провёл все выходные с Богом, да ещё в заброшенной хижине» - «Хижина» Пол Янг