Сотни километров разнообразных снежных трасс - от шикарного вельвета до фрирайдерского пухляка, горные панорамы, разноцветная и разноязыкая толпа лыжников и масса удовольствия, граничащего иногда с мимолетным счастьем. Это Андорра. Это Грандвалира. Это горные лыжи.
Грандвалира - один из двух горнолыжных регионов Андорры. 108 трасс разной сложности, включая трассы кубка мира, общей протяженностью более 190 километров на высотах от 1700 до 2650 метров, 63 подъемника и наличие всей сопутствующей инфраструктуры позволяют наслаждаться горнолыжным отдыхом десяткам тысяч туристов одновременно.
Регион Грандвалира расположен к востоку от столицы Андорры - от городка Энкамп до границы с Францией. (1)
Грандвалира включает несколько секторов катания - Энкамп, Канильо, Эль Тартер, Сольдеу, Грау Ройж и Пас де ля Каса. Центр каждого из секторов - городок в долине речки Валира, из которого можно подняться на трассы и в который (за исключением Энкампа) можно спуститься на лыжах. Главная же прелесть Грандвалиры в том, что все эти сектора можно проехать на лыжах - все они соединены трассами и подъемниками. Например, сев на подъемник в Энкампе, можно добраться до границы с Францией в Пас де ля Каса не снимая лыж.
Второй андоррский катальный район - Вальнорд к северу от Андорры Ла Велья - поменьше, но тоже интересен и разнообразен. Но сегодня расскажем только о Грандвалире.
Энкамп и Фуни
Большая часть лыжников поднимается на трассы из Энкампа на Фуникампе - одном из самых длинных подъемников в Европе. 6 километров кабинки Фуни преодолевают за 18 минут, доставляя лыжников в центр Грандвалиры, откуда можно спускаться любом направлении.
Мы базировались в Энкампе в отеле Корай, главное преимущество которого - близость к начальной станции Фуникампа.
Номера в 3-звездном Корае примитивны, но функциональны. (2-3)
С балкона нашего номера на 5 этаже видна нижняя станция Фуникампа и начало канатной дороги. (4-5)
Сам Энкамп находится слишком низко в долине - на высоте 1300 метров над уровнем моря, поэтому снега там почти нет. (6-7)
Снег начинается чуть выше - на высоте 1500 . В Канильо (следующий после Энкампа городок на трассе) уже можно спуститься на лыжах.
Начало Фуникампа. С утра Энкамп спит в тени окрестных пиков. (8-9)
После того как канатка переваливает за первую горную гряду, появляется солнце и снежные поля внизу с пока редкими следами фрирайдеров. (10)
Верхняя станция Фунмкампа. Кабинка Фуни вмещает 24 человека, но даже в часы пик в нее редко набивается больше 10 человек - кабинки идут с интервалом секунд в 30 и места хватает всем. (11)
Фуникамп привозит нас на высоту 2500 метров. Это начальная точка катания для большинства туристов. Здесь есть прокат, кафе, ресторан, горнолыжная школа, где можно взять инструктора, и даже детский сад, на попечение которого можно оставить маленьких детей. (12)
Пейзажи наверху у Фуни не самые живописные - снежно, голо и часто ветрено. (13)
Утренний вельвет отратраченных трасс манит. Слева - пик Энрадорт. (14)
Спускаемся чуть ниже. Вид на ресторан «Солана» у верхней станции Фуни. (15)
Трассы Грандвалиры имеют собственные имена, номера и хорошо размечены. Синие, красные и черные знаки означают уровень сложности трассы. Начало красной трассы «Энрадорт». (16)
Грау Ройж
Спуск по «Энрадорт», подъем на следующей канатке и мы уже в секторе Грау Ройж. Вдали по центру - верхняя станция Фуни, от нее вдоль одноименного подъемника спускается трасса «Энрадорт». На переднем плане - подъемник «Льяк дель Кубиль» и красная трасса «Грио». (17-19)
Нижняя станция подъемника «Кубиль». Здесь расположена одна из спасательных станций. Обратите внимание на сани для эвакуации травмированных. (20)
Сектор Грау Ройж. Внизу (в центре кадра) можно разглядеть дорогу, автостоянку и отель. (21)
Трассы западной части сектора Грау Ройж. (22)
Мои экзерсисы в гигантском слаломе на красной «Айгес Тортес» в секторе Грау (23-24)
Сектор Грау Ройж внизу. (25)
Нижняя часть синей трассы «Соланелья»... (26)
… и подъемник, ведущий к верхней станции Фуни. (27)
В середине дня у Фуникампа оживленно. (28-29)
Под Фуни есть небольшая трасса для начинающих с бугельным подъемником. (30-31)
А более продвинутые учатся на общих трассах - видите группу детей в одинаковых накидках? (32)
Вид от верхней станции. Вдали в долине между горными грядами - Энкамп. (33)
Пас де ла Каса
Ну а во второй половине катального дня (а подъемники работают с 9 до 17) прокатимся по трассам Пас де ля Каса.
Высшая точка сектора - Пик Бланк (2600 с чем-то метров). Вид на запад - в сторону Энкампа. (34)
Метров на 200 ниже «Черного пика» - ресторан «Коль Бланк» и подъемник, поднимающийся от Пас де ля Каса. (35)
Оттуда можно спуститься в сам городок по красным «Директа 1», «Директа 2» или синей "Тубс". (36)
Пас де ля Каса - очень уютное и живописное место. (37-39)
Подъемники начинаются прямо от отелей на центральной улице. (40-41)
Так Пас де ля Каса выглядит от Пик Бланк. Горная гряда слева - Андорра, холмы справа - Франция. Граница проходит по небольшой замерзшей речушке внизу. У моста через речушку - выход из тоннеля д’Энвалира, по которому в Пас можно добраться минуя горный серпантин. Кольцевая развязка и дорога за мостом - уже на территории Франции. (42)
По этим дорогам мы отправимся в Каркассон. Но уже в следующей серии.
Etc…
Поездка Барселона-Андорра:
Еще про горные лыжи: