Проблемы теории цвета

May 23, 2019 02:16



Теория цвета - одна из первых вещей, о которой учат графические дизайнеры. Он деконструирует предмет цвета, превращая его в простые правила, которые могут быть легко применены в вашей работе. В нем рассказывается о цветовом круге, основных/вторичных/третичных цветах, цветовой температуре, цветовых гармониях и психологии цвета.

Однако, поскольку эта фундаментальная теория цвета является настолько фундаментальной, она упрощает определенные вопросы и пропускает некоторые нюансы.

Что оригинальная теория пропустила ради простоты?


✔️ Миф о цветовой температуре.

Самая основная концепция в теории цвета относится к тому факту, что оттенки обычно можно разделить на две группы: холодные оттенки и теплые оттенки. Это разделение полезно, потому что цветовые схемы, основанные на оттенках только от одной группы, имеют тенденцию выглядеть аккуратными и последовательными. Эта концепция основана на том, что фотографы называют балансом белого.

Цвета, которые мы видим в нашей среде, созданы светом. Поэтому цвет этого света влияет на каждый оттенок сцены, последовательно меняя все оттенки. Когда оттенок цвета света постоянен, наши глаза могут отменить его, чтобы мы могли распознать белый как белый, даже если он выглядит желтым или синим.



Когда белый цвет на изображении выглядит желтым, все остальные цвета тоже становятся желтоватыми - мы называем их теплыми. Когда белый выглядит синим, другие цвета становятся голубоватыми - и мы называем их классными. Прохладные и теплые цвета имеют разные значения в цветовой психологии, но самый важный урок, который можно извлечь из этого, заключается в том, что теплые оттенки хорошо смотрятся среди других теплых оттенков, а прохладные - среди прохладных, но при смешивании они выделяются.



Но как распознать теплые и прохладные оттенки? Основная теория цвета дает нам простое решение: колесо цветовой температуры. Он аккуратно разделен пополам, разделяя цвета на теплые и прохладные оттенки.



Хотя в этой картине нет ничего принципиально неправильного, она упрощает тему цветовой температуры. Это приводит к неправильному пониманию того, что определенные оттенки сами по себе являются теплыми и прохладными, как если бы температура была свойством цвета. Зеленый называется прохладным, а красный - теплым, вот так. Общее правило: чем более голубоватый цвет, тем он холоднее и чем более желтоватый цвет, тем теплее он.



Проблема в том, что температура цвета не существует сама по себе. Вы не можете просто выбрать один цвет из цветового круга и сказать, теплый он или прохладный.

Позвольте показать вам!
Задумайтесь на минуту - какая температура у этого цвета?



Если вы использовали круг цветовой температуры в качестве ориентира, вы определили его как холодный.



Этот цвет все еще выглядит холодным для вас? Вы, наверное, заметили, что он стал выглядеть заметно теплее. Давайте сделаем вещи еще более запутанными, добавив еще один цвет:



Так что же это за цвет: теплый, прохладный или нейтральный?
Цвета сами по себе не имеют никакой температуры.
Лишь при их сравнении воспринимается температура - речь идет не о том, насколько голубоватый цвет, а о том, насколько он синеватый по сравнению с остальными на сцене. Вы можете буквально выбрать синий цвет и сделать его теплым, подчеркивая его отношение к красноватым оттенкам.

Таким образом, более точный круг цветовой температуры будет выглядеть так:





Вам не следует смотреть на него, чтобы выбирать теплые и прохладные оттенки, а скорее находить отношения между ними, например - зеленый теплее синего, но холоднее желтого. В конце концов, все, что нужно для изменения температуры цвета - это придать ему желтоватый или голубоватый оттенок - и это можно сделать с любыми цветами, что делает классический круг цветовой температуры бесполезным.



Поэтому вместо того, чтобы ограничивать себя одной половиной цветового круга, всегда следите за тем, чтобы все цвета на сцене имели одинаковый оттенок - либо синеватый, либо желтоватый. Этого достаточно, чтобы создать привлекательную последовательность преднамеренного баланса белого.



✔️ Связанные цвета.

Цветовой круг показывает все оттенки вместе.
Это выглядит как идеальный инструмент для графического дизайнера, идеальная палитра образцов цвета. И, что самое главное, на него просто приятно смотреть - как идеальная, яркая радуга!



Увы, но это лишь модель.
Цвета выглядят по-разному, когда они являются частью радуги, и по-разному, когда они являются частью более приземленной сцены, даже если они абсолютно одинакового цвета. Ваш мозг может получить точно такую ​​же информацию от света, попадающего на объекты, но его интерпретация не должна быть идентичной.

Мы видим мир в различных условиях освещения днем ​​и ночью, но для нас это не так уж и важно. Это потому, что наш мозг обязательно устраняет последствия изменений, заставляя нас видеть что-то постоянное. Когда вы идете по улице ночью, комнаты за окнами могут выглядеть желтыми или оранжевыми. Тем не менее, когда вы заходите внутрь, оранжевого оттенка там просто нет.

Наш мозг просто помогает нам распознавать объекты, показывая их одинаковыми, независимо от того, как они выглядят в данный момент. Красное яблоко будет выглядеть красным, независимо от того, освещено ли оно непосредственно солнцем, скрыто в тени или залито мягким серым светом пасмурного дня. До тех пор, пока изменения освещения влияют на всю окружающую среду, наш мозг знает, как «вычесть» этот эффект.

Просто посмотрите на это фото еще раз. Вы видите все эти объекты как белые, хотя это не так. Если вы проверите эти цвета, вы увидите, что они различных оттенков серого, теплого и прохладного.
Вы и правда, можете сказать: «Конечно, они не совсем белые, но они достаточно близки».



Давайте на мгновение уберем их со сцены. Вам вот это кажется почти белым?



Ваш мозг интерпретирует сцену в целом.
Он не распознает цвета так, как это сделал бы инструмент выбора цвета Photoshop. Мозг не заботится об объективном оттенке или яркости; его волнует только то, что означают цвета на сцене. И это значение представлено вам в форме визуальной информации, которая не имеет ничего общего с объективными цветовыми свойствами объекта.
Более полезно видеть книжный шкаф белым, как это было бы при идеальном освещении, а не воспринимать его затененную сторону как по другому окрашенным.

Вернемся к цветовому кругу. Вы, вероятно, видите здесь два разных оттенка фиолетового: темнее слева и ярче справа, что-то вроде квадратов внизу. Но правда в том, что они одного цвета.





Итак, как же выглядит этот цвет самостоятельно?
Цвета создаются отношениями. Даже самый «нейтральный» цветовой круг показывает вам оттенки по отношению к белому фону и друг к другу. И как только вы возьмете один цвет из этого отношения в другое, эти новые отношения создадут из него новый цвет.



✔️ Тональность важнее оттенка.

В теории цвета цветовой круг можно использовать, чтобы показать взаимосвязь между цветами и дать вам несколько готовых решений для цветовой композиции.
Фундаментальная цветовая теория предлагает вам несколько цветовых схем:

• Монохроматическая.
Монохроматические схемы являются простейшими для создания, поскольку все они взяты из одного цвета, но включают изменения в насыщенности, оттенках и тонах. Монохроматические цвета хорошо сочетаются, создавая успокаивающий эффект.



• Дополнительная.
В своей основе такой схемы лежат только два цвета, которые сильно контрастируют. Эта схема используется для привлечения внимания пользователя. При использовании дополнительной схемы важно выбрать доминирующий цвет, а дополнительный цвет использовать для акцентов.



• Аналоговая.
Аналоговые цветовые схемы создаются из смежных цветов. Один цвет используется как доминирующий, в то время как другие используются для обогащения схемы. Хотя это относительно легко, трюк заключается в том, чтобы решить резонанс используемых цветов, поскольку вся схема будет преувеличена им.



... разделить на две части:



... или три части:



Концепция заключается в том, что наши глаза могут распознавать отношения между цветами, и если отношения организованы, схема выглядит для нас непротиворечивой. Проблема в том, что этот метод говорит только о оттенках, а насышенность - это гораздо большее, чем оттенок.
Например, эти три цвета имеют одинаковый оттенок, но вы видете их как разные цвета.



Фундаментальная цветовая теория говорит, что насыщенность снижается путем добавления белого, а яркость снижается путем добавления черного.



Относительная яркость - это не яркость, которую просто имеет цвет, например яркость которую можно измерить с помощью палитры цветов. Это то, как яркий цвет выглядит по сравнению с другими. И поскольку наши глаза не одинаково чувствительны к каждому оттенку, мы видим некоторые оттенки темнее, а некоторые ярче - хотя в чистом виде они одинаково яркие - имеют одинаковую тональность. Это значение легко увидеть, если убрать цветность:



Ответ на это любопытное явление довольно прост.
Белый свет состоит из трех основных оттенков: красного, зеленого и синего (RGB). Белый - самый яркий цвет, который когда-либо может быть - его относительная яркость (значение) составляет 100%.
Но если он на 100% ярок, это означает, что его компоненты должны быть менее яркими. И это именно то, что происходит: красный - на 30%, зеленый - на 59%, синий - на 11%.



Поскольку значение основано на нашем восприятии, а не на положении цветов на цветовом круге, цветой круг не помогает нам с цветовой тональностью. Оттенки перестают быть регулярными; в одном месте значение растет, затем оно уменьшается, а затем оно на мгновение увеличивается и снова падает - никакого порядка вообще. И это все потому, что основные цвета (компоненты всех других цветов) не равны по тональности.



Вам нужно было бы реорганизовать оттенки, чтобы создать правильный порядок значений, но из них невозможно создать цветовой круг, потому что есть начало (темное) и конец (светлое).



✔️ Универсальной цветовой психологии не существует.

Фундаментальная теория цвета, как обычно, пытается принести некоторые готовые решения для психологии цвета. Красный активен и увлекателен, желтый - это счастье, розовый напоминает женственность, а черный - серьезен и формален. Есть целый длинный список того, что означают определенные цвета, где их использовать и где их избегать. Но даже без них у нас есть некоторое представление о том, что работает, а что нет.



Но откуда это знание?
Почему определенные цвета что-то значат?

На самом деле исследований в этой области недостаточно, но факты свидетельствуют о том, что значение цветов в основном основано на культуре. Другими словами, цвета связаны с тем, для чего они обычно используются, и они используются для ... того, с чем они обычно связаны. Это проблема курицы и яйца - мы создаем культуру, а культура создает нас. Вероятно, было какое-то основное, первичное значение цветов, с которого начинались все культуры, но оно развивалось по-разному в разных частях мира.



Например: желтый цвет радости и тепла на Западе в Латинской Америке он часто ассоциируется со смертью и трауром. В Китае красный - это очень позитивный цвет, полный счастья и энергии, но на Ближнем Востоке и в некоторых африканских странах люди видят этот цвет как символ опасности или зла. На Западе белый цвет традиционно ассоциируется со свадьбами, но во многих азиатских странах он на самом деле является символом смерти - к нему относятся так, как западные люди традиционно относятся к черному.



Это означает, что ваша интуиция о значении цветов основана на том, что вы уже можете видеть вокруг себя, и это подтверждается теорией цвета только как определенное правило, которому нужно следовать.

Цвета похожи на язык, но это не универсальный язык. Так же, как одно и то же слово может означать разные вещи на разных языках, один и тот же цвет может интерпретироваться по-разному в разных культурах.
Единой правильной интерпретации цветов не существует, и мы не должны предполагать, что наша используется по умолчанию.



✔️ Нарушение правил окупается больше, чем подчинение им.

Правила используются, потому что они работают, и они работают, потому что они используются.
Но поскольку они широко используются, они начинают казаться скучными, нейтральными, нормальными.
Так, может быть, нарушение правил должно сыграть положительную роль?

Правила меняются со временем. Прекрасным примером этого является то, как синий раньше был цветом для девочек, а розовый - для мальчиков. Позднее эта тенденция изменилась, и сегодня невозможно перепутать вещи для девочек с игрушками для мальчиков.
Но люди устают от этого.
Все чаще родители стараются не навязывать своим детям какие-либо гендерные стереотипы, позволяя им развивать свою личность с минимальным давлением. Поэтому мы ищем игрушки и одежду, не зависящие от пола, и создание зеленого или желтого продукта может быть очень простым способом выделить его из моря розового и голубого.

Общество становится все более осведомленным о своих потребностях и о том, как компании пытаются ими манипулировать. Нам не нравится, когда с нами обращаются, как с идиотами, и основывают дизайн на стереотипах.

Следование тенденциям окупается, но установление новых окупается еще больше. И чтобы создавать новые тренды, вам нужно держаться подальше от старых, игнорируя вековые правила в целях создания чего-то нового.
В конце концов, никто не может сказать наверника, используются ли эти правила, потому что они работают лучше всего, или они работают лучше всего, потому что они постоянно используются!



✔️ Заключение.

Фундаментальная теория цвета является очень полезным инструментом для начинающих, в большинстве случаев она более ограничивающая, чем полезная.
Нет теории, которая охватывала бы все правила дизайна, поэтому теория цвета определенно не может быть таковой.
К ней следует относиться скорее как к предложению, как к отправной точке, но если вы хотите проявить творческий подход, вам нужно научиться нарушать правила.



/Источник №1//Источник №2/


Сочетание.
Валёр - перевод с француского.
Ценность искусства.
Язык цветов.
Оптическая активность «живой» природы.
Психология цвета.
ДЕВЯТЬ ПРАВИЛ ЭСТЕТИКИ.
… о композиции и Композиции.
Видеть благодаря движению.
О цветоформе.
Рисующие узлы.
Поймать неуловимое.
Умениее рисовать.
Контраст.

Культура, Язык

Previous post Next post
Up