Однако...

Jun 21, 2009 00:10

Из статьи Е. А. Хелимского "ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ И СОВЕТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В РИТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ НГАНАСАНСКОГО ШАМАНА".

Характерными показателями открытости в шаманской практике Тубяку Костеркина были его готовность проводить "показательные" сеансы перед большой иноэтнической аудиторией (заметим, что и другие нганасаны не считали такие выступления профанацией шаманского дела), использование во время камланий вновь появившихся атрибутов от долганской шаманской куртки до иконки Владимирской Божьей Матери и нагрудного украшения из чугунной пепельницы, изготовленной в виде головы Мефистофеля. В этом же контексте следует рассматривать и трансформацию Николая Угодника, популярность которого в народной православной традиции открыла ему путь в пантеоны некоторых языческих религий Сибири, в одного из основных духов-помощников Тубяку Костеркина - в Железного Коня Микулуску, который управляет "крепким паспортом" и имеет в своем распоряжении "тысячи каменных людей, тысячи железных русских, рождение всех машин".

А вот еще:
Лишь на первый взгляд может удивить неоднократное повторение в текстах песнопений идеологических клише и призывов коммунистического толка (перестройка к 1989 г. еще не успела дойти до таймырской тундры). Фактически идеология трактуется в (не столь уж чуждом ей) мифологическом плане. Так, лексика и фразеология упоминаний о Ленине повторяет тексты мифов о сотворении земли и ее воссоздании после потопа (ср.: "добрый рост жителей расстеленной Лениным земли", "отцовский закон и материнский закон, расстеленные Лениным"). Отметим, что идеологическая правоверность вряд ли может рассматриваться как выражение взглядов самого покойного шамана, который обычно сторонился так называемой "общественной жизни" (хотя и не был изолирован от СМИ), а в прошлом подвергался репрессиям за приверженность единоличному хозяйствованию и шаманскую деятельность.

Очевидно, господствующая советская идеология воспринималась Тубяку Костеркиным в точности так же, как его предками-шаманами воспринималась государственная православная религия: как совокупность верований другого народа (русского), отличающаяся от нганасанской системы верований, но заслуживающая уважения и внимания.

Внимание мое поразил, конечно, "Железный Конь Микулуску", управляющий "крепким паспортом" и "рождением всех машин".
Хотя, конечно, "расстеленная Лениным земля" тоже внимания заслуживает. Так сказать, вот так и рождаются демоны :)

Наверно, у меня слишком живое воображение, но теперь перед моим взором стоит картинка из киберпанка: улица ультрасовременного города, реклама новой техники, акций по скидкам на импланты и т.д., а в парке неподалеку камлает шаман, призывающий Железного Коня, собирающий воинство духов, вооруженных Крепким паспортом и Сильным Протоколом против злых демонов-троянов, поселившихся в местной инфосети, ведомых страшными демонами прошлого - Железным Феликсом-перлюстартором, Отцом всех демонских народов Сталиным и Простирающим закон Лениным.
Ах, да. Где-то на заднем плане - здание церкви Первопрограммиста (термин уже есть).
Previous post Next post
Up