ИСКУССТВО КАК ПОТРЕБНОСТЬ

Feb 05, 2021 22:18



Если в нашем организме что-то работает по сложным биологическим и физиологическим принципам - это значит, эволюция в течение многих миллионов лет всё это шлифовала для нашей же пользы. Для того чтобы каждый из нас был по мере возможностей счастлив, оставил потомство и, в конце концов, для того, чтобы наш биологический вид выживал и благополучно существовал.
Биологическая основа даже самых высших психологических и культурных явлений - не упрощение, а, напротив, демонстрация существования гармонии между базовым и возвышенным.
Наша биология порой распространяется на очень возвышенные сферы, в том числе на эстетические переживания.
Эстетические переживания появляются при восприятии искусства, в итоге эти переживания делают нас лучше и чище - катарсис и всё такое прочее.


Искусство - это результат достижения высокой степени совершенства в какой-то области, связанной с изображением, звуком, танцем, речью и тем, что называется перформансом - и такой результат должен быть доступен сразу многим людям.

Нейробиолог Семир Зеки в 2002 году предложил термин «нейроэстетика», который описывает биологические основы эстетического восприятия, а затем к нему присоединился Вилейанур Рамачандран. То, что Рамачандран сформулировал, можно разделить на четыре слоя, которые в той или иной мере затрагиваются искусством:
• Врождённо значимые сигналы, действующие на центры потребностей и фатально вызывающие эмоции.
• Принципы работы сенсорных систем мозга.
• Система зеркальных нейронов.
• Любопытство к новизне.



Центры наших биологических потребностей - это база нашего мозга. Именно биологические потребности сильно роднят нас с животными. Центры биологических потребностей расположены очень глубоко в мозге, их нет на поверхности, в коре. И мы устроены таким образом, что обязаны эти потребности удовлетворять. Если мы их удовлетворяем (хотя бы время от времени), то получаем положительные эмоции. Ну, а если не удовлетворяем - возникают отрицательные эмоции, которые могут нарастать и вообще портить нашу жизнь. Поэтому с точки зрения динамики удачной-неудачной деятельности центры потребностей жутко важны: именно они создают ощущение счастья. Собственно, мы и живём для того, чтобы время от времени эти биологические потребности в том или ином виде удовлетворять.
Поэтому, конечно, очень важно осознавать список этих потребностей.

Можно выделить три группы биологических потребностей, которые встроены в мозг каждого из нас и которые никак ни объехать, ни обойти:
• Витальные потребности.
• Социальные (или зоосоциальные).
• Потребности в саморазвитии.

Список этих потребностей - это список глобальных программ, на которые направлено наше поведение. Что бы мы ни назвали - реальные поведенческие акты или что-то придуманное в сфере искусства, пьесу или сюжет картины или стихотворения - мы, как правило, обнаружим там ту или иную потребность из этого списка, а то и целый пучок. Обыкновенно коллизия сюжета состоит в конкуренции нескольких потребностей, да и нормальная работа нормального мозга - это постоянный бой между потребностями.
…и вот наконец победила любовь, или победило любопытство, или победил страх - и в этот момент всё поведение понеслось именно в эту сторону.



✔️ ВИТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Название «витальные» происходят от слова vita, то есть жизнь - потому что они жизненно необходимы. Если такие потребности не удовлетворять, то помрёшь: иногда прямо сразу, иногда будешь долго мучиться - но в любом случае организму не поздоровится.
Вот список витальных потребностей:
1. Пищевая потребность;
2. Пассивно-оборонительная реакция (страх, тревожность);
3. Активно-оборонительная реакция (агрессия);
4. Гомеостаз (дыхание, кровообращение, терморегуляция, сон и бодрствование);
5. Экономия сил (лень);
6. Уход за телом (груминг).



✔️ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Сюда попадают:
1. Половое поведение;
2. Родительское поведение;
3. Детское поведение;
4. Стремление лидировать и подчиняться лидеру;
5. Защита своей территории;
6. Сопереживание.

Эти программы существуют в нашем мозгу для того, чтобы организовать взаимодействие с другими людьми - часто и со всем миром живых существ.
Мы (обезьяны), всегда жили в иерархически организованных стаях, поэтому стремление быть главным (хотя бы в своей песочнице) - это очень серьёзная программа. Известны отвечающие за эту потребность нервные клетки, и где они находятся, мы тоже знаем.
То, какие именно центры потребностей установлены в нашем мозге наиболее ярко, определяет наш темперамент. Каждый из нас больше или меньше ориентирован на еду, на агрессию, на свободу, на то же самое лидерство - или наоборот, на подчинение.



• ИЕРАРХИЯ
Сюжет в произведениях искусства, ориентированное на подчинение лидеру один и тот же: вот он вожак, он выше всех, он самый большой и сильный (если он не очень велик - мы поставим его на какую-нибудь приступочку, а сверху наденем корону, чтобы он выше был).



• МАТЕРИНСТВО
Материнское поведение - суперпрограмма, и в искусстве оно получило подробнейшее воплощение. Кормящая мать - это очень серьёзно для нашего мозга. Да и не только мать, потому что мы - homo sapiens, и у нас оба родителя заботятся о детёнышах. Есть особый гормональный фон - пролактино-окситоциновый, который такое поведение и поддерживает. Взяв, например, пробу крови у молодого человека, можно узнать, насколько он ориентирован на детей, если посмотреть, сколько у него в крови пролактина.
Даже наблюдение за детёнышами приводит к росту уровня пролактина и окситоцина в крови, и все эти мимимишные позывы существуют не просто так, а потому, что наш мозг врождённо знает, как выглядит детёныш. Это одно из врождённых сенсорных знаний: сигнал о детёныше попадает прямо в передний гипоталамус, и взрослый смягчается и становится веселее, потому что рядом это большеголовое, пушистое, глазастое существо, которое ещё издаёт специфические писклявые звуки. У многих животных оно ещё специфически пахнет детскими феромонами, но их учёные ещё не очень понимают.



То же можно сказать о половом поведении и о половой мотивации: либидо, эрос - неотъемлемая часть культуры и эстетики. Наш мозг врождённо многое знает о том, какие сигналы должно подавать существо противоположного пола, как оно должно выглядеть, звучать и пахнуть. Картин, которые описывают взаимоотношение полов, а также стихов и пьес, наверное, больше всего в культуре, потому что это суперпроблема: где бы встретить свою половинку?
Если мы начнём анализировать, мы получим список тех факторов, которые наш мозг, то есть передний гипоталамус, да ещё и взбодрённый половыми гормонами - андрогенами и эстрогенами - ждёт от существа противоположного пола. И список-то немаленький.
• Во-первых, мы врождённо знаем некий набор первичных и вторичных половых признаков. Первичные обычно скрыты одеждой, а вторичные - талия, грудь, ширина плеч, борода, тембр голоса - всё это налицо.
• Во-вторых, важный признак - это здоровая внешность, чистая кожа и симметричные черты лица. Как известно, куча исследований показала, что симметричное лицо осознаётся как более красивое, а если копнуть поглубже - то это, как правило, показатель здоровья и, например, способности противостоять инфекциям.
• В-третьих, это статус самца в стае, а мужчины - в обществе. В-четвёртых, молодость и одновременно половозрелость женщины (на этом поле развилась громадная индустрия моды и косметики).



✔️ ПОТРЕБНОСТИ САМОРАЗВИТИЯ

Программы саморазвития - это очень возвышенные программы, программы направленные в будущее. В тот момент, когда они реализуются - не всегда понятно, зачем. Но если набраться терпения, то через несколько минут, или часов, или дней можно обнаружить смысл и пользу.
• ЛЮБОПЫТСТВО
Самый явный пример такой «отложенной пользы» - это исследовательское поведение, когда вы собираете информацию. Наш мозг жутко любопытен: новая информация для нас так же важна, как еда или воздух. В тот момент, когда вы узнаёте что-то новое, не всегда понятно, как вы это будете использовать. Но даже сам сбор новой информации - это уже положительные эмоции: узнаем что-то новое, а там видно будет.
• СВОБОДА
Программы свободы - то есть непереносимость ограничений в свободе передвижений и игровое поведение, связанное с тренировкой двигательных навыков. Есть произведения искусства именно об этой потребности, и в целом в культуре свободолюбие - это очень серьёзно.
• ДВИЖЕНИЕ
Хорошо выполненное движение нас радует, так мы устроены. Нарисовать картину или создать скульптуру, где кто-то бежит, плывёт или иным образом двигается - уже порадовать наш мозг. Это весьма популярные сюжеты, и они попадают точнёхонько в центры определённых потребностей, которые находятся где-то в гипоталамусе или в миндалине, или ещё в каких-то глубинных структурах нашего мозга.

/Источник/


Сочетание.
Валёр - перевод с француского.
Ценность искусства.
Язык цветов.
Оптическая активность «живой» природы.
Психология цвета.
Замечательная способность.
ДЕВЯТЬ ПРАВИЛ ЭСТЕТИКИ.
… о композиции и Композиции.
Видеть благодаря движению.
О цветоформе.
Рисующие узлы.
Поймать неуловимое.
Умениее рисовать.
Контраст.
Проблемы теории цвета.
Пластическое выражение идеи.
Настоящее впечатление.
Надо подумать.
Палитры настроения.
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №1
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №2
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №4

Современное искусство.
Современное искусство и капитал.
Хватит ли психов?
Артистическое пространство.
О современном искусстве.
А я не хочу.
Что проще.

Появление декаданса.
Воздух и Основание.
О целом.
Что-то другое.
Ценность искусства.
Эссе о дизайне.
Видеть дыханием.
Как жизнь...
Просто и хорошо.
Еще о красоте.
Качество.
ПРИЗВАНИЕ.
Игра в мацзян.
Три мадонны.
Новый язык.
Не предметное знание.
Об искусстве.
Искусство.
«Принцип аромата».
Стандарт оценки искусства.

Дэвид Хокни : Секретное знание.
Солнце "сильно" красного цвета.
Люди не видели синий цвет до недавнего времени.
Все цвета спектра.
Калиброванные глаза для вас, дальтоники!
Ну и на последок Вызов цвета.
Иллюзии.
Красивая иллюзия.
Да я сам видел! своими глазами!
Невозможные цвета.
СТО лет цвета.


Элегантность цветка.
О красоте.
Красота человека.
Красота.
Еще о красоте.
Эволюционная теория красоты.
Зернышко за зернышком.
Бабочки и готика.

Красота как исключение.
Сила исскуства.
Симпотно и удобно.

Культура, Красота

Previous post Next post
Up