За годы разрухи после революций и гражданской войны большинство населенных пунктов тогдашней России вновь погрузилось во тьму. Фонари были где разбиты, где украдены, деревянные фонарные столбы вырывались и пускались на дрова. В домах по-прежнему пользовались керосиновыми лампами, а то и просто по-старому свечами и лучиной.
К концу 1920-х годов и началу первой пятилетки положение стало выправляться.
В 1920-21 гг. был принят государственный план опережающего развития электроэнергетической отрасли, известный как план ГОЭЛРО, рассчитанный на 10-15 лет. Проект ГОЭЛРО заложил основу индустриализации в СССР.
Так называемая программа “А” плана ГОЭЛРО, предусматривавшая восстановление разрушенного энергетического хозяйства страны, оказалась выполненной уже в 1926 году.
К 1931 году - минимальному десятилетнему сроку программы - были перевыполнены все плановые показатели.
В московском регионе - под Ногинском и в Шатуре - были пущены тепловые электростанции на местном топливе (угле и торфе). Проложены линии электропередач. Создана единая энергосистема.
Уже не кустарно-автономное, а полноценное стабильное электричество пришло в города и поселки Московской области.
В первую очередь новые электрические мощности направлялись на нужды предприятий и на «лампочки Ильича» - освещение жилых домов. Уличное освещение не было приоритетом, поэтому во многих российских городах и весях дореволюционные
керосино-калильные и
дуговые фонари благополучно дожили до 1930-х и продолжали работать, ожидая замену на уже достаточно отработанные к тому времени по экономичности и надежности лампы накаливания.
В Технической энциклопедии 1930 года приводятся такие данные по экономичности различных видов уличного освещения в Москве.
Как видим,
по сравнению с 1900-1910 гг. ситуация существенно изменилась.
Электрические дуговые фонари оставались по-прежнему самыми яркими, но затраты на их содержание за счет снижения стоимости электроэнергии снизились в несколько раз, электрические фонари по этому показателю стали сравнимы со старыми типами на газе и керосине, а по световой эффективности (вторая колонка) - заметно их превосходили. Причем лампы накаливания уже совсем ненамного уступали дуговым.
ФОТО 1. 1928 год. Тверская улица.
Только что построенное здание московского телеграфа (тогда - Дом связи им. Подбельского).
Справа и слева в кадре два дуговых фонаря на высоких столбах. Кронштейн на левом - точно такой же как у
мытищинского фонаря перед магазином Гордеева на дореволюционной открытке.
ФОТО 2. 1932 год. Москва. Советская площадь (ныне - Тверская пл.).
Электрический дуговой фонарь на «струнной» опоре.
Монумент Свободы на месте будущего памятника Юрию Долгорукому, открытого в 1947 г. к 800-летию Москвы.
На заднем плане светящаяся схема строящегося метро.
Эти дуговые фонари все постепенно заменят в период с 1930 по 1940 год.
В начале 1930-х дошли руки и до освещения в Мытищах.
В январе 1932 года мытищинский горсовет утвердил смету на устройство наружного освещения в г. Мытищи.
Протокол №2 от 27 января 1932 года Президиума мытищинского горсовета
Смета на материалы
(стр.1), всего на 7406,70 руб, включала в том числе:
- столбов выс. 12 арш. (=8,5м) диам. 4,5 верш. (=20 см) с установкой - 30 шт. по 43 руб.
- столбов выс. 15 арш. (=10,5м) диам. 4,5 верш.а (=20 см) с установкой - 3 шт. по 50 руб
- прожекторов Юпитер с рефлекторами и козырьками под лампой 500 Вт - 5 шт. по 250 руб
- арматуру наружного освещения со стёклами (т.е. сам светильник) - 80 шт. х 10 руб и столько же железных кронштейнов по 350 руб
Смета на работы (
стр.2) на 1200 руб:
«Установка вновь 80 фонарей и 5 прожекторов с подвеской пятого провода с зарядкой арматуры на крюки и кронштейны с последующей установкой последних на столбы, установка рубильника и предохранителей - 1000 руб Присоединение 55 фонарей на пятый провод со снятием рубильников, изоляторов и ремонтом - 200 руб»
Электромонтер Рощин, которому была поручена подготовка сметы, в пояснительной записке (
стр.1,
стр.2), указал:
«В 1932 году предполагается к установке 80 фонарей, с переводом на зажигание и гашение из трёх пунктов, по числу трансформаторов, вместо гашения и зажигания каждого фонаря в отдельности. Указанная централизация была запроектирована в 1931 году но в виду отсутствия провода осуществить ее не удалось. В текущем году необходимо приложить все усилия для проведения этого мероприятия в жизнь, так как с увеличением фонарей до 135 штук и зажиганием каждого в отдельности, вызовет необходимость содержать целый штат фонарщиков.
Далее, вместо имеющихся в настоящее время фонарей по улицам Колонцовой и Кооперативной, устанавливаются 5 прожекторов с лампами 500 Вт каждый.
Для сравнения целесообразности эксплуатации прожекторов фонарей считаю необходимым произвести сравнительную таблицу годовой стоимости электроэнергии из расчёта горения каждого фонаря прожектора 240 дней в год по 12 часов ежедневно при тарифе 16 коп. за киловатт-час.
В 1931 году имеем по улице Колонцовой и Кооперативной 5 фонарей.
Для средней освещённости улиц необходимо установить в текущем году ещё 5 фонарей, всего 10 фонарей.
Расход энергии выразится:
10 фонарей х 200 Вт х 240 дн. х 12 час. = 57600 кВт ч х 16 коп = 921,60 руб
5 прожекторов при хорошей освещённости улиц израсходует энергии
5 прожекторов х 200 Вт х 240 дн. х 12 час. =7200 кВт ч. х 16коп =1152 руб
Следовательно разница в городском потреблении электроэнергии выразится в сумме 230 руб 40 коп в сторону эксплуатации прожектора, причём повторяю, что фонари не дадут того эффекта освещения в сравнении с прожекторами.
В вышеуказанный расчёт не вошла стоимость горения фонарей вагонного завода и Вискозы, каковые того освещают, частно, улицу Колонцова.
Кроме изложенного в смете предусмотрено освещение дорог к диспансеру, Рупосовского шоссе и ряда улиц и переулков до сего времени не имеющих освещение, в виду отсутствия на этих улицах электросети и малых размеров своей площади.
Указанная выше централизация уличного освещения значительно сократит расходы по ежегодному и текущему ремонту фонарей, так как имеющиеся 3 рубильника в запертых низах не дадут возможности доступа к ним, каковое явление наблюдается сейчас, при наличии рубильника на каждом столбе.
Последние являются предметом внимания «молодых граждан», каковые изощряясь зажечь фонарь для собственного удовольствия, очень часто портят рубильники.
Электро-монтёр РОЩИН»
В отдельном приложении указывались точки установки фонарей.
Документ, интересный в том числе и названиями улиц тогдашних Старых Мытищ. Здесь эти улицы перечислены практически все.
Нет 1-го и 2-го проездов Карла Маркса - ну, значит, их жителям не повезло, придется еще пожить в темноте.
Название Трудовая улица еще не перекочевало в Перловку, где была тоже своя Трудовая улица. При последовавшим вскоре расширении границ города Мытищи и включении в них Перловки, во избежание путаницы мытищинскую Трудовую улицу переименовали в 3-ю Спортивную улицу.
В списке есть шоссе Диспансера - дорога, ведущая к больнице и к ж/д переезду, впоследствии стала продолжением улицы Коминтерна.
Какими фонарями освещались улицы Мытищ в 1930-е годы?
В вышеприведенном документе этого не сказано, но почти со 100% уверенностью можно говорить о том, что это были так называемые «шляпы» - светильники типа СПО.
СПО - светильник подвесной открытый, - один из самых простых и распространенных светильников, знакомых каждому поселку.
ФОТО 3. Фонарь-шляпа. Сохранился в Королеве.
(отсюда)
Типичная шляпа СПО-200 делалась полностью из жести, но были и «шляпы», у которых корпус-колокол светильника отливался из чугуна. Снизу прикручивались винтами защитная крышка и плафон. Внутри крепился керамический патрон с регулируемой высотой установки для ламп мощностью 100Вт и 150/200Вт. В СПО-200 была сделана специальная планка, которая прижимала скобу с патроном к корпусу светильника; на планке делались выемки, в которые можно вставить скобу - в зависимости от мощности лампы.
Светильники выпускались в двух модификациях: СПО-200 с плафоном из молочного светорассеивающего стекла и
с призматическим плафоном.
Были и "бесстекольные" СПО, в которых не предусматривалось никакого крепления для рассеивателя.
ФОТО 4. Типичная шляпа. Зеленая. Чугунная.
Один из "неубиваемых" светильников, перенесших, наверное, десятки ремонтов и перекрасок.
Наверняка эти фонари должны быть и на сохранившихся фотографиях старых улиц Мытищ, не могут не быть.
Посмотрим. Ну конечно - есть, хотя и не сразу их там найдешь.
ФОТО 5. Старые Мытищи. Улица Бутовского. 1960-1970 гг.
Справа на столбе - «шляпа». Закреплена на кронштейне под 45 градусов.
ФОТО 6. Старые Мытищи. Улица Абрамова. Начало 1970-х гг.
Полным ходом идет строительство социально-значимого объекта - вытрезвителя. На столбе знак «Стоянка запрещена» еще старого образца, в 1973 году в новой редакции ПДД знак стал таким как сейчас.
Светильник-шляпу здесь увидеть сложно, но можно. Установлен так же, как и на предыдущем фото, - с наклоном.
А если кто не увидит, так у нас в запасе есть еще фото, с другой точки. Только не говорите, что и здесь вы «шляпу» не видите.
ФОТО 7. Старые Мытищи. У дома №4 по улице Никитина, на дальнем плане - поворот на улицу Абрамова.
Фото Виктора Кудрявцева. ~1963-1964 год
ФОТО 8. Фонарь у клуба ММЗ.
Этот фонарь мне очень хорошо знаком, он прямо из моего детства-юности.
Находился на перекрестке улиц 1-я Спортивная и Коминтерна и освещал афишу Клуба ММЗ - очень значимый объект культурной жизни мытищинцев 1950-1970-хх. Много чего
памятного из дворового детства, связанного с этой афишей и клубом можно вспомнить.
ФОТО 9. Тот же фонарь.
Классические «шляпы». Настоящие. Фактические!
Хорошо видна система крепления к кронштейну с возможностью регулировки наклона. Фото сделано С.Боршковым в 2008 году. До наших дней фонарь не дожил совсем немного. Стоял еще какое-то время даже после сноса Клуба ММЗ в 2013 году.
ФОТО 10. Начало 1950-х. Угол Улицы Колонцова и Ярославского шоссе. Дом Зверевых.
Кадр из кинопленки из архива Манхоффа. Слева фонарь с двумя «шляпами».
ФОТО 11. Улица Первомайская. 1968 год. Еще одна наклонная «шляпа».
Вдали - строящийся новый корпус ГИПРОИВа на улице Карла Маркса (нынешний МФЦ).
Шляпы - настоящие старожилы. Много чего интересного могли бы они вспомнить-рассказать, если бы умели говорить.
Вплоть до 2000-х годов во многих городах Подмосковья, частный сектор, там где он еще оставался, был освещен в основном такими фонарями-«шляпами».
ФОТО 12. Фонарь-шляпа. Звенигород. 1983 год.
Изначально в СПО ставились лампы накаливания, потом на каких-то улицах к ним стали привешивать внешний дроссель и вкручивать ртутные лампы типа ДРЛ250 или натриевые ДНаТ 70 и уже в 2000-е годы - лампы КЛЛ (компактная люминесцентная лампа).
ФОТО 13.
Пример второй (третьей/четвертой/…) жизни «обновленного» светильника СПО.
Ртутная лампа, внешний дроссель, плафон.
Современные фонари-"шляпы" в стиле 1930-х годов годов сейчас штучно делают некоторые винтажные мастерские.
Начинка - по желанию заказчика.
ФОТО 14. Начало 1930-х. Новые фонари на фронтоне мытищинского вокзала вместо старых керосиновых.
Пройдемся немного от вокзала по улице Колонцова начала 1930-х. Есть одно такое фото.
ФОТО 15. 1930-е годы. Корпуса вагоностроительного завода на улице Колонцова.
Праздника света как-то не наблюдается. Нечто лампоподобное при увеличении можно рассмотреть на белых «колоннах» большого корпуса, но лампы это или какая-то оснастка-крепления - непонятно.
Тогда перенесёмся на несколько лет вперед и передвинемся по улице дальше, к проходной завода.
На одном из довоенных фото улицы Колонцова 1940 года есть кое-что необычное. У здания Горсовета, на углу с улицей Абрамова просматривается какая-то очень высокая двойная (тройная?) деревянная опора.
ФОТО 16. Улица Колонцова. У проходной вагоностроительного завода. 1940 год.
ФОТО 17. То же фото, увеличенный фрагмент.
Не один ли это из тех прожекторов, которые по предложению электромонтера Рощина были установлены в 1932 году? Очень похоже, что да.
Еще по теме:
Мытищи. История и фото. Фонари. Часть 1-ая. Дореволюционная. История и фонари (
ч.1,
ч.2,
ч.3,
ч.3+)