Маршрут, цены, расписания и прочая практическая информация о горнолыжном отдыхе в Андорре. Пока без фото.
Сроки
17 - 26 февраля. В Андорре первый раз.
Маршрут
город N - Москва - Барселона и обратно - Аэрофлот.
аэропорт- Барселона - Андорра и обратно - авто.
17-19 февраля - Барселона (2 ночи, один день, отель Винчи Маритима).
19-26 февраля - Энкамп (7 ночей, 6.5 катальных дней, отель Корай).
Виза
Испанский мультишенген. Самостоятельная подача через DHL. 10 дней от отправки до получения паспортов.
Почему не тур, а самостоятельная поездка?
Во-первых, не люблю групповые поездки и всякого рода зависимости. Предпочитаю рассчитывать только на себя и почти всегда путешествую самостоятельно.
Во-вторых, из города N вылетов в Барсу или Францию нет, поэтому покупка тура не имеет экономических преимуществ перед самостоятельной поездкой.
В-третьих, ездил с дочерью и хотел показать ей Барсу - нужен был как минимум один полный день в городе (больше было жалко отрывать от катания, а по срокам были жестко ограничены).
Перелет
Билет на 4 сегмента - 24818 руб. Все вовремя, стандартный сервис Аэрофлота. Провоз г-л инвентаря (1 комплект лыжи + палки + ботинки весом до 23 кг) - бесплатно. Туда вез одну пару, обратно 2 в одном чехле - все ОК. Все взвешивают, но внутрь не заглядывают.
Аренда авто
Фольксваген Поло (механика). Юропкар в Т1 аэропорта в Барселоне, 9 дней. 161 евро.
В качестве опции брал цепи (не пригодились - об этом ниже) - 57 евро.
Брал в Юропкаре через агрегатор CarTrowler, а не в местных конторах (в которых было бы дешевле - в районе 100-120 евро) по двум причинам: 1) разрешен выезд за границу (Андорра, Франция и ряд др. стран). 2) станция работает круглосуточно, в отличие от местных, работавших до 23:00. Прилет был в 22:20.
Важно:
- у Юропкара есть станция в Т1 (куда прилетает Аэрофлот), а не только в Т2, как написано на сайте Юропкара и аэропорта.
- доп денег за выезд за границу (если он разрешен условиями проката) не берут.
Машина
VW Polo - хэтчбек, механика, дизель.
При сложенных задних сиденьях в машину без проблем поместилось: 2 чехла с лыжами (поперек), 2 сумки с ботинками, 2 чемодана средних размеров и разные мелочи типа фоторюкзака и ноутбука.
Проехали 900 км. Поездка в Каркассон плюс ежевечерние экскурсии по Андорре.
Поло-дизель оказался суперэкономичным. При пробеге в 900 км заправлялся 3 раза, залил 49 литров. Расход составил 5,4 л на 100 км - и это при езде по горным серпантинами в метель и снег.
Дизтопливо, как и бензин, в Андорре дешевле, чем в Испании. Общие расходы на топливо - 68.5 евро.
Проезд через платные участки автострад и тоннели - в сумме порядка 30 евро.
Отель в Барселоне
Винчи Маритимо. 168 евро за 2 ночи за номер на двоих с завтраком.
Отличная гостиница, настоящие 4 звезды, просторный и современный номер, бесплатный вай-фай, очень хороший и разнообразный завтрак, парковка, рядом - станция метро Сельва де Мар (меньше 10 минут до Пласа Каталунья).
Барселона
По Барсе ходили пешком и передвигались на общественном транспорте. Машина там ни к чему. Я бывал в Барсе несколько раз и люблю этот город. За день умаялись, но успел показать дочери самое главное - Барри Готик, собор Ла Сеу, площадь Каталунии, Рамбла, рынок Бокерия, Барселонета с моими любимыми ресторанчиками, морская прогулка, холм Монжуйк, Пласа Эспанья, парк Гюэль, Пассеч де Грасия с Ла Педрерой и Каса Батльо. Не хватило сил на Саграда Фамилия, но это не самое интересное в Барсе.
Дорога Барселона - Андорра
Ехали через Ла Сеу д’Уржель. 200 с чем-то км, 2.5 часа с соблюдением скоростного режима и парой остановок. Дорога отличная. На таможне и пограничном переходе не останавливали.
Отель в Корай в Энкампе
7 ночей, 481 евро с завтраком.
Ну что сказать? При всех ожидаемых плюсах и минусах, почерпнутых на форуме (forum.ski.ru), отель все же слегка разочаровал, хотя особых прелестей я и не ждал. Главная проблема отеля - переполненность и несоответствие уровня инфраструктуры числу туристов. В отеле 80 с чем-то номеров, все заняты - около 200 человек одновременно. На всю эту толпу - ресторан с большим числом мест, но одной кофе-машиной, одним тостером и ограниченным ассортиментом на завтраке, один бар с очень скудным ассортиментом и один холл, который вечером полон шумными компаниями, громко общающимися по скайпу с родственниками, играющими в игры или просто обсуждающими свое житье-бытье.
90% гостей отеля - пакетные туристы из России. Большинство из них - нормальные люди, но есть и некоторое число русо-туристо. Это тоже накладывает свой отпечаток. Пресловутая очередь за яичницей, когда пара теток накладывает себе штук по 10 сразу, громкие крики на детей и прочие реалии российской жизни.
Номера опрятные и чистые, хотя мебель старая, ТВ - маленький и допотопный.
Персонал, в целом, доброжелательный. Одна девушка на рецепции - русская, другая, как и сын хозяина, говорят по-английски. Дон Хуан общается скупыми фразами на каталонском и жестами.
В гараже - шкафчики для лыж (бесплатные, залог за ключ - 10 евро). В номере - сейф (1 евро в день, залог за ключ - 10 евро).
Вай-фай - хилый и есть только в холле. Если в сеть выходят одновременно десяток устройств (что обязательно происходит после ужина) - сеть жутко тормозит и виснет.
Завтрак примитивен и однообразен - яичница (добыть которую проблематично), один вид колбасы, один вид ветчины, один вид сыра, два вида хлеба (тостовый и еще один), сосиски, самый дешевый бекон, неважный кофе, чай, сок из машины, один вид сладких булочек, хлопья, молоко, один вид йогурта. Завтрак с 8 до 9:30. Ужин - с 20 до 21:30. На ужине я не был - слишком поздно для меня.
В общем, к отелям в Андорре, вероятно, применим общий критерий для выбора гостиницы в популярных местах - посмотри какие отели предлагают российские тур-операторы и выбери любой другой.
Главные плюсы Корая - цена, близость до Фуникампа (150-200 метров) и фактически бесплатная собственная парковка в подвале (2.5 евро в день).
Все минусы, впрочем, вполне можно пережить, если отнестись к ним философски и если главное - катание. Однозначно не рекомендую отель только тем, кому жизненно важен хороший интернет.
Фуникамп, хранение лыж и ботинок
От Корая до Фуникампа - пешеходная дорожка в гору длиной метров 150-200. Удобно ходить через нижний этаж (-8) парковки Фуникампа. Можно доехать на паровозике - прямо у отеля есть остановка. Только утром паравозик уже переполнен.
Лыжи хранили в шкафчике на нижней станции Фуникампа. Шкафчиков много, всегда есть свободные. Шкаф закрывается и открывается ключом. При каждом закрытие нужно заплатить 3 евро (принимает только монеты в 1 и 2 евро и 50 центов). То есть, если пришли утром, открыли шкафчик, взяли вещи, закрыли, покатались, положили вещи, закрыли - в день уйдет 6 евро. Шкафчик вместителен. 2 пары лыж, 2 чехла, 2 сумки с ботинками, 2 шлема, 2 пары палок входят без проблем. Ботинки мы почти каждый день забирали в отель и сушили в номере - в шкафу они не просохнут.
Фуникамп запускают где-то после 8, доступ туристам - примерно с 8:45. Ехать до конечной станции 18 минут.
Ски-пассы
В первый день пришли в районе часа дня и взяли ски-пасс на пол-дня (действует с 13:00) за 35 евро. Затем взяли 5 из 7 за 198 евро, но откатали 5 дней подряд и в последний день пришлось брать еще один дневной ски-пасс за 44. Страховка - дополнительные 4 евро в день. При покупке страховки ски-пасс - именной (в нем печатается имя и фамилия застрахованного).
В этом сезоне появился утренний ски-пасс (действует до 12:00) за 20 евро - хорошая опция для плохой погоды или при необходимости совместить катание с дальней поездкой.
Важно: в Корае скидок на ски-пассы нет. Если важны скидки - покупайте через тур-оператора или через инструктора.
Трассы
Трасс много, все хорошие, очень хорошие или отличные. Есть очень простые синие, но между большинством синих и красных разницы особой нет (при моем среднем уровне катания). День-два уйдет на то, чтобы разобраться с географией и логистикой, но за неделю везде покататься все равно не получится.
Первые три дня стояла отличная солнечная погода, трассы, особенно отратраченные с утра - великолепны. Потом три дня шел снег и был сильный ветер, трассы заметало и накатывались бугры. Людей довольно много, но поскольку и трасс огромное количество - заторов на трассах не было, как и никаких очередей на подъемниках. Катались почти во всех секторах - везде можно найти подходящие для любого уровня, кроме профессионального.
Фри-райд не практиковал, по этому поводу ничего сказать не могу.
В один из дней стояла трасса для слалома для тренировки местных юниоров, на нее не пускали. Потом на том же склоне поставили небольшую (ворот на 12) трассу гиганта - по ней покатались в удовольствие.
Инструкторы
Мы инструкторов не брали, но удивило их большое количество на горе. Много и русскоязычных.
Публика на горе
По уровню катания очень разнообразна. По национальному составу - более однородна. Примерно половина - русские (в Энкампе и на Фуникампе - процентов 80). Примерно 20% - испанцы, еще 20% - французы, 5% - англоговорящие, 5% - все остальные Единичные представители Италии, Германии, Скандинавии. Испанцев больше в Сольдеу и Эль-Тартере, французов - в Пас де ла Каса.
Прокат лыж, сервис
Брал на день (чтобы примериться перед покупкой) в Шусски лыжи Elan Waveflex SLX Race. 30 евро плюс страховка. Не оказалось моей ростовки, пришлось взять 160 вместо 165. В соседнем прокате (не помню название) и через дорогу этой модели не оказалось.
Зато в сервисе рядом с Шусски быстро сняли крепления с моих старых лыж за 5 евро.
Покупка лыж и прочего
По лыжам - большой выбор. Лучшие по разнообразию - Viladomat и Olympia в Андорра Ла Вейя. Хороший магазин в Эль-Тартере у дороги (не помню название). Из своего предварительного списка из 15-20 моделей в продаже обнаружил практически все. Купил лыжи Elan Waveflex SLX Race за 440 евро (исходная цена - 695) в Олимпии. Плюс палки за 34. Думаю, что при желании можно было найти и дешевле, но копаться и заказывать в интернете не было желания и времени. К тому же я их опробовал и лыжи понравились. Так что 3 дня из 7 катал на новых лыжах.
Большой выбор и остального инвентаря - ботинки, шлемы, перчатки и прочее. А вот с г-л одеждой - проблема. Хотел купить себе новую куртку и виндстоппер. Но при номинально большом разнообразии в магазинах ничего подходящего не нашел. Вероятно, нужно, как и с лыжами, ориентироваться заранее и искать конкретные модели.
Еда в Энкампе и на горе
Завтрак - в отеле.
Во время катания - перекус и чай с лимоном на горе. Там масса мест, везде примерно одинаковое разнообразие и цены (сэндвичи, бургеры, блинчики). Фаст-фуд Солана у Фуни обычно переполнен. Лучшее место на горе, на мой вкус - круглый ресторанчик на Пик Бланк на трассе перед Пас де ла Каса.
После катания - обед. Обедали в Пас де ла Каса (спускаясь туда на лыжах) или в Энкампе. В Пасе масса мест прямо у трассы. Удобно брать стандартное дневное меню - в разных вариантах - 13.5 евро (салат + основное блюдо + десерт) или 9.5 евро (одно основное блюдо). При заказе из основного меню стоимость среднего обеда - 15-25 евро на человека.
В Энкампе, на удивление, очень понравилась еда в ресторане Бфуни на нижней станции Фуникампа. То же стандартное меню за 9.5 или 13.5 евро - но очень вкусно, разнообразие из 5 примерно вариантов, большие порции, быстро. В цену входит вода и бокал неплохого (не домашнего) вина.
Ужин в неурочное время найти проблематично. Большинство ресторанов в Энкампе работают с 20 до 22 - для нас это было слишком поздно. К тому же вечером мы катались по Андорре и в большинстве случаев ограничивались кофе где-нибудь в Ла Вейе или вином вечером в баре.
Поездки по Андорре
Каждый вечер ездили куда-нибудь - в Ла Вейю, в Кальдеа, в Сольдеу - Эль-Тартер, в Ла Массану - Пас. В Ла Вейе - свободные недорогие платные парковки. Много магазинов, мало достопримечательностей. Старой застройки практически нет.
Кальдеа - 35 евро за три часа. Большой бассейн в центре с несколькими джакузи, переход по воде в открытый бассейн, сауна, хамам, римская баня, подогреваемые скамейки, лежаки с инфракрасным подогревом с потолка. Стоит посетить один раз. На второй уже будет неинтересно.
Поездка в Каркассон
В один их холодных дней покатались до 12 и решили отправиться в Каркассон. Дорога - примерно 160 км, существенная часть - по горным серпантинам через 3 перевала. Туда ехали 3 часа. Начался снегопад, и после тоннеля д’Энвалира на спуске - подъеме к Пас де ла Каса образовалась пробка - многие не могли заехать вверх.
В целом, дорога по провинциальным французским шоссе очень интересная - маленькие городки и деревеньки, дорога, идущая вдоль полей по аллее из широколиственных деревьев с двух сторон - красиво даже зимой. Каркассон (старая часть - Ситэ) - must see. Старый город небольшой, для неспешной прогулки с покупкой сувениров и заходом в кафе хватит пары часов. Пустая платная парковка перед воротами Ситэ.
Обратная дорога впечатлила еще больше - снег на дорогах начался еще на равнине близ Каркассона. В горах - жуткая метель, видимость иногда падала почти до ноля. Везде выставили знаки с цепями. Встречные и попутные машины практически исчезли, на обочинах кое-где водители одевали свои авто в цепи, попалось несколько съехавших в кювет пепелацев. Вот тут то и показал свой характер Поло. Цепи у меня лежали в багажнике, но машина уверенно шла и без них - на летней резине, иногда помогая себе включением АБС. На одном из перевалов еще во Франции попалась несколько брошенных машин и голосующая пара испанцев, отдыхающих в Андорре. Их СЕАТ превратностей погоды преодолеть не смог и они оставили его на перевали и попросились с нами до Сольдеу. Так что спускаться вниз к Экс-Ле-Терме и взбираться в метель и снегопад к тоннелю у Пас де ла Каса пришлось уже вчетвером в машине. Поло не подвел, без единой пробуксовки, на первой-второй передаче уверенно взобрался наверх.
Обратная дорога заняла 4 с половиной часа, но стала одним из самых ярких эпизодов поездки.
Резюме
Ощущения - однозначно положительные. Катание отличное, вариантов времяпрепровождения - масса, шопинг (при желании) - доступен.
Вопросы
Спрашивайте - с удовольствием отвечу.
Фото
Сделал массу фотографий. Фотоотчеты, возможно, будут чуть позже.
Etc…