Юзеф Брандт. Запорожцы. 1893.
«Если бы жителя Киева - первой половины XVII века спросили: «Ты на УкрАине(ударение на букву «А») живёшь?», он бы ответил: «Да». «А ты украинец? Нет, я русский». Историк Федор Гайда рассказал газете ВЗГЛЯД о реальном, а не придуманном современными киевскими политиками, происхождении слов «украина» и «украинец», и объяснил, как возникла фальшивая концепция «Украины-Руси»:
https://vz.ru/world/2020/3/16/1023875.html либо
https://zotych7.livejournal.com/1748136.html (в ЖЖ). Так начала свое интервью у Федоа Гайды - команда газеты «Взгляд».
Вот вкратце это интервью: Федор Гайда молодой и очень энергичный историк - на сегодняшний день автор многих исторических трудов, в частности касающегося Малороссии, «украин» и «украинцев». Ф.Гайда автор книги: «Грани и рубежи: понятия «Украина» и «украинцы» в их историческом развитии»:
http://ostkraft.ru/ru/books/89 (PDF)
Команда «Взгляда» объяснила для чего они берет это интервью:«Украинское руководство постоянно спекулирует на теме исторической памяти - и одним из важнейших инструментов политической пропаганды на Украине стал пересмотр истории. Наиболее скандальными являются, конечно же, сюжеты вокруг советского периода и особенно Второй мировой войны. Однако важнейшим мифом современного украинского общественного сознания является внедряемый вплоть со школьной программы проект так называемой Украины-Руси. Иначе говоря, Киев продлевает историю украинского государства на тысячу лет назад. А Россию, в свою очередь, в Киеве принято упрекать в том, что она якобы украла у Украины ее настоящую историю, присвоила ее.
Все это возвращает нас к классическим вопросам о том, что же было на самом деле? Откуда взялась Украина, как называли себя жители Киевской Руси, кто такие украинцы и откуда они взялись - и кто у кого украл настоящую историю нашей когда-то общей страны?»
ВЗГЛЯД: Руководство современной Украины официально приняло концепцию «Украины-Руси». Иначе говоря, Украина заявляет, что является единственной наследницей тысячелетней традиции, которую принято связывать с Киевской Русью. А современная Россия к этому не имеет отношения. Что говорят по данному поводу исторические источники?
Фёдор Гайда: Можно начать с того, что русская государственность возникла не только в Киеве. Вернее, если судить хотя бы по «Повести временных лет», вообще не в Киеве. Князь Олег, как известно, пришёл из Новгорода - и только потом провозгласил Киев матерью городов русских...
ВЗГЛЯД: И ещё один вариант спора «кто древнее и кто у кого историю украл». Опять-таки в украинских учебниках можно встретить утверждение, что, мол, России до XVIII века вообще не было, её Пётр I придумал. А до этого была Русь-Украина (тут подсовывается
карта Боплана) и Московия.
Ф. Г.: Это полный бред, конечно. Давайте смотреть источники, исторические документы. Самоназвание «Русь» никогда не исчезало и использовалось и на юге, и на северо-востоке Руси.
ВЗГЛЯД: Руководство современной Украины официально приняло концепцию «Украины-Руси». Иначе говоря, Украина заявляет, что является единственной наследницей тысячелетней традиции, которую принято связывать с Киевской Русью. А современная Россия к этому не имеет отношения. Что говорят по данному поводу исторические источники?
Фёдор Гайда: Можно начать с того, что русская государственность возникла не только в Киеве. Вернее, если судить хотя бы по «Повести временных лет», вообще не в Киеве. Князь Олег, как известно, пришёл из Новгорода - и только потом провозгласил Киев матерью городов русских.
Само слово «Россия» - попросту греческая транскрипция слова «Русь». Сами византийцы изначально писали и говорили именно так. У нас же оно постепенно входит в употребление в XVI веке. Затем в XVII-XVIII веках «Россия» окончательно вытесняет «Русь». Тогда же появляется и слово «россияне» (вместо «русские люди»). Вводит его, судя по всему, Симеон Полоцкий [богослов, драматург, наставник детей царя Алексея Михайловича. Причём для него «россияне» - это жители всей Руси: Великой, Белой, Малой.
ВЗГЛЯД: Кто же такие украинцы, когда и где они появились?
Ф. Г.: Вопрос сложный. Начнём с того, что это слово появляется в самых разных местах. И имеет при этом довольно разные значения. Мы впервые фиксируем его в Ипатьевской летописи в 1268 году в варианте «украиняне». В XIII веке этот термин означает жителя любой окраины. Где бы человек не жил - для летописца он украинянин. То есть это никак не связано с конкретной территорией, это просто житель пограничья, отдалённого региона.
ВЗГЛЯД: То есть, если воспользоваться этой формулировкой сегодня, то житель Южного Бутово - тоже украинянин?
Ф. Г.: Скажем так: это украинянин Москвы. И при этом он может быть таджиком, узбеком, русским, хоть японцем. И вот в этом смысле - житель окраины - это слово существует довольно долго. Скажем, в XV веке мы встречаем слова «украинник», «украинники» или его синоним «люди украинные». Это тоже житель пограничья, но уже вооружённый. Он не просто в пограничье живёт, но он ещё и охраняет границу. Такой вот военный поселенец. Этих же «украинников» мы встречаем в Великом княжестве Литовском, в Московском княжестве. Сохранялись документы (Lietuvos metrika 1493-1498 годов), в которых великий князь Литовский и Московский обсуждают, что их украинники друг на друга нападают. Есть оно в Никоновской летописи (1517 год).
Далее, в XV веке появляется понятие «казак» (например, Никоновская летопись, 1444 год). Причём появляются не просто казаки, а «казаки рязанские», «казаки смоленские», полоцкие - опять-таки пограничье того времени. А к XVI веку авторы источников того времени начинают их смешивать и употреблять как синонимы. Скажем, литовцы, жалуясь на нападения, продолжают называть своих «украинники», а участников нападений из «Смоленска и з иншых городов украинных» - казаками. Но по сути все они - вооружённые жители пограничья Литвы и Москвы. К концу XVI века этот термин появляется и в польских источниках - в том же самом смысле: вооружённый житель окраин.
ВЗГЛЯД: Поляки заимствовали этот термин от нас?
Ф. Г.: Скорее из литовских источников. После заключения унии Польши и Литвы Среднее Поднепровье, входившее в ВКЛ, стало частью Речи Посполитой. У поляков термин трансформировался в более привычную нам форму «украинцы», хотя значение его осталось прежним.
Кстати, об ударении. В тех русских источниках, где мы можем отследить ударение, всегда будут «укрАинцы» - от «укрАина», слова, обозначавшего как раз любой дальний регион, пограничье и писавшегося, естественно, с маленькой буквы. Особенно это легко отслеживается в поэзии, ведь там ударение всегда известно. У Пушкина есть «укрАинцы», несколько раз у Рылеева. Нет «укрАинцев» только у Тараса Шевченко - хотя «Украина» встречается много раз. А вот «украИнцы» - это польское влияние и польская традиция ударения.
ВЗГЛЯД: Откуда же взялась Украина как географический термин?
Ф. Г.: «Украиной» - в собственном смысле и с большой буквы - Украину начали называть тоже поляки. И связано это с казацкими восстаниями. Для поляков, как и для всех славян, «украина» означало какое-то пограничье, дальние рубежи. Скажем, «украины Африки» у тех же поляков - это какие-то дальние африканские земли.
Но по мере нарастания количества этих восстаний в XVII веке, по мере того, как Среднее Поднепровье становится для поляков постоянной головной болью, они начинают писать и говорить «Украина». В значении «та самая украина, где восстания». Ну и постепенно это понятие и название перенимается самими жителями «той самой украины», становясь самоназванием. Скажем, уже гетман Сагайдачный говорит: «Украина Малороссийская, отчизна наша».
ВЗГЛЯД: Однако в любом украинском учебнике по истории можно прочесть, что слово «Украина» впервые упоминается в Киевской летописи (по Ипатьевскому списку) еще в 1187 году, затем - в Галицко-Волынской летописи в 1213, 1280 и 1282 годах. Отсюда делается вывод: вот такие мы древние. Была Русь, а потом её почему-то стали называть Украиной и называют до сих пор. Что на это ответить?
Ф. Г.: Слово такое действительно встречается в летописях. Не только в русских, это общеславянское слово, обозначающее опять-таки в первую очередь окраину, пограничье. Как раз поэтому там же обычно указывается, какая именно «украина» имеется в виду. Само слово появилось и использовалось из-за потребности летописцев указывать географическую локализацию событий.
Нужно всё время смотреть на контекст, это базовый принцип исторической науки. И если мы берём этот принцип и начинаем смотреть, что представляет собой «Украина» образца 1187 года, то становится очевидно - речь идёт о переяславском пограничье, и не более того.
ВЗГЛЯД: А сами жители этих территорий называли себя в это время, в XVII веке уже украинцами?
Ф. Г.: Конечно, нет. Ни поляки, ни русские, ни сами жители этой вот Украины в этот период не идентифицировали себя в качестве украинцев в современном понимании, не называли себя так. Если бы жителя Киева первой половины XVII века спросили: «Ты на УкрАине живёшь?», он бы ответил: «Да». «А ты украинец? Нет, я русский».
ВЗГЛЯД: Перейдём к следующему, XVIII веку, когда Ян Потоцкий впервые использует слово «украинец» как этноним. И к XIX веку, когда начинается эпидемия украинофильства, причём как среди австрийских украинцев, так и среди российских. С чего это началось?
Ф. Г.: У Потоцкого всё достаточно случайно. Он в одном месте это написал и об этом забыл. Это было эпизодически и ни к каким выводам этот термин не ведёт. Поэтому если говорить, что вот он это понятие ввёл и все будто бы ото сна пробудились (как Герцен от декабристов) - этого не было.
Но есть другое. Те самые украинцы-пограничники - это понятие постепенно идёт на юго-запад и смещается вместе с расширением России и отодвиганием границы. К примеру, уже Пётр I называет украинцами жителей Слобожанщины (нынешняя Харьковская область). В XVIII веке там создаётся Слободско-Украинская губерния. Там же - Украинская пограничная линия. Это всё против крымцев. Но если веком ранее украинцы-пограничники держали границу против них по Дону и Оке, в Смоленске и Рязани, то теперь - уже здесь.
ВЗГЛЯД: То есть, условно говоря, если бы мы, современные, жили тогда, мы бы назвали эту землю Пограничьем?
Ф. Г.: Совершенно верно. А её жителей мы могли бы по-сербски назвать «
граничары». То есть снова-таки никакого этнического значения, исключительно указание на проживание в пограничье.
ВЗГЛЯД: Откуда же возникла эта самая концепция «Украины-Руси»?
Ф. Г.: Если мы посмотрим
«Киевский Синопсис» конца XVII века Иннокентия Гизеля [ректор Киево-Могилянской коллегии и архимандрит Киево-Печерской лавры - прим. ВЗГЛЯД], уже он отстаивает идею того, что Киев всегда был столицей России. Из чего следует вывод: русский царь Киев освободил, вернул, это прекрасно. И в этих вот церковных кругах как раз возникает идея, что Поднепровье никогда не теряло своей русскости, несмотря на то, что было разграблено Батыем и потом было частью польского государства...
«И тут Остапа понесло...» Скажу откровенно - мне Ф.Гайда как историк симпатичен, тем более много российских историков Украину не понимают вообще и не хотят понимать, а для того, что бы писать о концлагере или гетто необходимо чуточку пожить в этом концлагере или гетто... Не получается рассуждать про Украину не жив в ней. А.С.Пушкин приехав в Одессу в зимне-весенний период написал «...гулял по Одессе грязной...», а по городу в то время лежали деревянные мостовые - рядом с которыми растекался жижей новороссийский чернозем, который летом нагревался, растрескался, превращался в пыль и его разносило ветром. А.С.Пушкин - летом исправил «... по Одессе пыльной...» За частую - именно мелочи объективно отражают тот или другой период истории...
Конечно, есть и такие так называемые «российские историки» типа Евгения Спицина - хама, который если чего то не знает или не понимает - значит этого не существует... Или такие «российские историки», которые привыкли 30-ть лет читать лекции по одному конспекту. Они не понимают разницы между народным малороссийским диалектом русского языка и химерой выдуманной за австрийские деньги - украинским языком. Все, что за рамками их конспекта - это уже политика, а они «историки» и политикой не занимаются... Или третий тип, которые решили, что украинская «мазанка» это строение кипчатского типа и все люди обитающие на Украине - это кипчаки, половцы(ныне казахи)...
Петр Толочко
Нет - слава богу, Ф.Гайда не потерянный для общества человек, он просто попал под влияние академика П.Толочко, который уже долгие годы служит украинским властям и украинствующим организациям, поэтому роль австрийцев и пляков в создании украинства - он замалчивает или забалтывает. По его высказываниям первых украинцев курочка снесла или аист принес - якобы это совсем не австрийский эксперимент по расчеловечиванию русских галичан... Поляки сбежавшие в Австро-Венгрию, после восстания 1863 года - говорили, что украинство это их заслуга и им все равно какие фейки создавать... Австрийцы обратились к полякам и в конце 19-го века - поляки провели «буквенную реформу»(«реформу» правописания), галичанского диалекта русского языка, о которой П.Толочко тоже молчит.
Правда он подтверждает создание украинцев коммунистами, но замалчивает, что этот советский эксперимент был признан в начале 30-х неудачным, полностью прекращен на Кубани и приостановлен на Украине. И М.Грушевский у П.Толочко это историк, который немного ошибался - недвижимость которого во Львове и Киеве(Новый четырехэтажный доходный дом в Киеве),он не замечает. На которую австро-венгерское правительство подарило М.Грушевскому деньги - просто так. Хотя документы, которых с каждым годом становится все больше - говорят о австрийском финансировании создания украинского языка, украинцев и Украины.
Точно также, после захвата Австро-Венгрией Боснии, австрийцы пытались отделить боснийских сербов от сербов в самой Сербии и финансировали создание «боснийского языка», отдельного от сербского. Украинский языковой проект не был ни первым, ни последним... К сожалению, Федор Гайда не сталкивался еще со многими документами подтверждающих, что без австрийского проекта «Украина» не было бы такой национальности - «украинцы».
Обратимся к историческому документу - брошюра С. Щеголева: «Современное украинство. Его происхождение, рост и задачи» - Киев, 1914 год:
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/68253-schegolev-s-n-sovremennoe-ukrainstvo-ego-proishozhdenie-rost-i-zadachi-kiev-1914#mode/inspect/page/1/zoom/7 Открываем главу 14-ю: «Режисеры и кредиторы украинства» 127\130 страница и читаем - как Австро-Венгрия строила планы по захвату Подолья и Бессарабии, что бы «опереться на Черное море с Одессой.» Что современное украинство, потомки австро-венгерских оккупантов - уже сделали.
Австро-Венгерская оккупация с марионеточным правительством М.Грушевского продлилась не долго, зато современная оккупация - уже затянулась. В брошюре «Современное украинство. Его происхождение, рост и задачи» - в разделе 76(134\138 страница) говорится:«Весной прошлого года(1913 года) в Вене была издана карта, на которой Юг России назван «Украинским королевством». Так же там говорится - о создании украинских партий австрийцами в Австро-Венгрии и финансировании Германией - украинской партии в России... И так далее - документов о «режиссерах и кредиторах украинства» достаточно, необходимо только желание о них говорить...
П.Толочко говорит правду, когда рассказывает про «русский мир» и происхождение слов «украина» и «украинец», а про австрийский период - он лукавит, привык за десятки лет выкручиваться и не говорить правду: Петр Толочко. От Руси к Украине. Как руские стали украинцами:
https://www.youtube.com/watch?v=8rQDMLwi8As Либо интервью: Эхо с Еленой Бондаренко:
https://www.youtube.com/watch?v=Txs3dTs6jS4 Ни в одном интервью П.Толочко - Вы не услышите о геноциде русских галичан в 1914 году, о Талергофе, где массово появились первые украинцы... А в наш век интернета - нельзя быть антифашистом и любить украинство. Сейчас мы живем не при Советской Украине, а при австрийском(американском) проекте - «Украина-Анти-Россия»...
Как альтернативу к этому интервью - предлагаю свою версию появления украинства, хотя местами эти версии будут очень схожи, так как они опираются на множество оригинальных документов: «Украинцы - по следам великих предков... Кто они? О чем говорят - исторические документы?»
https://eugene406.livejournal.com/2603.html 1-я часть,
https://eugene406.livejournal.com/3015.html 2-я часть.