Многие обвиняют ролевиков в эскапизме, что ролевые игры нужны для того, чтобы побыть кем-то другим. Я долго думала об этом, и поняла, что играю не для того, чтобы побыть кем-то другим, а для того, чтобы стать кем-то другим.
Несколько лет назад я вела фокус-группы с подростками, темой исследования были мечты и ценностные ориентиры. Любопытно, что в гайде было больше про цели, нежели про ценности, ну ладно, допустим, словом "мечта" авторы обозначали сверх-цель, хотя для меня и до фокус-групп и, тем более, после - мечта виделась не ценностью и не целью, а неким синтезом обоих. Пока я вела эти фокус-группы, я, разумеется, рефлексировала и свое отношение к мечтам, свое понимание. Чтобы не транслировать на группу свое мнение - его нужно очень хорошо осознавать, выводить в слова наедине с собой, чтобы потом мнение группы, особенно группы подростков, которые при всем своем бунте еще как готовы ориентироваться на ведущего взрослого, не было мнением ведущего.
В определенный момент мечта оформилась для меня в форме путеводной звезды, или некоего поправочного вектора, который, не будучи целью сам по себе, подправляет цели. При этом мечту можно смело лишать позитивной коннотации, поскольку в реальности такой путеводной звездой может быть и весьма деструктивная идея. Но, в любом случае, мечта довольно романтична, овеяна ореолом волшебства, и она в любом случае меняет жизнь человека, не важно, способен он облечь ее в слова, или нет.
И такой мечтой может быть ролевая игра.
Не всякая.
Есть деловые ролевые игры, в которые мы играем, не выбирая, либо выбираем, не зная, какой сеттинг нам предстоит, какая роль достанется и с кем мы разделим наиболее значимые моменты. На рекреационных же ролевых играх все иначе: мы выбираем Мечту или мечту. Мы сначала чего-то хотим, потом загораемся к этой идее, и если все получается - играем желаемое, уже на старте предполагая, что произойдет дальше, как минимум, предполагая некую вилку.
Не являясь Мечтой в привычном смысле этого слова, ролевая игра несет в себе все ее признаки, сильные и слабые стороны. Таким образом, ролевая игра способна сделать нас другими - мы готовимся к ней и на ней мы переживаем нечто новое, после чего мы уже прежними не являемся.
И именно поэтому я вижу большой смысл в принципиальной подготовке себя к игре и в подготовке активного антуража.
Отступлю от темы, пояснить про активный и пассивный антураж. Важны оба, но по-разному для разных людей. Активный антураж - это то, что заставляет нас действовать иначе, например, ограниченность в воде и пище на подобии "Голодных игр", уровень физических неудобств, сообразных роли, наличие или отсутствие побочных задач у человека, играющего фанатика, наконец, оружие и защита, которые реально способны или неспособны качнуть в боестолкновении перевес в ту или иную сторону. Пассивный антураж - это одежда, декор локации, реквизит - нужные для того, в первую очередь, чтобы было проще поверить в реальность персонажа и ситуации.
Например, если у вас 100 хитов, но по факту нет защиты, которая позволит выдержать 100 поражений игровым оружием - вы не сможете сыграть роль. Также, если вы приехали играть короля, взяв с собой пачку дошираков, недостаточную, чтобы быть сытым - то единственной заботой короля будет доставание еды, что будет существенно мешать исполнению его заявленных целей. Или если вы простая девушка на приеме во дворце, а платье у вас шикарнее, чем у королевы - может случиться конфуз. Про необходимость соответствовать своей роли внешне и внутренне я уже писала
http://eugy.livejournal.com/336389.html Зачем же готовить себя к игре?
Приведу пример с толкиновскими эльфами, притчей во языцех для большинства игроков.
Для начала есть смысл описать, кого играем. Эльфы бессмертны, высоки, стройны, в большинстве своем - красивы, выносливы, метки и ловки, предаются творчеству нонстопом, а еще они достаточно зрелы как личности, хотя и безусловно подчиняются воле высших существ (впрочем, в высших существ они не верят, потому что многие из них с высшими существами непосредственно знакомы, а некоторые являются потомками этих высших существ).
Следующий шаг - сравнить это все великолепие с собой. Даже если вычеркнуть бессмертие, у 99,99% населения получается некоторое расхождение, часто существенное, с желаемым образом, и именно на этом этапе такой образ способен стать весьма конструктивной мечтой.
Разумеется, можно иметь мечту быть стройным и бессмертным, и продолжать бухать и смореть телевизор (читать сосети), но можно и иначе.
Для того, чтобы убедительно и эффективно сыграть роль, нужно обладать хотя бы зачатками тех качеств, которые свойственны персонажу. Мы не по сценарию играем, мы играем от себя. Не просто так Сергей Переслегин на свои футурологические прогностические игры приглашает за чиновников играть чиновников, а за журналистов - журналистов. Чтобы получилось что-то инересное и полезное - нужно чтобы игроки были способны действовать от имени персонажей, а не просто играли в свою проекцию личности персонажа, не имеющую ничего общего с реальностью. Как вы думаете, хорошо ли кухарка представляет себе личность царя и хорошо ли она его сыграет, ориентируясь на свои о нем представления?
Как показывают исследования психологов (и множество гендерных исследований, кстати) - обладание привилегиями незаметно для обладателя, но делает его более уверенным, скллонным к обоснованному и необоснованному риску. Красота, физическое здоровье, информация - это привилегии. И у эльфов этих привилегий немало. Человеческая привилегия разрыва с миром Арды за счет смерти, мягко говоря, не всеми воспринимается как дар, поскольку что в смерти есть страх неизведанного больше, чем любопытство, а в утрате значимого человека навсегда - есть горе.
Итак, вопрос. Может ли некрасивый человек сыграть красивого эльфа?
На мой взгляд, ответ однозначен - только эльфа Валинора, который красив по сравнению с людьми, которых он никогда не видел, но некрасив по сравнению с другими эльфами и валарами. Некрасивый человек просит от жизни меньше (например, зарплаты у работодателя или внимания от сексуального партнера), некрасиый человек в роли красивого эльфа будет просить мало у других игроков. А другие игроки, и я об этом писала, не будут воспринимать его красивым и достойным большего. Это жестоко, неполиткорректно, но это жизнь, как она есть сейчас у нас, и изменить это отношение можно только десятилетиями гуманистического отношения к миру, причем никаких намеков на существенную гуманизацию мира к некрасивым людям пока нет - индустия косметологии и пластической хирургии, а также генной инженерии существенно обгоняют философскую базу боди-позитива (который еще и дискредитирует себя деструктивным с точки зрения эволюции одобрением пребывания в больном состоянии).
Таким образом, чтобы достоверно сыграть эльфа - нужно стать эльфом по-жизни. Я имею в виду, в лучшем смысле, а не в том, в котором мы привыкли пренебрежительно это произносить.
Эльфы выносливы и ловки? Начните бегать десяточку, а потом и полумарафон, займитесь слэклайном и баланс-бордингом, йогой, капоэйрой наконец. Пока вы тренируетесь к полумарафону - ваше тело станет подтянутым, сердечный ритм ровным, уровень эндорфинов высоким. Вам станет лучше, и, кстати, в итоге вы дольше проживете молодым и сильным. От упражнения на ловкость вы обретете осанку и перестанете быть неуклюжими, что неплохо поднимает уверенность в себе.
Эльфы поют и танцуют? Начните петь и танцевать. Поставленный голос - это снова уверенность и способность вести за собой людей, спосбность убеждать. Танцы - это открытость социальному взаимодействию, это дружба со своей телесностью. Танцы лечат психосоматические проблемы, как и пение, кстати. А еще от пения и танцев вам станет легче и приятнее жить, потому что они тоже повышают уровень эндорфинов и делают вашу социальную жизнь более благополучной.
Эльфы здоровы телесно и психически? Почините то, что сломано в вашем организме, дойдите до психотерапевта и повзрослейте хотя бы до своего физического возраста - и жизнь станет еще легче и приятнее, вам станет хорошо, позитивные эмоции будут более частым спутником. И вы станете лучше выглядеть, кстати. В отдельных случаях - существенно лучше. И это будет предавать вам уверенность, потому что даже если в душе вы как Йеннифер "не годная для замужества горбунья" - то окружающие люди, своим отношением к вам как к человеку красивому, изменят все вокруг вас, откроют вам пространство для дыхания, для развития.
Эльфы творят? Начните и вы. Создавайте то, что вам приятно создавать, независимо от мнения окружающих. Рисуйте натюрморты, красьте солдатиков, вытачивайте на станках детальки, пишите стихи и музыку. Не надо делать это для других, делайте это для себя и совершенствуйтесь в этом по велению ваших эмоций. И это может стать вашим талантом, вашей новой профессией.
Даже один шаг, сделанный по любому из направлений изменения от вашего текущего состояния до состояния персонажа, способен изменить вашу жизнь, как меняет ее мечта, особенно осознанная. Не зависимо от того, доехаи ли вы в итоге до ролевой игры.
И такой же мечтой может стать любая роль, где персонаж отличается от вас.
Если вам повезет и вы сыграете роль из новых для себя возможностей - то мир, открывающийся дальше, будет еще более плодотворен, а навыки поведения из нового качества будут закреплены.
Начиная с 1999 года для игр я училась драться, планировать, вести переговоры, решать конфликты, стрелять из лука и страйкбольного привода, шить платья, вырезать из дерева и пластика, играть на необычных инструментах, решать логические задачи, делать сложные прически и грим, медитировать, тренировала физическую выносливость и силу, изучала устройства интерфейсов взаимодействия человека и компьютера, поглощала ведрами книги и статьи по философии, выискивала способы работать с высокой производительностью по 20 часов в сутки несколько дней подряд. Это больший список, чем тот, где я что-то делала, чтобы заработать больше денег.
И причина тому проста: игры дают более амбициозные задачи, чем реальная жизнь. Маленькая девочка, нянча куклу, заявляет об амбициях материнства. Взрослая девочка, едущая главой игрового региона, заявляет об амбициях правителя, тогда как на работе ей далеко даже до младшего менеджера, потому что игра на три дня и она является некоммерческой, а младший менеджер создает финансовые риски для старшего.
Следуйте за мечтами, господа!