Однако...

Jun 21, 2009 00:10

Из статьи Е. А. Хелимского "ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ И СОВЕТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В РИТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ НГАНАСАНСКОГО ШАМАНА".

Характерными показателями открытости в шаманской практике Тубяку Костеркина были его готовность проводить "показательные" сеансы перед большой иноэтнической аудиторией (заметим, что и другие нганасаны не считали такие ( Read more... )

Leave a comment

Comments 11

steblya_kam November 18 2009, 14:00:03 UTC
Прелесть! Механизм формирования магии как на ладони. А фольклористы потом занимаются "реконструкциями" чуть ли не ностратических мифов...
Это я к тому, что неизвестно, откуда растут ноги у того, что бедные студенты-практиканты записывают в русских деревнях Карелии.

Reply

ereynion November 20 2009, 07:01:47 UTC
Это, конечно, да.
Но, если будет уместна такая аналогия, общие схемы мифа можно сравнить с грамматикой, а его персонажей - с лексикой.
Если рассматривать в этом ключе, то Микулуску и пр. - заимствование со смещением семантики. Первопрограммист - неологизм, созданный по продуктивной модели. И так далее.
И общие схемы, модели и корни действительно можно реконструировать (если иметь материал для сравнений).
С определенной вероятностью, конечно.

А вот чтобы был материал для подобной компаративистики, и гоняют студентов в фольклористические экспедиции :)

Reply

ereynion November 20 2009, 07:02:47 UTC
Впрочем, Вы и сами все это, кажется, знаете :).

Reply

steblya_kam November 22 2009, 15:23:02 UTC
Если продолжать лингвистическую метафору, то не будем забывать, что грамматика у разных языков разная. Например, для русского или англичанина грамматика агглютинативных языков выглядит совершенно абсурдно ( ... )

Reply


steblya_kam November 24 2009, 07:53:16 UTC
1) Прошу уточнить - откуда "известно", что счёт месяцам германцы вели и в языческие времена? Если из саг, то это источник нерелевантный по причине а) позднего происхождения (то, что актуально для 10-го века, могло быть неактуально для 1-го или 5-го); б) мы не можем исключить, что рассказчики саг, жившие в христианское время, не вносили туда свою хронологию ( ... )

Reply

ereynion November 26 2009, 13:04:13 UTC
1. Разумеется, рунических палочек с соответствующими надписями у нас нет. Но ( ... )

Reply

steblya_kam November 29 2009, 10:23:56 UTC
Слушайте, мне надоело ломиться в открытую дверь и доказывать то, что является отнюдь не моей гипотезой, а хорошо изученным вопросом в медиевистике ( ... )

Reply

ereynion November 30 2009, 20:18:44 UTC
Дивный у Вас способ ведения дискуссии.

Начинаете с нападок на Топорова, а заканчиваете словами, из которых следует, что мнение, противоположное мнению Топорова "не гипотеза, а хорошо изученный вопрос в медиевистике".
Может быть, если даже в научном сообществе нет единства по этому вопросу (Топоров, все еще, кажется, считается ученым? :) ), все-таки еще есть место для дискуссии?

Далее, Вы, кажется, приписываете мне мнение, которого я не придерживаюсь :)
Я где-нибудь писал, что полагаю, что имена дней недели возникли БЕЗ влияния Рима?

Я, сколько мне помнится, писал только то, что считаю идею НЕДЕЛИ (т.е. вычленения отрезков времени, равных четверти лунного месяца) не заимствованной.
Про ИМЕНА дней недели я подобного не говорил.

Обратите внимание, что я критиковал только изложенную Вами гипотезу, что имена дней недели - это заимствование эпохи христианства обусловленное именно астрологическими теориями.

Свои доводы против этого я могу повторить.

Имена античных богов никогда не запрещались, они активно использовались в христианских ( ... )

Reply


Leave a comment

Up