Первая фраза романа

Aug 20, 2013 01:08


Добротный роман начинается с хорошей фразы - той, что цепляет, определяет пульс, заставляет читать дальше.
«Если этот изначальный звук не удаётся взять верно, то неизбежно отложишь начатое или отбросишь как негодное», - писал Иван Бунин.

«Главная проблема - это начать, - говорил Маркес. - Первая фраза романа или рассказа даёт протяжённость, тон, ( Read more... )

автор, ликбез, литературная мастерская, мысли, проза

Leave a comment

shatnova August 20 2013, 05:09:27 UTC
Для пишущего первая фраза - договор с музой (поведёт? не поведёт?), ритмическая и лексическая рамка, камертон будущего произведения.
Для читающего - "узенькая пятка", по которой он в миг дорисовывает остальное.
("Дон Гуан
Чуть узенькую пятку я заметил.
Лепорелло
Довольно с вас. У вас воображенье
В минуту дорисует остальное...")
Хотя, бывает, эта "пятка" - не так уж и изящна (У Голсуорси, например), но не всё ж читателю искать лёгких побед.

Абсолютный чемпион - Лев Николаевич (из предложенного). При всей спорности утверждения.

Reply

eyange August 20 2013, 07:53:56 UTC
"Узенькая пятка"... - шикарная метафора!
Спасибо!
Пятка - опора. Но прилагательное появилось неслучайно. Почему "узенькая"? Видимо, чтобы воспарить без всяких проблем.
Абрис есть, а дальше, дескать, сами.

Взглянула на "узенькую пятку" в романах Ф.М.Достоевского.
- "Прошлого года, двадцать второго марта, вечером, со мной случилось пространное происшествие" - "Униженные и оскорблённые".
- "В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился в к-ну мосту" - "Преступление и наказание".
- "В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех порах подходил к Петербургу" - "Идиот".

Поразительно!
"Пятка" практически одна и та же)))

Reply

holit_i_leleyat August 20 2013, 09:03:11 UTC
Это у него муза видать такая :-))

Reply

eyange August 20 2013, 09:39:46 UTC
Стилистика - не конёк Достоевского, что говорить. Но, как писал Н.Бердяев, "У Достоевского было одному ему присущее, небывалое отношение к человеку и его судьбе - вот где нужно искать его пафос, вот с чем связана единственность его творческого типа. У Достоевского ничего и нет кроме человека, все раскрывается лишь в нем, все подчинено лишь ему".

Reply

eyange August 20 2013, 07:58:06 UTC
Вслед.
Кстати, ни Моэм, ни Голсуорси, по моему мнению, на этот счёт особо не задумывались. Начала их произведений - довольно простые - без изысков

Reply

shatnova August 20 2013, 08:03:02 UTC
Простые-то они простые, но, чтобы продраться сквозь первые сто страниц, надо "попахать". Зато и воздаётся после за труды!

Reply

eyange August 20 2013, 08:16:04 UTC
Это верно. Поэтому и Моэм, и Голсуорси - в числе моих любимых писателей. За труд воздаётся. Радостью, прежде всего.

Reply


Leave a comment

Up