Воспоминания о Курильской десантной операции работника Микояновского рыбокомбината А.И.Пименова

Oct 12, 2015 08:59


Воспоминания работника Микояновского рыбокомбината А.И.Пименова об участии камчатских рыбаков в подготовке и проведении десанта на Курилы.
Источник: www.npacific.ru

МЫ ПОМОГАЛИ ДЕСАНТНИКАМ
15 августа 1945 г. в районе нашего рыбокомбината (Микояновского - ред.) пограничниками и авиацией бомбардировочного полка 128-ой авиадивизии было потоплено груженое японское судно. Снятую с него команду отправили в расположение стрелкового полка.
На соседнем Озерновском комбинате три дня подряд слышали стрельбу по острову Шумшу из орудий батарей, находившихся на мысе Лопатка. В воинских частях Усть-Большерецкого района была введена повышенная боевая готовность, а 18 августа войска Камчатского оборонительного района под командованием генерал-майора А. Р. Гнечко высадились и повели упорные бои на укрепленном острове Шумшу.
К Курильской операции были привлечены и войска усть-большерецкого гарнизона, переброшенные на фронт в первые дни боевых действий на этом острове. Отправка воинов, вооружения, боеприпасов, горючего, военной техники производилась с территории нашего рыбокомбината. Мне, как его руководителю, командование гарнизона и секретарь райкома ВКП(б) Н. А. Шаповалов предложили выделить для этой цели необходимое количество плавединиц и рабочих-грузчиков.
При активном участии капитана флота комбината В. Чернявского из пятидесяти моряков были укомплектованы команды катеров и кунгасов, созданы бригады грузчиков в составе более чем полутора сотен человек. И те, и другие состояли исключительно из добровольцев. Их оказалось значительно больше, чем требовалось.
Первым транспортом, прибывшим к нам с места боевых действий, стал тральщик «Буревестник» Акционерного Камчатского общества (капитан П. Иванов). Вскоре подошло гидрографическое судно «Полярный» с представителем обкома ВКП(б) при командовании десантных войск П. Ф. Елисеевым на борту. Елисеев три года возглавлял Усть-Большерецкий райком партии, его хорошо знали воины гарнизона и коллектив нашего комбината.
П. Ф. Елисеев на встрече с воинами и рабочими рассказал о положении на фронте, сообщил, что прибыл по заданию командующего десантной операцией генерала Гнечко для обеспечения переброски в район боевых действий войск из нашего района. Его рассказ еще больше воодушевил как воинов, так и тружеников рыбокомбината. Все мы работали с полной отдачей. За три часа загрузили два транспорта.
На берегу в ожидании отправки еще оставалась часть воинов с вооружением и боеприпасами. В этой сложной обстановке П. Ф. Елисеев предложил мне выделить дополнительно еще катера и кунгасы. Было предоставлено двадцать две единицы за счет флота нашего комбината и стоящих на нашем рейде катеров соседних комбинатов.
Ответственность за доставку воинов и боевой техники, размещенной на катерах и кунгасах, возложили на меня. Так я стал участником Курильской операции…
Наш переход от места погрузки до Первого Курильского пролива проходил при крайне тяжелой штормовой погоде, с большим перегрузом кораблей, особенно мелкого флота. Перегруженные кунгасы начало захлестывать волнами Охотского моря, многие воины заболели морской болезнью. С заливаемых водой кунгасов часть людей пришлось пересадить на и без того перегруженные суда. В этих условиях командиры, политработники и партийно-комсомольские организации проводили работу по борьбе за сохранность жизни каждого воина, а также вооружения и боеприпасов.
К острову Шумшу прибыли благополучно. Сначала с пароходов были сняты кунгасы и воины, потом, под прикрытием темной ночи (с 20 на 21 августа), выгружены вооружение, боеприпасы, горючее и продовольствие. Эту работу выполнили грузчики петропавловского морского и рыбного портов, ими руководил начальник последнего Я. Я. Завадский. В трудных условиях штормовой погоды переброска войск и боевой техники усть-большерецкого гарнизона прошла в срок и без потерь. Большая заслуга в этом принадлежала командам катеров и кунгасов во главе с В. Чернявским.
Много лет спустя генерал Гнечко писал: «С благодарностью вспоминаю мужество, большой патриотизм усть-большерецких рыбаков. Они сумели в открытых баржах и катерах перебросить полк на Шумшу. Командир полка считал этот переход своеобразным чудом». Как человек, хорошо знающий капризы Охотского моря, разделяю мнение военных и часто задаю себе вопрос: на какой мы шли риск и ответственность за исход этой, поистине дерзкой, операции. Но это лишний раз подтверждает, какую силу и мужество проявили наши люди, выполняя приказ командования.
Мы были восхищены, когда узнали, что переброшенные нами свежие силы соединились с основными и успешно продвигаются вперед. К концу дня 23 августа 1945 г. гарнизон противника на Шумшу был полностью пленен, но предстояли еще серьезные схватки за освобождение Парамушира, Онекотана и других островов, включая Уруп. В связи с этим командование возложило на меня задачу - обеспечить максимальное использование вверенного мне флота на работах по переброске войск, вооружения и боеприпасов на острова Парамушир и Онекотан, перевозку раненых десантников на санитарное судно «Менжинский»…
Одним словом, работы было много, а мелкого флота не хватало. После освобождения Шумшу и северной части Парамушира наши войска захватили большое количество самоходных барж, катеров и кунгасов противника. Со всех барж японцы сняли и спрятали аккумуляторы, а сами баржи залили водой.
Благодаря мерам, принятым полковником П. А. Артюшиным и представителем командования десантных войск П. Ф. Елисеевым, военнопленные японцы под началом генерал-лейтенанта Цуцумо Фусаки откачали из барж воду и поставили аккумуляторы. Наши воины быстро освоили трофейные самоходные баржи и использовали их для переброски десантников и боевой техники на южную часть Курильских островов.

Японские самоходные десантные баржи "дайхатсу", захваченные нашими десантниками на Парамушире.



На берегу северной части Шумшу было обнаружено большое количество других самоходных барж. По признанию военнопленных, они предназначались для высадки японского десанта в окрестностях Петропавловска.
После освоения советскими десантниками трофейного флота наши катера и кунгасы освободились от работы, связанной с дальними рейсами в районы южных островов Курильской гряды. Нас переключили, главным образом, на выгрузку военной техники с пароходов, участвовавших в десантной операции, погрузку на них трофейного оружия…
11 сентября 1945 г. мы благополучно возвратились домой, на рыбокомбинат им. Микояна. Во время Курильской операции наши потери составили один катер и два кунгаса; их нам возместило командование за счет трофейного флота.
…За двадцать девять лет моей работы на Дальнем Востоке самым сильным впечатлением остается десантная операция по освобождению Курил. У меня, как думаю, и у других участников этих событий, никогда не изгладится из памяти массовый героизм наших воинов, не забудутся славные дела трудящихся комбината им. Микояна и г. Петропавловска.

Камчатка, Курильская десантная операция, воспоминания

Previous post Next post
Up