В моей записи с тезисами, составленными по поводу постановления СББК о взглядах А. И. Осипова (
http://ereignis.livejournal.com/34407.html)
dhmhtrios оставил подробный комментарий, содержащий изложение признаваемого им истинным учения о Евхаристии, а тем самым - косвенно направленный против моих тезисов по этому вопросу. Поскольку озвученные в этом
(
Read more... )
Comments 58
Я это не с целью полемики говорю, но как-то странно, согласитесь: почти через 500 лет изобретать велосипеды и начинать богословскую войну, которую западное христианство давным-давно "проехало".
Reply
Где Вы увидели войну - не знаю, я следую лишь апостольскому указанию давать ответ о своем уповании. "Проехать" тут ничего нельзя, потому что каждый христианин должен сам для себя решать, во что он верит, и исповедовать свою веру так, как он способен.
Reply
Кальвин мне не близок, я хотел сказать другое. На Западе по этому вопросу, особенно, конечно, с момента Реформации написаны горы книг (про сопутствующие явления типа религиозных войн говорить уж не будем). Значит ли это, что и на русском языке предстоит повторить всю эту полемику с начала до конца? Или есть какие-то другие возможности рецепции чужого опыта, в том числе опыта споров, менее затратные?
Reply
И это подводит к второй части - надо ли повторять. Безусловно, надо. Оставлю в стороне объективную необходимость (вытекающую из общего низкого уровня русской богословской мысли по сравнению с западной), и отмечу лишь субъективную необходимость: богословие - не наука (или, скажем так, в первую и главную очередь не наука), поэтому обилие некой литературы ничего не дает человеку, пока он осознанно и последовательно не выработал собственную религиозную позицию. В какой мере эта позиция оригинальна, а в какой - повторяет нечто уже бывшее, в данном случае не имеет никакого определяющего значения.
Reply
(Свое одобрение или осуждение я не высказываю.)
Reply
Естественно, уверен, что Вы хорошо знакомы со святоотеческой литературой на эту тему и не обращаетесь к ней вполне сознательно. Не оспариваю Ваше право на это, просто если исходить из протестантских посылок, не удивительно, что получится примерно то же, что у протестантов и получилось.
Reply
Reply
Я не объявлял себя носителем Предания, это Вы придумали то, чего в моем комментарии нет. Объявление Вашей позиции протестантской - это не "способ уклониться", а трюизм - она очевиднейшим образом протестантская, и это не характеризует её как хорошую или плохую, я просто называю вещи своими именами.
Я к протестантам хорошо отношусь, сам был таковым долгое время; проделываю путь в направлении к православию, т.е. в противоположном тому, что проделываете Вы. Я сам использовал многие из тех аргументов, какие используете Вы, поэтому для меня Ваши слова звучат как нечто слишком знакомое.
В ответ на то, что объявлять предание базисом доказательства - это порочный круг и примитивизм сознания, я точно так же могу сказать, что объявлять Св. Писание единственным базисом доказательства - это порочный круг (ведь его так или иначе надо интерпретировать, и Вы для доказательства своих положений опираетесь на свою же субъективную интерпретацию. Опора же на Предание - т.е. на интерпретацию, вдохновленную Самим Автором Писания, лишь одна и даёт твёрдый ( ... )
Reply
Reply
Можно сколь угодно долго обмениваться доводами и контрдоводами, но, действительно, а в чем смысл, зачем этот бег по кругу? Если близко учение Кальвина, то ведь двери открыты. Если близко православное понимание Евхаристии, то также путь указан. Поэтому прошу объясните, разве нахождение в конфессии, противоречащей основному исповеданию предметов веры не вызывает перманентный когнитивный диссонанс?
Reply
http://apologet.spb.ru/ru/%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C/85-vsepravoslavnyj-sobor/2617-odobrenie-21-par-dokumenta-otnoshenie-pravoslavnoj-tserkvi-k-ostalnomu-khristianskomu-miru-fakticheskoe-uzakonenie-ereticheskogo-ucheniya-o-evkharistii-prinyatogo-t-n-limskim-soglasheniem.html
Reply
Reply
И полагаю, что опровержение деяний и определения (ороса) иконоборческого лжесобора можно либо не видеть, бессознательно или сознательно отказываясь задумываться над определенными вопросами, либо видеть, но злонамеренно игнорировать. Если первое - простительная слабость, то второе - уже грех против собственной христианской совести.
Reply
Reply
Leave a comment