По трассе Нижний Новгород - Москва мы доехали до Вязников. И эта финальная точка в нашем путешествии встала как нельзя лучше.
Вязники город не туристический. Тут даже не найдешь на центральной площади какого-нибудь внятного места, чтобы перекусить. Вывеска "Кафе на Соборной" на красивом здании с острой крышей есть, а сама точка общепита отсутствует. Дверь закрыта, свет не горит. Да и собора на этой Соборной площади нет, потому что его разрушили при большевиках. Только колокольня торчит одна как перст.
Я почему-то думала, что она старинная, и это ее жители аккуратно, вроде как под "деловые нужды" в 1920-е годы отстояли. Нет, перепутала с другим городом, пытаюсь сейчас вспомнить, каким. А в Вязниках в 2006 году местный меценат, предприниматель в области строительства и автотранспорта, ныне владелец крупной компании по сортировке и сбору мусора М.Ю. Вительс "изыскал" сорок свай и забил
в фундамент будущей новой колокольни, точной копии прежней. Но потом работы остановились (понятно, почему - где каменное строительство такого масштаба и где бизнес в городе с населением 34 тысячи человек в момент финансового кризиса). Однако в 2018 г. стройку возобновили, и в 2019 г. на колокольню уже водрузили крест. То ли бизнес снова в гору пошел, то ли пошел, но гора рисковала стать Голгофой и нужны были индульгенции... не знаю, результат более чем впечатляет, и прочее неважно.
Казанский собор здесь был построен в 1670-74 гг., потом, как водится, его доделывали и перестраивали в XVIII-XIX вв., и был он очень красив. Его "ампутация" с площади чувствуется очень сильно: осталось голое пространство. Даже красивое обрамление не спасает.
Кстати, как пишут
авторы статей об истории этого храма, в 1922 году верующие сумели выкупить конфискованные церковные иконы с окладами из золота из серебра. В 1925 г. ценности все равно конфисковали, и судьба их неизвестна. Храм закрыли. В 1929 г. сломали колокольню, в 1936 году не оставили камня на камне вообще от всего ансамбля.
Вот так выглядел Казанский собор в Вязниках до 1929 г.
От былого великолепия сохранилась только
соборная часовня (1885 г.) на краю площади, около рынка.
А на звание неофициального символа города, по-моему, с большими шансами на победу претендует небольшое здание на центральной площади. Тут все сразу: и "Евростиль" на первом, каменном этаже старого купеческого дома, и худая, полуразрушенная крыша над деревянной мансардой. И в довершение - "Бавария" в доме рядом. А через дорогу в узорчатом особнячке - "Стройматериалы", которые, похоже, видит око Евростиля, да зуб неймет.
И все же в городке этом масса интересного и своеобразного.
Тут есть красивое пожарное депо 1892 г. постройки (ровесник моей бабушки), которое до сих пор использует МЧС. Цело здание
местного универмага, тоже модерн, 1916 г. (часы там со взорванной колокольни, вроде бы обещают вернуть, когда новостройка будет полностью готова, но не факт). Особняки и здания бывших присутственных мест с остатками былой роскоши. Даже краеведческий музей в Вязниках - это здание по проекту самого Баженова. Правда, проекту типовому, купец Кашин возвел. Музей тут с 1919 года. И в нем, кстати, хранится одна из подлинных паровых машин Уатта. Ну и масса прочего, от обязательных чучел до старинной мебели, картин и дамских платьев.
В музей мы не пошли - честно говоря, просто не хотелось, да и времени оставалось не так уж много на все про все. Просто погуляли по улицам, рассматривая какие-то детали. Там довольно живописно.
В этот раз на нашем пути было относительно мало церквей и полным-полно красивых «гражданских зданий». В том числе деревянных теремов и теремков.
Гордость Вязников, конечно, - изящные дома в стиле модерн, в том числе деревянные. Одно из них - так называемый «дом Кубасовых» на ул. Сергиевских, 17/8. Называют его так по имени дважды Героя Советского Союза космонавта Валерия Кубасова, который вроде бы здесь родился и жил. На самом деле, как пишут жители Вязников, нет, это
ошибка. Космонавт до 1958 года жил на ул. Мошина, 15, а в красивом деревянном здании были детские ясли, даже табличка видна на старых фото. Собственно, не так уж оно и важно, космонавт-не космонавт. Главное - на том спасибо, что не снесли. Имя космонавта, возможно, служило некоей "охранной грамотой". Как в свое время церковь в Мценске отчаянные краеведы смогли уберечь от сноса при постройке дороги: "Ее строил боярин Пушка! Предок великого поэта Пушкина!" (Ганнибалы тихо прятались в жито, но хитрость удалась).
Синий дом представляет собой этакий оммаж Шехтелю и зданию Ярославского вокзала в Москве, только в сокращенном виде.
Ярославский вокзал для сравнения
Даже если не знать, как этот дом выглядел изначально, он радует глаз. Если знать - видно, что и на крыше деталей поубавилось, и многое утрачено. Первыми жертвами экономии обычно становятся кокошники и слуховые оконца. Но эта печальная судьба постигла и другие вязниковские "теремки", и прочий модерн. Дом на ул. Сергиевских, можно сказать, еще отделался малой кровью.
А островерхие крыши-башенки "топориком" в Вязниках вообще любили - они есть и на каменных домах в центре, видела таких зданий как минимум два.
Вот так дом выглядел в 1970-х, когда здесь работали ясли.
Еще одна деревянная дача - на верхотуре, в другой части города, на улице Школьной, 15. Это во все путеводители включенная "дача С.Н. Татаринцева", местного купца. Хозяева не могут толком содержать старинный дом, и поэтому покрыли крышу жестью, при этом ликвидировали чудесные треугольные кокошники. Понятно, что дом частный, а такие восстановительные работы стоят дорого, но жалко очень. Дом, кстати, во многом похож на своего собрата из Гороховца. Возможно, один архитектор и проектировал. Только Гороховецкому терему повезло больше.
В записях архитектурных сообществ и блогеров в ЖЖ про дачу Татаринцева
остались фото того, что было. И рассказы подробные - очень советую прочесть, пройдя по ссылкам.
То, что было. Теперь вместо грозди кокошников и наличников в прямом и переносном смысле - жесть.
Рядом с этой дачей на Школьной улице наше внимание привлек огромный колодезный ворот фактически на пустыре. Спросили у хозяина ближайшего дома, который играл с собакой, - а что здесь было? Оказывается, колодец. Для нужд мелкого здешнего производства. Еще с шестнадцатого века он тут был, в XIX сделали нынешний. Только все прогнило и рухнуло, вот и засыпали. Давно, говорит, лет 10 назад.
Как выяснилось позже, артефакт этот имел название
«Колодец Любви», и сюда приезжали фотографироваться вязниковские молодожены. Параллели и метафоры просто напрашивались. Такая любовь, хоть топись. Ну и прочее.
Молодоженам, кстати, теперь предлагают более безопасное место -
"мост любви" около Музея песни и сквера в честь
поэта Алексея Фатьянова, местного уроженца. "Соловьи, соловьи", "Когда весна придет, не знаю", "Первым делом самолеты" и прочая советская лирика - это он сочинил. Беглое знакомство с историями из жизни Фатьянова изрядно поумерило музейно-скульптурный лоск, конечно.
Живой человек, талант, ревность, травля, алкоголь и всяческие нарушения режима. Умер он сорокалетним. Сложно, наверное, приходится музейным гидам, они-то должны вести эти рассказы с постными и благостными лицами. Проще спеть хором, благо слова все знают.
Памятник Фатьянову около музея несет на себе печать возвышенного вдохновения, а не споров с милицией - сколько сидеть, 15 суток или меньше. Или с коллегами по цеху, которые за непотребства исключали Фатьянова на полгода из Союза писателей. Рядом, на небольшой аллее, еще одна лирическая скульптура - семейная пара с детским самокатом.
А вот зданиям недалеко от дома Татаринцевых, в верхней части города, на улице Киселева, 40, можно считать, повезло. Это усадьба Сеньковых, замок в неоготическом стиле, с высокой башней и верандой на втором этаже, с домиком привратника. Говорят, что у прежнего владельца даже телескоп стоял на этой башенке.
Сейчас все за забором, но по сравнению с прошлым разом двухгодичной давности, когда я здесь была, прогресс налицо. Нормально восстанавливает "как было", уже практически закончен домик привратника. Терраса и башня приобретают правильный облик.
Рядом - очередной старинный высокий деревянный дом в три этажа. Явно многоквартирный и потому не в лучшем виде. Но весьма необычный. Хотя, справедливости ради, такие мы периодически встречали и в других городах. Например, в Ногинске, недалеко от Морозовского городка, на улице Тихой - сразу много похожих в ряд. Но там, насколько мне помнится, это типовой проект 1920-х гг., не дореволюционный. Скорее в Ногинске конструктивизм уже, чем модерн, но тут я не специалист, могу и перепутать. Поправят - только за.
Старинная церковь тут тоже есть, Троицкая, семнадцатый век и поздние обновления. Недалеко от нее есть смотровая площадка с видом на город. Мы туда решили не ходить, погода не способствовала, да и лучше было не задерживаться.
Спустились снова вниз, к центру, немного там погуляли.
Тот самый универмаг, где часы с разрушенной колокольни Казанского храма.
Это вообще было непонятно что за здание. Но зато колонны "в шубе".
Некоторые дома в Вязниках так и остались неувиденными. В том числе другая дача Сеньковых, тоже модерн, там сейчас туберкулезный диспансер. Перепутала адрес, забрались куда-то в дачные мрачные проулки, развернулись обратно. А он был на улице Киселева, 23, совсем недалеко.
Фото в интернете служат немым укором, но не слишком сильным. Необъятное, как известно, размера XXXL. А мой кругозор и возможности несколько поуже и руки коротки.
Рассказ о Вязниках я, честно признаю, "слила". Прошлась бегло и написала так же. Но вообще-то есть
подробные и толковые рассказы, а не только заметки каких-то экзальтированных дамочек на Дзене. Даже
целый курс видеолекций местного историка и краеведа.
Город жил вполне осмысленной, насыщенной и небедной жизнью. Вполне процветающий, купеческий, предпринимательский, довольно энергично развивавшийся, пока в упадок при советской власти не пришел.
Одна из местных историй - как всегда, «про любовь, семью и брак». Отсюда родом одна из местных дам, Мария Андреевна Орехова (в браке Демидова), которая никак не могла развестись с мужем-тираном, но хозяином в городе и "льняным королем". Умная, образованная, волевая женщина. Ее интересы в 1879 г. защищал знаменитый адвокат Федор Никифорович Плевако. За которого она впоследствии и вышла второй раз замуж - прямо с четырьмя детьми. Неофициально, поскольку бывший муж не давал развода. А двоих общих детей знаменитый юрист оформлял как «подкидышей» и дальше усыновлял. Браком они сочетались только после смерти номинального супруга, вместе прожили к тому времени 20 лет.
Но перемывать все эти кости как-то не слишком тянет, и без меня охотников полно.
-----------------
Ну и, собственно, из Вязников по трассе мы двинули прямиком в Москву, разве что по дороге остановились перекусить в придорожном кафе. Даже не слишком поздним вечером вернулись.
Дальнейшие абзацы сюда, конечно, как пришей понятно что куда, первая часть эпопеи давно прочитана и забыта. Но написаны - и пусть.
Со следующего дня началась работа, суета, ерунда какая-то, и никак не получалось нормально сесть и перебрать все эти фото и впечатления по одному, бережно и аккуратно. Просто держалась за них, как за разделительные поплавки в бассейне, выплывая из очередной порции черт знает чего. Зажмуриваясь, отплевываясь, снова нашаривая в памяти вот эти три нормальных, полнокровных, правильных и - ну каких? слово не подберу - дня.
Вот, выплыла вроде.
А недели через две после поездки опять сунулась в гайдаровскую повесть про всадников и с удивлением обнаружила, что прочитала-то я тогда лишь половину, первую часть. В полной уверенности, что на ней все и завершилось. Ну, открытый финал, ладно, и у Гайдара бывает, хоть и не характерно.
Оказывается, это на книжном сайте лежал только «ознакомительный фрагмент». А во второй части было накручено - ух. После падения с головой в реку, на камни - какие-то приключения, горцы, погони, девушки с черными косами, острые сабли, побеги, набеги, черт лысый, но в папахе и с кынжалом…
Читала и удивлялась - что такое? Надуманно, пестро, неубедительно. Лубок какой-то, чеканка с базара, дурной приключенческий фильм. Ну не бывает такого у ясного, честного, лаконичного, как он сам любит говорить о чем-то важном - «крепкого» Гайдара. Пока не дошла до последней страницы:
«Далекий сон - страна умирающих рыцарей, страна железных кольчуг и каменных замков - этот сон уплыл прочь.
И доктор Владикавказской нервной клиники, не Моисей Абрамович пожимал мне руку и говорил:
- Ну, смотрите, больше никаких потрясений. Травма. Истеропсихо… Образ жизни - самый регулярный. Больше пейте молока, и чтобы никаких Хевсуретий.
Я вышел на улицу. Легкое солнце… Мягкой улыбкой расплывалась золотистая осень. Я жадно хлебнул глоток свежего воздуха и улыбнулся сам.
- Хорошо жить!
<…> Девять суток плыл пароход по Волге от Сталинграда вверх.
Девять суток я выздоравливал час за часом. И когда на десятые заревела сирена у пристани, где кончался мой путь, когда замелькали знакомые дома, прибрежные бульвары и улицы, я смешался с веселой, бодрой толпой и сошел на давно покинутый мною берег…
И вот я, вернувшийся из очередного путешествия по обыкновению ободранным и усталым, валяюсь теперь, не снимая сапог, по кроватям, по диванам и, окутавшись голубым, как ладан, дымом трубочного табака, думаю о том, что пора отдохнуть, привести все в систему..»
Ну вот, все встало на места.
Иногда даже сразу не поймешь, что в твоей жизни реальность, а что - горячечный бред. Второе очень любит прикидываться первым, доказательства приводит, документы выдает, даже награды вручает и делает фото. Бред всегда ярче, успешнее, на круг сильнее и пытается захватить целиком. Дай бог не поддаться, но силы не безграничны, сроки тоже.
Тоже не всегда понимаю, где что. Зато точно знаю - как и Гайдар, как кто угодно, "что мне надо". Что мне нравится и чего очень не хотелось бы утратить. «Чувство реальности» не предлагать, спасибо.
Вся поездка:
Часть 1. Предварительно-литературная. Гайдар и совсем другие
https://ejidna.livejournal.com/349673.htmlЧасть 2. Арзамас: литература, гуси, монастыри
https://ejidna.livejournal.com/349881.htmlЧасть 3. Арзамас: деревянные дома и Эйфелева башня
https://ejidna.livejournal.com/350048.htmlЧасть 4. От древнерюса до Монферрана. Крутой Майдан, Григорово, Большое Мурашкино, Богоявление, Румянцево и окрестности
https://ejidna.livejournal.com/350229.htmlЧасть 5. Вечер в Нижнем Новгороде
https://ejidna.livejournal.com/350486.htmlЧасть 6. Гороховец
https://ejidna.livejournal.com/350775.htmlЧасть 7. Вязники
https://ejidna.livejournal.com/351198.html