Мытищи. История и фото. Фонари. Часть 1-ая. Дореволюционная.

Dec 27, 2022 19:25



Во время солнечного затмения интересно смотреть на солнце через фильтр - закопчённое стёклышко. Ничего через него больше не видно, зато солнечный диск видно очень хорошо. Что если попробовать применить подобный «виртуальный»  фильтр к старым фотографиям Мытищ?  Оказывается тогда удается  увидеть то, на что не обращал внимания прежде - на многих фото запечатлены фонари.

Берём старые,  дореволюционные фотографии  Мытищ.  Настраиваем «фильтр». Смотрим.
Есть! Вот они, высвечиваются красавцы.







Фонари: (1) на Вокзальной улице у магазина Гордеева, (2) на станции, (3) и (4) у Народного дома.

Хорошо, предмет рассмотрения есть. Значит можем устроить тематическую экскурсию по фонарным дореволюционным Мытищам.

Начнем, как положено, с главной улицы.

ФОТО 1.



Сколько фонарей на этой фотографии?  Хороший вопрос для какого-нибудь конкурса знатоков.
Ну, один фонарь уж точно найдут все. Высокий. Заметный. Стоит, красуется, прямо в центре кадра, как будто именно его и снимают.  Еще бы, фонарь не простой, а керосино-калильный. Яркий. Элитный. На изящном кронштейне. С тросом и лебедкой для поднятия-опускания, ручка - внизу на столбе, прямо на той стороне, что обращена к нам, убрана в футляр и под замком, ключ где-то у фонарщика.

Фонарь «на районе», безусловно,  главный, но он - не один. Прямо за фуражкой нашего земляка, позирующего на переднем плане, можно разглядеть еще один фонарь. Этот -  из рядовых. Керосиновый. Не яркий, 8-10 свечей. Зато простой, надежный и главное - свой, скорее всего установлен хозяином заведения перед входом, так тогда обычно и делали. Вывеска над дверями заведения большая, хорошая, так надо же, чтобы и вечером она потенциальному покупателю заметна была, чтобы все видели, что фирма солидная.

Если с принадлежностью этого керосинового фонаря более-менее ясно, то со статусом высокого фонаря - не очень. Не исключено, конечно, что его поставил Гордеев Георгий Мефодьевич перед своим магазином,  но не факт. Возможно это «муниципальный» фонарь. Потому что дальше по улице ближе к вокзалу просматривается еще один фонарь, очень похожий на «гордеевский»,  и стоит тоже не на краю дороги, а немного в глубине.

ФОТО  1А.
 

Впрочем, возможно это тоже частный фонарь - собственника  большого красивого здания, которое принято называть зданием «Вискозы» (в котором сейчас бизнес-центр «Особняк» на улице Колонцова).

Так получилось, что противоположная сторона улицы Вокзальной, ныне Колонцова, ни на одной дореволюционной фотографии не запечатлелась. А там как раз  шли вдоль улицы кирпичные корпуса вагоностроительного завода, по тому времени высокие и с нетривиальным архитектурой фасада.  Завод крупный, несколько тысяч рабочих, по улице люди утром шли на завод, вечером с завода. Мог завод сделать  по этой стороне улицы освещение? Мог. Возможно и сделал.
На увеличенном фрагменте фотографии можно разглядеть по крайней мере два столба (даже три, последний - уже совсем у вокзальной площади), но трудно понять это столбы - фонарные или телеграфные/электрические.

Продолжим фонарную экскурсию по старым Мытищам. Свернём с улицы Вокзальной на улицу Театральную (ныне ул. Абрамова) и  пройдем ее до самого конца, до Народного дома.
Тут нас ждёт еще один фонарь-красавец.

ФОТО 2. Народный дом.


ФОТО 3.  Мытищинская пожарная дружина перед Народным домом.


Как можно видеть «зимой и летом - не одним цветом». На первой  фотографии фонарный столб слева от центрального входа, на второй - справа.  Когда мы ещё разбирались, где в Мытищах стоял этот Народный дом, в комментариях даже предполагали, что какая-то из этих фотографий ошибочно зеркально отпечатана и «право» с «лево» перепутаны.
Но нет, отпечатано правильно. Дымовая труба на обоих снимках - в правой части здания. Столб с фонарем можно перенести на другое место, а трубу - не переставишь. «Зимнее» фото сделано на несколько лет позже, к тому времени по каким-то причинам посчитали необходимым переставить фонарь в другое место.
Посмотрим на фонарь более пристально, насколько позволяет разрешение фотографии.

Фото 3А, 4А



И по вытянутой форме, и по расположению на высоком столбе с «дизайнерским» кронштейном этот фонарь, казалось бы, похож на фонарь у магазина Гордеева. Это так, но не совсем.
Подобную вытянутую форму имели и электрические фонари того времени. Тогда это были исключительно электрические дуговые фонари. Привычные нам лампы накаливания тогда уже  были (Джозеф Сван  в Англии и Томас Эдисон в США запатентовали их еще в 1879 году), но распространены были мало, для домашнего освещения и у довольно состоятельных домовладельцев. К вольфрамовой нити, позволившей кардинально повысить срок службы ламп накаливания, пришли только в 1909 году, а на доведение технологии до серийного производства потребовалось еще десяток лет.

В уличном же освещении до Первой мировой войны все 100% электрических фонарей были с дуговыми лампами. И самих таких фонарей было очень мало в сравнении с газовыми и керосиновыми. Электрическое освещение было слишком  дорогим, поэтому электричеством освещались лишь несколько главных площадей и улиц Москвы, Петербурга и нескольких губернских городов.

Вот данные из отчета Московской управы за 1910 год.

За то, что фонарь у Народного дома в Мытищах был все-таки электрическим, говорят два момента.

Во-первых, у керосино-калильных фонарей  в верхней части размещался резервуар с керосином - это такой тор-«бублик», как бы насаженный на ось цилиндра, он хорошо заметен на фотографиях таких фонарей, в том числе и на фонаре у магазина Гордеева на фото 1. У фонаря Народного дома такого утолщения вверху - нет.

Во-вторых, на увеличенной фотографии на столбе, прямо на уровне фонаря, хорошо видны электрические изоляторы. Если фонарь не электрический, к чему бы им там быть. Самих проводов, также как и веревки или троса для поднятия/опускания фонаря на фотографии не видно - не хватает  разрешения - но реально они скорее всего есть.  Хотя судя по фото 3, можно обойтись и без лебедки, в арсенале пожарной команды высокие лестницы имеются, и сами пожарные - ребята ловкие, в два счета к фонарю слазают, что надо сделают.

Полюбовавшись на фонарь Народного дома, пойдем дальше - на станцию Мытищи.
Можем вернуться тем же путем - через Театральную-Вокзальную. Можем и по короткому пути - по будущей улице Карла Маркса, как мы знаем, эта улица - она же бывший проезд от села Б.Мытищи к железной дороге - уже существовала и к 1900 году в ближней к железной дороге части улицы,  подрядчиком Бахилиным были построены несколько домов для рабочих вагонного завода.

ФОТО 5.


Эта фотография Сергея Васильевича Челнокова уже фигурировала в «расследованиях» ( раз, два). Могу лишь добавить, что на мой взгляд это фото относится к периоду примерно 1902-1904 гг. - здесь еще нет низкой платформы, которая была предусмотрена проектом переустройства путей станции Мытищи 1901 г, а построена была в ближайшие следующие годы.
На этом фото С.В.Челнокова опять на главную роль претендует высокий фонарь за деревянным пассажирским павильоном.

ФОТО 5А.


Здесь, к сожалению, детали  не удается рассмотреть совсем, но по конструкции корпуса фонарь похож на тот, что у народного дома. И кронштейн такой же.

На самой платформе в кадр попали два керосиновых фонаря. Могу ошибаться, но при увеличении видно, что в правом фонаре довольно объемная по виду конструкция, характерная для ламп с калильной сеткой. Так что возможно это не подслеповатый керосиновый, а вполне себе яркий керосиново-калильный фонарь. Думаю, что Правление Московско-Ярославско-Архангельской дороги могло себе  позволить содержать такие фонари на станциях III класса.

ФОТО 6.



Одна из самых известных мытищинских дореволюционных фотографий.
Всё-таки мытищинский вокзал до наших дней дожил, жители сегодняшних Мытищ могут его видеть «вживую», какую-то связь с историей города наш вокзал помогает удерживать.
Это уже, конечно, более позднее фото, чем предыдущее, низкая платформа уже имеется, хотя и скромно не бросается в глаза. Фонарей на фото немало. Два симметричных фонаря - на выступах главного фасада, один виден на боковом фасаде. На высокой платформе выделяется фонарь на чугунной опоре с расширенным основанием, в кадре он такой один, назовем его «Тиньков». Два фонаря на стандартной чугунной опоре стоят на низкой платформе, один такой же - на высокой платформе, около скамеек ( у него видна только «нога», «голову» не видно из-за деревьев).
Думаю, что все фонари - керосиновые, возможно какие-то из них - керосино-калильные, с «ауэровской» калильной сеткой. Все фонари невысокие, для обслуживания удобные - фонарщик, лестница, ветошь, керосин.

Учитывая, что  многочисленное станционное оборудование  - стрелки, семафоры, водяные колонки - тоже было оснащено собственными «встроенными» фонарями, осветительное хозяйство на станции должно было быть весьма обширным и требовало постоянного присмотра и регулярного обслуживания. Керосину требовалось много. Поэтому в зданиях вокзала (и в мытищинском - тоже) проектом предусматривалась специальное помещение для хранения керосина - называлось «Ламповая». На плане мытищинского вокзала такая ламповая есть и очень приличного размера.
Особо внимательные могут заметить на дальнем плане, напротив вокзальных дверей, еще один какой-то явно высокий столб. Возможно там фонарь, керосино-калильный или даже электрический.

ФОТО 7.


Фотография, восстановленная из расколотого стеклянного негатива, который хранится в фондах Мытищинского историко-художественного музея.
Это уже период подготовки к запуску первого электрифицированного пригородного участка Москва-Мытищи, примерно середина 1920-х годов. Низкая привокзальная платформа ликвидирована. Пути «переформатированы». Построена вторая высокая платформа, она сохранится до конца 20 века, так называемая «пушкинская», с нее обычно шли электрички на Пушкино-Загорск.
И третья платформа уже имеется. Низкая, но полноразмерная и с фонарями. На переднем плане - фонарик на водяной колонке для заправки паровозов.

ФОТО 7А.


На самой привокзальной платформе что-то разглядеть сложно, зато есть  интересный артефакт. На какой-то из платформ - первой или второй - видим фонарь на высоком столбе, с формой, характерной для керосино-калильного или электрического дугового. Логично:  местное умеренное освещение на платформах плюс общее -  одиночными высокими яркими фонарями.

Вникать в подробности из жизни мытищинских фонарей - занятие утомительное, поэтому перед продолжением экскурсии предлагается зайти в буфет мытищинского вокзала и пока не набежали пассажиры с очередного поезда - перекусить. А заодно познакомиться с историей появления первых фонарей в Мытищах.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Когда в Мытищах появились первые фонари.

Первые  «муниципальные» фонари появились в Мытищах в 1898 году.

Свидетельствует Журнал Московского Губернского Земского Собрания:

«Постановлением Собрания в очередную сессию 1897 года поручено было Управе увеличить число фонарей за Покровской заставой и устроить уличное освещение в некоторых новых местностях,  в том числе в Мытищах было запланировано установить 14 фонарей.
Изготовление фонарей было поручено Управой И.П. Прохорову, предложившему сравнительно с другими, наиболее выгодные условия, а именно: по 4 руб. за фонарь со стеклами, лампой, доставкой и установкой на приготовленные Управою столбы;
Фонарные столбы, - установка их, окраска, рытье для них ям, обертыванию берестой и проч.- обошлись около 2 руб. каждый, так что приблизительная средняя стоимость постановки всего фонаря составила 6 руб.. •
Было решено, что в ряде местностей (например в Пушкино) можно ограничиться летним освещением,  в остальных  же , в т.ч. в Мытищах -  освещение должно производиться круглогодично.»



Были предусмотрены помещения для хранения керосина с запасом в количестве несколько бочонков и постройка сторожек для фонарщиков в тех местах, где  «иметь квартиру отдельно от подвала  оказалось неудобным».
«Средняя стоимость горения одного летнего фонаря обошлась  Земству около 1 рубля 20 коп. в год.  Средняя стоимость горения одного фонаря с годичным освещением  -  7 руб. Затраты на наем фонарщиков  составили 3 руб. 50 коп. на фонарь в год.»


В документе не говорится, какие это были фонари, но видимо, без вариантов - обычные керосиновые.  Где эти первые 14 фонарей были установлены в Мытищах - можем только догадываться.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Перекусив и отдохнув в вокзальном буфете у радушной хозяйки буфета, госпожи Калашниковой,  двинемся дальше. По Вокзальной улице, к Ярославскому шоссе и к селу Большие Мытищи.

ФОТО 8.



Эта фотография - тоже своего рода визитная карточка старых Мытищ, опубликована во многих изданиях, легко находится в интернете, и даже есть в раскрашенном виде.

На первый взгляд, «невооруженным глазом», никаких фонарей тут не видать. Столбы телеграфные с одной стороны шоссе и с другой стороны тоже. Но мы-то  знаем, что выступающее высоким мезонином здание в правой части кадра - это известная мытищинская чайная,  упомянутая даже в рассказах писателей того времени.
Как может такая «Чайная» не иметь освещения перед входом? Не может. И верно, увеличив изображение и напрягши зрение, можно увидеть голову керосинового фонаря перед заведением (нижняя стрелка).

ФОТО 8А.


Еще на фото есть одна загадочная деталь, отмечена верхней стрелкой. Стоит высокий столб. Не телеграфный. Вроде бы просматривается кронштейн. А вместо фонаря какая-то странная «гирлянда», как будто из воздушных шаров. Типа «мы открылись». Кто-то может объяснить что это? У меня пока не получилось.

На старых открытках 1911-12 годов издания есть еще несколько известных дореволюционных фотографий Владимирской церкви и Троицкого тракта/Ярославского шоссе в пределах Больших Мытищ. Есть фотографии С.В.Челнокова об установке колокола Владимирской церкви.
Но каких-либо фонарей на этих фото них не видно.

Раз такое дело - пойдем дальше, за шоссе, по будущей Водопроводной аллее. Не доходя до Громового ключа свернем направо и дойдем до Мытищинской водонасосной станции, или по-простому, - до водокачки.

ФОТО 9. Мытищинская водонасосная станция.



Тут много чего интересного, есть и кое-что по теме нашей фонарной экскурсии. На фото видим единственный фонарь. Конструкция довольно странная. Наверное изначально предполагался или даже был - керосино-калильный фонарь с классической лебедкой, но затем чтобы не мучиться со спуском-подъемом поставили пониже на столб отдельный кронштейн с двумя электрическими лампами, которые как кажется просматриваются на увеличенном фрагменте. К фонарю от столба тянутся два провода.

ФОТО 9А. Увеличенный фрагмент.

На этом экскурсию по дореволюционным фонарным Мытищам завершим.

В следующие  разы погуляем с той же целью сначала по Мытищам ранне-советского времени, 1930-х годов, а затем по Мытищам 1950-х-1980-х.

Продолжение следует…

фонарь, история, освещение, мытищи

Previous post Next post
Up