В продолжение тем:
Каталог высших ценностей. Ценности. Ценность - это цель.
Например, некая вещь вам дорога как память о близких. Память о близких цель, а эта вещь средство. Ценность вещи определяется её связью с целью.
Высшая ценность есть конечная цель.
Всякая конечная цель есть состояние, в котором можно пребывать бесконечно.
За конечной целью по определению нет уже никаких других целей. Значит, на достижении этой цели мы останавливаемся навеки. То, на чём можно остановиться, и есть высшая ценность, сообщающая ценность всему, что к ней ведёт.
Бесконечность есть признак высшей ценности.
Если вы не готовы пребывать с чем-то вечно, это не высшая ценность. Помимо длительности, аспектом этого признака, является применимость к любым изменчивым обстоятельствам, универсальность. Что бы ни случилось, вы готовы пребывать с вечной ценностью.
Присовокупите к этим ценностям "при любых обстоятельствах", "что бы там ни было", "всегда" и т.п., и увидите, что это высшие ценности.
С моей точки зрения имеется восемь непосредственных критериев высшей ценности (конечной цели человеческой жизни, блага самого по себе) и один косвенный.
✔️ Непосредственные:
• ясность и отчётливость (благо можно легко и в красках себе представить и выразить);
• предельность (не оно ради чего-то, а всё ради него);
• универсальность - 1 (в принципе пригодно для всех людей, а не только для каких-то их разрядов);
• универсальность - 2 (независимость от преходящих обстоятельств);
• вечностность (проецируемость в вечность, то есть с этим можно быть хоть вечно, на этом можно остановиться);
• нормативность (оно является источником оценок для всего остального; критерий Родерика Чиcхолма);
• метафизическая нейтральность (не оно определяется картиной мира, а картина мира им);
• онтологичность (сквозь него открывается самостоятельное измерение бытия).
✔️ Косвенный:
такое благо проявляет себя в истории как доминанта, вокруг которой складывается устойчивая, потенциально кросскультурная мировоззренческая традиция, то есть им могут заинтересоваться люди любой эпохи и любого региона, и эта заинтересованность непременно порождает то тут, то там некоторое культурное движение со множеством участников.
Что касается набора действительных высших ценностей, то самым полным в западной философии на сегодня считается список, который дан Frankena W.K. в его книге “Ethics” 1973 года.• жизнь, сознание, деятельность;
• здоровье и сила;
• удовольствие и удовлетворённость всевозможных видов;
• счастье, блаженство, довольство и т.п.;
• истина;
• знание и верные суждения различных видов, понимание, мудрость;
• красота, гармония, соразмерность в созерцаемых предметах;
• эстетический опыт;
• нравственно добрые наклонности или добродетели;
• взаимное расположение, любовь, дружба, сотрудничество;
• честное распределение благ и неприятностей;
• гармония и баланс в собственной жизни;
• власть и опыт различных достижений;
• самовыражение;
• свобода;
• мир, безопасность;
• приключения и новизна;
• добрая репутация, честь, почёт.
Попробуем подытожить.
✔️ 15 признаков высшей ценности:
Высшая ценность
• является тем, что можно так или иначе пережить в личном опыте (экспириентальность);
Если ценность нельзя пережить, это не высшая ценность.
- экспириентальность означает, что высшая ценность не может быть совершенно отделена от её носителя и быть каким-то абстрактным “положением дел” либо просто какой-то вещью;
- она всегда ему понятна по крайней мере на уровне чувств.
• является тем, с принципиальной неосуществимостью чего невозможно смириться (необходимость);
Высшие ценности не где-то там за седьмыми небесами. Они в известном смысле насущны, хотя и необязательно в своём предельном виде.
• является тем, чему можно посвятить всю свою жизнь и/или ради чего можно отдать свою жизнь (экзистенциальность);
• может быть главным предметом устремлений, конечной целью всей деятельности (телеологичность);
• может быть тем, ради чего всё остальное, а не тем, что само ради чего-то ещё (предельность);
• может быть источником всех оценок, задаёт оценочную шкалу, в рамках которой можно оценить в том числе любое явление или поведение (нормативность);
• открывает и отражает определённое измерение бытия и определённый аспект личности (онтологичность);
• может быть усвоена любым разумным существом независимо от его индивидуальных особенностей или принадлежности к той или иной категории (универсальность);
• независима от обстоятельств и сохраняет свою значимость во всех возможных мирах (аналитичность);
• задаёт картину мира, а не следует из заранее данной картины мира (метафизическая нейтральность);
• не может надоесть или как-нибудь ещё обнаружить свою ограниченность (неисчерпаемость);
• является тем, на чём можно остановиться, может проецироваться в вечность (вечностность);
• может быть представлена как абсолют за пределами повседневности или природы (трансцендируемость);
• несводима к другим ценностям, не является производной от них (первичность);
• является доминантой, вокруг которой сформировались одна или несколько историко-мировоззренческих традиций либо духовных движений (культурно-историческая значимость).
/Источник №1/ /Источник №2/ /Источник №3/