Предыдущая часть. Часть 5. Любитель таранов
«Титаник» не перенёс первого же столкновения в первом же рейсе. На долю «Олимпика» выпало аж четыре столкновения. Правда, не с айсбергами. За свою карьеру «Олимпик» вволю натаранил другие корабли.
«Олимпик» после столкновения с бронепалубным крейсером HMS Hawke.
Уже в самом начале карьеры, в пятом рейсе, 20 сентября 1911 года, «Олимпик» столкнулся с бронепалубным крейсером «Хок» (спущен на воду в 1891-м году). В общем-то они не слишком удачно расходились, крейсер проходил сзади, догоняя лайнер, и пересекая его курс за кормой, но тут сыграло явление «гидродинамического присасывания». Когда нос небольшого крейсера был вблизи кормы здоровенного лайнера, крейсер неудержимо повело - и, в итоге, он вписался форштевнем в правую сторону кормовой части «Олимпика». Лайнеру-то пофиг, «жираф большой», он отделался пробоиной и лёгким испугом, а вот крейсер основательно помяло.
Бронепалубный крейсер «Хок» после встречи с лайнером «Олимпик».
После судебных разбирательств виноватым в происшествии признали, как ни странно, не законы физики, а компанию «Уайт стар лайн» (ну, Адмиралтейство-то как раз поддерживало их прямых конкурентов - «Кунард лайн», ничего удивительного).
А изрядно устаревший крейсер «Хок» был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U-9 в октябре 1914 года. Из шестисот человек, находившихся в то время на его борту, спаслось около семидесяти.
После столкновения «Олимпик» ушёл для ремонта на верфи в Белфасте, туда, где его построили, и какое-то время вновь стоял рядом со своим достраивающимся систершипом, «Титаником». Для быстрейшего восстановления «Олимпика» с достройки «Титаника» сняли изрядную часть рабочих, потому у заложенных всего с трёхмесячным разрывом кораблей и образовался почти годичный разрыв в начале эксплуатации.
После гибели «Титаника» в 1912-м, как «официальные власти», так и корпорации развили бурную деятельность. До умов вдруг дошло, что определять минимум шлюпок от «водоизмещения в сколько-то там тысяч тонн» несколько глупо для парохода, перевозящего три-четыре тысячи людей. На том же «Титанике» даже при идеальном заполнении шлюпок в принципе спастись могло не более трети пассажиров.
Прибывший в Англию «Олимпик» начал экстренно дооборудоваться дополнительными шлюпками. Кстати, изначальный отказ от «лишних» шлюпок, которых и так, формально, на уайтстарлайновских систершипах было чуть больше министерской нормы, был связан с эстетическими соображениями - посчитали, что «лишние» шлюпки будут только загромождать прогулочные палубы и портить внешний вид кораблей. Строящийся «Гигантик» во избежание нехороших ассоциаций срочно переименовали в «Британник» и внесли кардинальные «шлюпочно-спасательные» изменения в конструкцию.
Впрочем, самому младшему из тройки кораблю, спущенному на воду в самом конце февраля 1914-го, это не слишком помогло. Корабль ещё достраивался на плаву, когда началась Первая Мировая война. В качестве пассажирского трансатлантического лайнера он так никогда и не был задействован. 13 ноября 1915-го, одновременно с официальным окончанием достройки, «Британник» был конфискован Адмиралтейством и определён как госпитальное судно.
«Британник» в качестве госпитального судна. Как пишут, в отличие от североатлантических «коммерческих» традиций, корпус был окрашен в белый цвет (что видно), а на борту была нанесена зелёная полоса и красные кресты (что на чёрно-белых фотографиях неочевидно).Трубы, традиционно для «Уайт стар лайн», остались жёлтыми.
В 1916-м «Британник» успел совершить всего три рейса в Средиземное море, вывозя раненных печально известного галлиполийского десанта АНЗАК.
В ноябре 1916-го судно отправилось в очередной средиземноморский рейс за ранеными. 17-го ноября 1916-го, после загрузки угля в Неаполе, на борту случился инцидент - десяток членов машинной команды подняли бунт и предприняли попытку захвата судна. Все они были ирландцами и членами ирландской военизированной повстанческой организации. (Ну, что там у ирландцев было до ИРА? Как называлось? Их же была масса, что тогда, что потом, что сейчас). Ирландское Пасхальное восстание было как раз в апреле 1916-го, вот какие-то «боевики» спустя полгода и тут отметились. В результате перестрелки на борту, все бунтовщики были убиты.
Спустя несколько дней, 21-го ноября, между греческими островами Кея и Китнос «Британник» налетел на одну из мин, выставленных незадолго до того немецкой подводной лодкой U-73. Корабль продержался на плаву чуть менее часа. За это время на борту успела появится и быть подавленной паника и организована успешная эвакуация, благо на корабле был только морской и медицинский персонал, до раненных «Британник» так и не дошёл. Из 1134 человек на борту погибло 30 - первые две шлюпки, занятые и спущенные в спешке, затянуло под ещё не остановленные винты, и порубило, вместе с людьми, в мелкие ошмётки.
Из первой шлюпки смогла выпрыгнуть и избежать смерти под винтом некая Вайолет Джессоп. Эта тётя, имевшая на тот момент двадцать девять лет от роду, примечательна тем, что умудрилась поучаствовать в инцидентах, случившихся со всей уайтстарлайновской тройкой.
Началось всё с того, что простая молодая ирландка, из, мягко говоря, не богатой семьи, пошла работать стюардессой на океанские корабли. Через несколько месяцев после того, как она устроилась на «Олимпик», тот столкнулся с крейсером «Хок». Дело было, значит, в 1911-м, обошлось благополучно. Через год Джессоп с «Олимпика» переходит на «Титаник» и отправляется в его первый и последний рейс. Повезло, спаслась. И продолжила работать на кораблях «Уайт стар лайн». В итоге, в 1916-м оказалась на «Британнике», где была переквалифицирована из стюардессы в медсестру. Корабль подорвался на мине, Джессоп не повезло оказаться в первой же спущенной шлюпке, которую затянуло под винты - но и тут она спаслась. Прожила 83 года. Непотопляемая тётя.
В отличие от «Титаника», ушедшего на недоступную океанскую глубину в три с лишним километра, «Британник» опустился на средиземноморское мелководье в полторы сотни метров. На дне он лежит правым бортом, закрывая пробоину, оставленную там взрывом.
Самый первый корабль серии, «Олимпик», оказался самым «долгоиграющим». Прослужив трансатлантическим лайнером три года, с началом Первой Мировой корабль был реквизирован Адмиралтейством и стал войсковым транспортом. В числе прочего, он совершил десять рейсов в Америку, перевозя воинские контингенты.
В ходе одного из таких рейсов, у мыса Лизард (в самом юго-западном углу английского «крокодильчика»), 12 мая 1918 года, корабль был атакован немецкой подводной лодкой U-103. Но всё пошло неожиданным образом - увернувшись от торпеды, на «Олимпике » увидели рубку вытолкнутой на поверхность после торпедного залпа субмарины. Быстроходный лайнер догнал не успевшую погрузится лодку и разрубил её форштевнем. Немецкая подводная лодка пошла ко дну, нескольких спасшихся немецких подводников подобрали эсминцы охранения.
U-103 пытается убежать, «Олимпик» идёт на таран. Картиночка
отсюда.
После окончания войны и ремонта, лайнер вышел на трансатлантические пассажирские перевозки в июне 1920-го. Маршрут остался прежним - Саутгемптон-Шербур-Нью-Йорк. В 1924-м последовало очередное столкновение - в корму «Олимпика», выходившего из нью-йоркского порта, въехал британский пароход «Сент Джордж» компании «Фёрнесслайн», «Олимпик» опять отделался лёгким испугом.
В 1934-м году давние конкуренты, «Кунардлайн» и «Уайт стар лайн», под давлением правительства, объединились. На фоне общего экономического упадка, депрессии и падения интенсивности и прибыльности трансатлантических перевозок. Даже с «трофейными» немецкими лайнерами, переданными им взамен погибших своих, дела у компаний шли не самым лучшим образом.
В качестве компенсации за потопленную «Лузитанию», «Кунард лайн» получила немецкий лайнер «Император», однотипный с «Фатерляндом»-«Левиафаном». «Императора» переименовали в «Беренгарию» и пустили на трансатлантические рейсы.
«Уайт стар лайн» взамен погибшего «Британника» получила последний систершип однотипной немецкой троицы - лайнер «Бисмарк», ставший «Маджестиком».
Тот корабль, что слева - «Беренгария» компании «Кунард лайн», бывший немецкий «Император». Тот, что справа - «Олимпик» компании «Уайт стар лайн».
В первом же рейсе у «старых новых хозяев» «Олимпик» столкнулся в очередной раз - на подходе к Нью-Йорку лайнер в тумане перерезал стоявший на якорях плавучий маяк «Нантакет», мгновенно отправив его на дно вместе с восемью членами экипажа.
«Олимпик» идёт мимо плавучего маяка, отмечающего отмель у острова Нантакет. 15 мая 1934 года «Олимпик» этот плавучий маяк потопит. Картиночка
отсюда.
Вообще, считается, что львиная доля «пропавших без вести» и «не вернувшихся в порт» в Северной Атлантике небольших шхун и рыболовецких судов, исчезнувших в первые десятилетия XX века, находятся на совести быстроходных массивных трансатлантических лайнеров. Ночью, на полном ходу да в тумане… Там, не то, что приближающееся мелкое судёнышко, но и сам факт столкновения с ним могли не заметить. Слон и моська. А могли и заметить, но отнестись как машинисты локомотивов относятся к случайно выбредшим на пути коровам. Или людям. Океанский пароход хоть и не по рельсам идёт, но точно так же вмиг не остановится, и в сторону не отвернёт.
«Олимпик» слева и «Мавритания» справа.
Последний рейс «Олимпик», капитально не ремонтировавшийся с войны, совершил в 1935 году. После чего был продан на слом. Вместе с бывшим конкурентом - лайнером «Мавритания».
---
СОДЕРЖАНИЕ:
Вступление Часть 1. Dazzle vs Szary Часть 2. Голубая лента Атлантики. Англичане и немцы Часть 3. «Гончие Атлантики» Часть 4. Лайнер одного рейса Часть 5. Любитель таранов