Не дает мне покоя одна старая фотография из открывшегося в 2015 году наследия Сергея Васильевича Челнокова - большого любителя фотографии и представителя семьи Челноковых, оставившей свой след в истории Мытищ благодаря своим кирпичным заводам и челноковскому парку, ставшим в советское время летним садом или парком ММЗ. Про кирпичи и парк - как-нибудь в другой раз, сегодня - про фотографию.
Вот эта самая фотография.
Что за станция такая? Это Мытищи или не Мытищи?
Каких-либо пометок фотографа по поводу этого снимка не осталось, но почему-то думается, что это все же Мытищи.
Попробуем рассмотреть аргументы за и против, по крайней мере те, что я вывел для себя, рассматривая эту фотографию и сравнивая ее с известными фото станции Мытищи издания М.Кампеля.
Для этого вспомним школьные годы чудесные и поступим как ушлый школьник - попробуем подогнать решение под желаемый ответ. Для чего посмотрим на фотографию пристрастным, предвзятым, но вооруженным глазом.
Известно, что Сергей Васильевич в Мытищах и живал, и бывал. В Мытищах он конечно и фотографировал, одни уникальные снимки из серии «Подъем колокола на Владимирскую церковь» чего стоят. Так почему бы и это фото им не могло было быть сделано в Мытищах?
Первое, что бросается в глаза - высокая платформа на заднем плане. Сложена из кирпича, это отчетливо видно на фото в полном размере. Высокая. Ну очень похожа на мытищинскую платформу на фото вокзала издания М.Кампеля.
Много ли вообще таких кирпичных платформ было в те годы на станциях в Подмосковье? Думаю, что единицы. На нашей ж/д станциями были Пушкино, Софрино, Хотьково, Мытищи, Сергиево. Может быть Пушкино? Нет, там платформа была на кирпичных столбах, не сплошная.
И ни на одной из других станций ярославского направления в начале 1900-х годов такой высокой кирпичной сплошной платформы не было.
Деревянный павильон для пассажиров - типовой, такие же мы видим и на других остановках Московско-Ярославско-Архангельской ж/д начала 20 века, например на пл. Мамонтовская и пл. Спасская (Зеленоградская).
Так что павильон нам мало что дает, разве что позволяет предположить, что переходной период от старого павильона к новому вокзалу еще не закончился. Кроме того, наверняка в отличие от залов вокзала павильон был местом «подемократичнее», никакого дресс-кода для посидеть на скамеечке под крышей наверное не требовалось.
Судя по количеству и направлению движения людей на платформе и по настилу через пути - только что пришел поезд и почти все эти люди явно с поезда. Сам поезд возможно еще и не ушел, просто он за левой границей снимка и мы его не видим.
И судя по виду людей, скорее они откуда-то возвращаются, чем куда-то собираются ехать.
Подсказкой нам и тени на фотографии. Вероятно, это часов 5-6 вечера и на фото запечатлены приехавшие из Москвы пассажиры. По сочетанию одежды людей, голых деревьев на заднем плане и яркого солнышка не ошибемся если скажем, что снимок сделан весной.
Вряд ли Сергей Васильевич задавался целью запечатлеть для потомков 21 века облик станции. Скорее всего объектом съемки является человек в форменной шинели и фуражке с папироской в руке. Но кто это - я тоже не знаю, так что главный герой фотографии для установления места съемки нам тоже ничего не дает.
Что еще есть примечательного на фотографии С.В. Челнокова, за что можно зацепиться? Фонари на платформе. Два фонаря по обе стороны от павильона, на примерно одинаковом расстоянии. А теперь посмотрим на открытку Кампеля.
Такие же два фонаря видим мы и здесь. К ним прибавился и третий, но это мало чем нам помогает.
Опираясь на вышеизложенное делаем полуволюнтаристское заключение: на фотографии Челнокова изображен ближний к Москве конец кирпичной, (будущей 1-ой) платформы станции Мытищи. Где-то левее - за границами снимка - только что построенный или еще достраивающийся кекушевский вокзал.
Здания и труба на заднем плане - это первые корпуса вагоностроительных мастерских, построенные на землях по правой стороне Вокзальной улицы (будущей Колонцова).
Немного смущает, что за платформой мы видим еще один ж/д путь ( и товарные вагоны на нем). Для нас, выросших в Мытищах 20-го века и привыкших к почти не меняющемуся облику станции, вокзала и вокзальной площади, это воспринимается как абсолютный «сюр». А с другой стороны - почему бы нет? В конце 19 века могло быть и так.
Вот мы и подогнали под желаемый ответ: на фото Челнокова - станция Мытищи.
= = = = = = = = = = = = = = = =
Надеюсь, что кто-то более знающий и более наблюдательный эти мои умозаключения опровергнет, буду только рад. Или наоборот - подтвердит, чему буду рад вдвойне.
В заметке использованы фотографии с сайтов
История Пушкино и района и
Подмосковный краевед.
P.S. Примечание от апреля 2022 года. Загадка
разгадана.