В этой части не будет исторических фактов, цифр и документов.
Только простое-житейское, чем запомнился клуб ММЗ в 1960-е - 1970-е годы.
Ансамбль народных инструментов
Примерно 1968 год. Пришел в клуб энтузиаст - молодой руководитель ансамбля, лет 30. Кто-то от кого-то узнал - пошли записываться. 90% из нас нотной грамоты не знали никак, некоторые и музыкальный инструмент-то видели впервые. И вот этой оравой наш руководитель умудрялся руководить. Мы с Алешкой Алексеевым как продвинутые получили по балалайке. Были еще домры, бас-балалайка, ещё что-то. Репетировали «Светит месяц, светит ясный». Но так ни разу и не выступили. Я на балалайке совершенно сточил палец.
Хор
Хор был большой, как мне тогда казалось. Были альты и сопрано. Я пел в сопрано. Это примерно 2-ой - 3-ий класс школы. Ездили на выделенном заводом автобусе на смотр-конкурс в Электросталь. И победили! «Песня о Ленине», солист Юрий Опарин.
«День за днем идут года
Зори новых поколений
Но никто и никогда
Не за-бу-дет имя Ле-е-е-нин!»
И тут мы вступали всем хором :
«Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой-
В горе, в надежде и радости.
Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!»
Пионерский сбор в клубе ММЗ на очередную годовщину Победы. Примерно 1968 год. Готовили монтаж - так тогда называлась поэтическая композиция, когда стихи по строфам поочерёдно читали со сцены в общем строю.
"Мой галстук не случайно ал,
Он кровь священную впитал,
Что пролита была в бою
За юность светлую мою.
Мы в прекрасную явь превращаем мечту,
Наша Родина - солнечный сад.
Как великую правду на важном посту
Береги отчизну, солдат!"
Там же я, бережно поддерживая под локоть, выводил на переднюю часть сцены мать погибшего героя, которую исполняла восьмиклассница.
Кружки
Кройки и шитья.
ИЗО.
Авиамодельный
Фото
Ансамбль народного танца.
Ансамбль народных инструментов.
Народный театр.
Хор
Секции бокса, штанги, фигурного катания (уже в 1970-е).
Кино.
Первый фильм, который я помню на большом экране -«Человек-амфибия» произвел на меня неизгладимое впечатление - подводные съемки, музыка (через 30 с лишним лет, в 1990-х, довелось на каком-то приеме с режиссером картины В.А. Чеботаревым выпивать, смог выразить ему свое детское восхищение). И огромные очереди - хвост тянулся от касс до афиши на углу 1-ой Спортивной и улицы Коминтерна - это человек двести. Такие же очереди помню на фильмы «Железная маска», «Мистер Питкин в больнице», «Фантомас».
Билеты в кино: 30 коп., 40 коп , 50 коп, детские 10 коп. Сеансы обычно в будни в 17.00, 19:00 и 21.00, по выходным - утром детский сеанс в 12.00, потом взрослые 14.00, 16.00, 18.00, 20.00. Если фильм был двухсерийный, то в 17:00 и 20:00.
Культурные мероприятия
В 1970-е, 1980-е приезжало на встречу с мытищинцами много известных спортсменов, актеров, музыкантов. Приезжали и пианисты, иногда тоже известные. Помню как моя мама устроила одному такому гастролеру головомойку. Пошла за кулисы и отчитала халтурщика. «Что вы себе позволяете? Как вам не стыдно! Думаете, если здесь не Москва, так никто вашу халтуру не заметит?!».
Клюшки.
У клуба был вход в подвал, Там был склад спортивного инвентаря. Заведовал им Юрий Петрович Войкин - он же тренер, он же директор стадиона. Из подвала пахло деревом и изоляцией, которой обматывали клюшки. Клюшки были большим богатством. Мы их время от времени ходили канючить у Ю.П. и иногда он отдавал нам треснувшую клюшку для хоккея с мячом. Счастливчик ее клеил, обматывал жёстко изоляцией и был счастлив. Годилась и для хоккейных баталий с шайбой во дворе. Клюшек для обычного хоккея в городе не было, надо было ехать в Лось, там был спортивный магазин.
Про орден
У стены клуба мы играли в «расшибец» и «пристенок», это с монетами. Правила я забыл, но «руки помнят». Как-то парень по кличке Питер нашел на улице настоящий орден Красной звезды, а я его у него в расшибец выиграл. До сих пор у меня среди значков хранится. Настоящее имя Питера я никогда и не знал - Питер и Питер, почти у всех у нас были клички или прозвища.
Только недавно я узнал в Одноклассниках от Нины Гусевой, что фамилия моего детского приятеля была Питерский и жили они с мамой в одном из деревянных домов на нашей улице.
Афиша
Культовое место, место встреч.
«Куда пойдем?» - « А пойдем афишу посмотрим!».
Около клуба ММЗ, на пересечении улиц Коминтерна и 1-ой Спортивной стояла клубная афиша, на которой было написано (а и иногда нарисовано!) какой фильм идет в клубе ММЗ на текущей неделе и какой ожидается на будущей. Например, "Анжелика-маркиза ангелов". Сеансы: в 17, 19, 21.
Афиши рисовались на желтоватой бумаге штатным художником-оформителем клуба и в стиле афиши, видимо, отражалось состояние его души на момент создания "произведения": одни афиши были с кривыми-косыми буквами, другие - почти шедевры, которые нравилось долго разглядывать.
Поскольку кино было в то время основным вариантом досуга, место это было жителям в округе хорошо известно - к афише ходили прогуляться, заодно и посмотреть не вывесили ли афишу на следующую неделю, у афиши назначались встречи. Я там встречался с моим одноклассником Витькой Немешаевым по дороге в школу, я жил на 1-ой Спортивной, а он на 3-ей Спортивной, ближе к ГИПРОИВу - у афиши наши пути пересекались, и в школу мы шли вместе.
До афиши, бывало, доходили самые длинные хвосты-очереди за билетами в кино, когда шло что-то суперпопулярное типа Фантомаса. Афиша была огорожена невысоким забором-штакетником как по Коминтерна, так и по Первой Спортивной, так что смотрели на это подсвеченное фонарем святое место - из-за забора. Что не мешало иногда покидать в афишу снежки на спор, например, попасть точно в букву "О". Фонарный столб на месте бывшей афиши дожил до 2014 года, уцелев какое-то время и после сноса клуба.
Буфет.
Войдя с улицы через кассы в первое фойе, можно было тут же в гардеробе раздеться, поглазеть на фотографии на стенах, подождать друзей и знакомых. Перед входом во второе фойе стоял контроль - тётеньки-билетерши. После контроля сразу слева располагался буфет. Ассортимент: бутерброд с колбасой, бутерброд с сыром, мороженое, ситро, пиво . Стояло 4-5 столиков. Пиво и ситро были бутылочные, стаканчики - бумажные. В общем, один из атрибутов культурного отдыха. Был к месту!
Ещё про кино.
Конечно, для нас клуб был прежде всего - кино. Ходили по несколько раз на один фильм. Точно могу сказать что фильмы «Морозко», «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен» я посмотрел тогда раз по 5-6, а то и больше. Как апофеоз можно вспомнить весенние каникулы 1969 года, когда в клубе на детском сеансе каждый день крутили «Бриллиантовую руку» и мы с ребятами все 6 дней на него ходили. Пустой зал, человек десять, смеемся заранее - фильм уже знали наизусть. В длинные зимние каникулы по телевизору шли «Четыре танкиста и собака» «Капитан Тенкеш» - их тоже по нескольку раз за школьные годы мы пересмотрели. Запомнился фильм «Вий» - советский фильм ужасов. Ужас, кошмар. Не все выдерживали. У меня из трех ночей только на две смелости хватило, последнюю смотрел уткнувшись, точнее закрывшись, шапкой-ушанкой. Один мой товарищ вообще все ночи «в шапку смотрел», потом расспрашивал «А что, что там было?» И только Сашка Долгополов, из нас самый отчаянный, смотрел все три ночи. Нам, жившим рядом с клубом, конечно было здорово - вышел после сеанса и считай уже дома. А многие ведь приезжали издалека.
Партизаны
На границе между двором нашего дома и клубным садом, примыкая боком к стадиону, стоял клубный сарай, а рядом с ним - клубная помойка. Куда выносили в том числе и использованные бумажные стаканчики из буфета. Если их забить снегом или песком, то можно представить что это «граната», а ты - партизан, и задача твоего отряда «подзорвать» фашистский автомобиль. Вечером зимой, с наступлением темноты мы залегали на улице Коминтерна со стороны клуба в придорожную канаву и ждали «фашистский автомобиль». Иногда ждать приходилось долго, машин в ту пору было мало. Наконец из-за поворота со стороны ГИПРОИВа показывался грузовик, сердце начинало бешено колотиться. Когда машина равнялась с нами, мы кричали «Огонь!» и забрасывали машину «гранатами». Дальше было по ситуации . Если машина проезжала, ждали следующую, но иногда после такой атаки машина останавливалась и разъяренный шофёр бросался за нами. Тут, конечно, уносили ноги.
Клубный сарай
Известно, что в 1930х-1950х годах в Парке ММЗ была парашютная вышка и можно было испытать себя прыжком с неё. Мы вышку уже не застали, но у нас был клубный сарай. Главным его достоинством было то, что он а) был высоким, раза в два выше наших сараев, которые были во дворе нашего дома, и б) на него удобно было залезать с забора нашего двора. Тут-то зимой мы и «отрывались». Кто был побоязливее, прыгал «бомбочкой», самые смелые делали «сальто-мальто» - прыжок с кувырком в воздухе. Снег тогда солью не изводили, сугробы были достаточной высоты и, стало быть, глубины.
Про Германа
В конце 1960-х в Мытищах была очень хорошая заводская футбольная команда, болельщики называли ее "зебры" по полосатой желто-зеленой форме, не помню молодежная или взрослая. Играли интересно, комбинационно, красиво "возили" всех соперников, много забивали, болельщикам нравилось, и мне запомнилось. В команде был центр нападения - Герман, с очень сильным, "пушечным" как тогда говорили, ударом. Имя это было или фамилия мы не знали, знали только что - Герман. После матча или тренировки, мы, пацаны, дежурили у ворот стадиона напротив главного входла в клуб, ждали Германа. А когда он выходил, давали ему мяч и просили ударить вверх со всей силы. Герман обычно не отказывал и своим фирменным пушечным ударом посылал мяч высоко в небо, как Иван дубинки из фильма нашего детства "Морозко", а мы задрав головы смотрели на эту красоту. При чем здесь клуб? Небом в данном случае было то, что выше сценической башни клуба. Головокружительная высота. ))
Клубный сад
Что было вокруг клуба до моего рождения, я не знаю. Но похоже, что не было ничего, просто пустырь. На фотографии 1959 года, где мы - Галка Шипилова, Вова Баландин и я - серьезно смотрим в объектив, за нами на заднем плане виден клуб, но между забором нашего двора и клубом - голая земля - ни кустов, ни деревьев. А вот на фото 1961 года уже вовсю зеленеет ( на чёрно-белом снимке) трава, посажены деревья, сделан палисад. То есть мы с клубным садом ровесники. В детстве там мы любили ловить бабочек. Их там было особенно много, и это понятно - много солнца, много травы. А в середине сада стоял сделанный из кирпича и побеленный постамент, на котором, как я предполагаю, планировался водрузить какую-нибудь гипсовую статую, что-то там символизирующую. Но видимо руки не дошли. Зато на эту площадку любили садиться павлиний глаз, иногда залетали и адмирал и махаон. Потом в 1970-х клубный сад стал местом сбора новобранцев во время весеннего и осеннего призыва в армию. Здесь играла гармошка, стояли и сидели небольшие группы провожающих, звенели стаканы, пелись песни.
Навести панику в клубе
На стороне клуба, обращённой к нашему дому, был служебный вход (вообще-то по плану их два, такой же вход был симметрично и в левой части здания, но к 1960-м годам он уже был закрыт). Это был вход в кружки, в спортзал и в библиотеку. Сразу за дверью входивший попадал на лестничную клетку, никакого дежурного там не было, можно было зайти, погреться у батареи и потом бежать гулять дальше. Помню, что одним из вариантов времяпровождения во время гуляния - а гуляли мы в детстве много - было «навести панику в клубе» - так это у нас называлось. Выглядело это так. Мы оравой вбегали в дверь служебного входа, кричали во всю мощь «А-а-а-а-а!!!» - акустика лестничной клетки это всё усиливала - и затем быстро смывались, затылком слыша, как выскакивают из дверей тетеньки дежурные из коридора, ведущего в дирекцию и в кружки, и ругаются нам вслед. В общем, достойное занятие. Впрочем, чего только не придумаешь зимними вечерами - уже темно, но еще не поздно, мамы домой не загоняют.
Народный театр
В конце 1960-х в нашем клубе ММЗ активно работал народный театр, возглавлял его тогда главный режиссер Прохоров Николай Иванович. Ставили и с большим успехом играли множество пьес - и из классики ( конечно, Островский) и современных, обязательно были революционно-героические. В какой-то момент появилась идея поставить спектакль «Белоснежка и семь гномов». Театр был поистине народный, потому что актерами тогда успели побывать и многие мои сверстники, жившие в округе: Володя Баландин, Володя Жидков (он же - Рипа), Вовка Емельянов (Мусат), Коля Фалько (Фаля), а также Михаля, Серега Исаев, Мишка - кого-то помню по имени, кого-то по прозвищу. Белоснежку играла скромная девочка Оля из Новых Мытищ, одной среди шпанистых соратников по творчеству ей иногда приходилось непросто.
Премьера спектакля прошла с аншлагом, на главной сцене ДК ММЗ, в зале сидели все родственники и друзья. Публика в зале в лице друзей приглушенными воплями встречала персонажей спектакля, узнавая «своих»: «О, смотри, это Фаля, Фаля!». Сценическое освещение, костюмы, настоящий грим - в общем был большой успех.
Как рассказал мне Володя Баландин, было много серьезной творческой работы на репетициях, много было и всяких веселых моментов, запомнились больше конечно разные «накладки» во время спектаклей. Володя вспоминает: «В одном из эпизодов «Белоснежки» невидимый ворон вещал: «Если вы не сделаете то-то, Белоснежка умрет». Договорились - и на репетициях отрабатывали - смотреть всем вверх вправо, как бы там ворон. На спектакле от волнения всё забыли, вертели головой во все стороны, в общем кто в лес кто по дрова. Техника была тогда не супер, тоже иногда подводила, за ворона говорил магнитофон, который иногда заедал, и тогда в динамиках слышались судорожные щелчки оператора, или начинал «зажёвывать» ленту, и тогда голос ворона становился еще более страшным: «Белоснежка умри-и-о-о-т».
После «Белоснежки» в народном театре образовалась «молодежная студия», часть ребят «втянулась», вводилась и во взрослые спектакли. После премьер руководство завода устраивало в фойе клуба товарищеский банкет, можно было запросто пообщаться со старшими товарищами - «ну, ребят, давай!»
Библиотека
Библиотека в клубе была что надо, всем библиотекам библиотека. Была детская библиотека и взрослая. В детской я перечитал всё, что можно было. У заведующей я был в почете, входил в «элиту», когда приходили дефицитные новые книжки типа «Урфин Джус и его деревянные солдаты», она их для меня «придерживала».
Очень хорошая была взрослая библиотека. Длинные ряды полок с книгами, можно было ходить, брать книгу, листать - никто тебя не подгонял. Заведующей была красивая интеллигентная женщина, добрая, но строгая, жаль не помню как ее звали.
В библиотеке был удобный и просторный читальный зал. Библиотека выписывала много периодики - и литературно-художественные журналы, и по технике , и по экономике, были энциклопедии, полные собрания сочинений Маркса-Энгельса-Ленина. Было много дорогих красивых изданий с большими репродукциями и фотографиями.
Я и мои друзья по детским годам - Валера Власов, Володя Баландин - и спустя 40 с лишним лет с благодарностью вспоминают библиотеку и ее читальный зал, студентами мы приходили сюда писать рефераты, готовиться к экзаменам. В зале всегда была рабочая тишина и все что нужно - было всегда под рукой.
= = = = = = = = = = = = = = = = =
И небольшое фотоприложение.
1. Клубная афиша.
Два кадра из моего семейного фото-кино-архива, где в кадр попала клубная афиша ( слева 1968г., справа 1971 г.) . Случайно, конечно - снимали ведь всегда людей, тратить пленку на какие-то здания и улицы и в голову не приходило.
2. Эстрадный ансамбль клуба ММЗ
1940-е или 1950-е - Эстрадный ансамбль клуба ММЗ.
В центре с саксофоном - бессменный руководитель ансамбля - Арнольд Тененбаум, рядом с ним с "чапаевскими" усами - д. Юра Фалько, отец моего друга детства и соседа по 1-ой Спортивной
Коли Фалько. В начале 1950-х в этой джаз-банде играла и моя мама, на фортепиано. Играли на танцах, зимой - в клубе, летом - в парке ММЗ.
3. Солистки детского танцевального кружка в клубе ММЗ.
Фотография Нины Гусевой, тоже жившей на 1-ой Спортивной улице ( на фото она слева)
Еще по теме:
Клуб ММЗ. Часть 1. Истоки.
Клуб ММЗ. Часть 2, Накануне. Клуб ММЗ. Часть 3. Проект.
Клуб ММЗ. Часть 4. Вокруг и внутри. Клуб ММЗ. Часть 6. Финал. Старые Мытищи. Клубный сад клуба ММЗ.