Храм Христа Спасителя. Часть 8

Nov 29, 2016 17:19

Продолжение.
Начало: http://eho-2013.livejournal.com/897765.html
http://eho-2013.livejournal.com/898379.html
http://eho-2013.livejournal.com/899588.html
http://eho-2013.livejournal.com/901597.html
http://eho-2013.livejournal.com/902436.html
http://eho-2013.livejournal.com/903207.html
http://eho-2013.livejournal.com/905776.html

Росписи для Храма Христа Спасителя делал и Виктор Васнецов, с именем которого связывают возрождение церковной живописи. Живописцы XIX века нередко видели в росписях для церквей лишь возможность хорошо заработать. Позиция Виктора Васнецова, сына сельского священника из Вятской губернии, была и честнее, и нравственнее.


Виктор Васнецов. Спаситель

«Я крепко верю в силу идей своего дела, - писал он В.Д. Поленову, - я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела - как украшение храма - это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства... Я не отвергаю искусство вне церкви - искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа - где оно может - но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной человеческого духа - с человеческим идеалом».



Виктор Васнецов. Богоматерь с младенцем

Конец 1870-х - начало 1880-х годов был для Васнецова непростым периодом. Трудно представить, но его работы, ставшие классикой отечественной живописи, подвергались резкой критике, его не понимали, осмеивали. В воспоминаниях М.В. Нестерова нашли отражение давние художественные споры: «Попробую взглянуть на пройденный им путь, на его великое наследие с возможной объективностью. Мои отношения к этому большому художнику не были одинаковыми, они менялись. Когда-то, в юношеские, ученические годы, когда Васнецов резко порвал с «жанром», так своеобразно им показанным в его картинах «Чтение военных телеграмм» (1878), «Преферанс» (1879).., когда Виктор Михайлович пришел к сказкам, былинам, написал свою «Аленушку» (1881), когда о нем заговорили громче, заспорили, когда он так ярко выделился на фоне передвижников с их твердо установившимся «каноном», - тогда новый путь Васнецова многим, в том числе и мне, был непонятен, и я… пожалел о потере для русского искусства совершенно оригинального живописца-бытовика, а появление его «Трех царевен подземного царства» (1881), с одинаковым увлечением поносили как «западники», так и «славянофилы». Ругали их и неистовый Стасов, и горячий патриот Иван Сергеевич Аксаков в своей «Руси». Стасов кричал: «Так и Василий Петрович Верещагин напишет» (Василий Петрович Верещагин был малодаровитый профессор Академии художеств *, писавший на темы былин и русской истории)».
Работы В.М. Васнецова, выполненные для Храма Христа Спасителя, показали современникам, что появился зрелый мастер с высоко духовным подходом к воплощению религиозной темы.

…Я истинно верую, что именно русскому художнику суждено найти образ Мирового Христа.

Из письма В.М. Васнецова Е.Г. Мамонтовой



Виктор Васнецов. Эскиз "Христос в терновом венце"

Росписи Васнецова, истинного представителя «русского» стиля, в Храме Христа Спасителя и церкви в имении мецената Саввы Мамонтова Абрамцево (построенной по собственному проекту художника), послужили поводом для приглашения мастера в Киев, где он в 1880-е годы выполнял все основные работы по росписи Владимирского собора. Этот этап занял более десяти лет в жизни Васнецова; в росписях Владимирского собора он продолжил искания, начатые в дни работы над убранством Храма. К счастью, Владимирский собор Киева уцелел, и его росписи, выполненные лично Васнецовым, либо по его эскизам другими художниками, к примеру, Нестеровым, считаются непревзойденным шедевром.


Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира,фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве

Васнецов обратился к традициям средневековой храмовой живописи. Впрочем, сам художник говорил об этом так: «Не могу согласиться, хотя мне это и приписывали, что я хотел… повторить византийские каноны красоты... Я стремился в своих писаниях идти от жизни, от привлекавших меня в ней людей, но одевал их, конечно, в соответствующие по времени одежды. Припоминая волнующие меня образы прошлого, я всегда учитывал, что творю в канун двадцатого века».


Виктор Васнецов. Эскиз "Сошествие в ад" из собрания Третьяковской галереи

К несчастью, работы Васнецова, выполненные для Храма Христа Спасителя, погибли, и составить какое-то представление о них можно только по копиям (иногда - авторским) и воспроизведениям его эскизов, украшающим другие церкви. Образы, написанные Васнецовым по мотивам его работ для Храма Христа Спасителя, имеются в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, русской церкви Св. Марии Магдалины в Дармштадте, Георгиевского храма в Гусь-Хрустальном, собора Александра Невского в Варшаве… Копии росписей московского Храма, сделанные по эскизам В.М. Васнецова, украшают церковь Троицы в селе Шарапово Шатурского района, нижегородский храм Всемилостивейшего Спаса, Боголюбский собор Козлова (Мичуринска) и другие.


Сергий Радонежский. Икона Виктора Васнецова для церкви в Абрамцево

Два родных брата, художники Константин Маковский (автор картин «Дети, бегущие от грозы», «У околицы») и Владимир Маковский (автор картин «Свидание», «На бульваре») тоже принимали участие в росписи Храма Христа Спасителя. Для них Храм имел особое значение - их детство и юность прошли по соседству, в доме Дворцового ведомства у Каменного моста, где была квартира их отца Егора Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Можно сказать, они росли вместе с Храмом… Как и третий брат, Николай Маковский, запечатлевший Храм на своих пейзажах.


Николай Маковский. Вид из Замоскворечья

И Константин, и Владимир Маковские принадлежали к Товариществу передвижников. Константин Маковский даже был в числе основателей Товарищества, но через несколько лет вернулся к академизму. А Владимир остался верен идеалам передвижников. Однако, несмотря на теоретические расхождения, эскизы росписей Храма, выполненные братьями-художниками, настолько родственны по духовному наполнению и манере письма, что можно подумать, над ними работал один человек.


Константин Маковский. Христос среди учителей

Это было особенно очевидно на выставке в Русском музее, посвященной творчеству родственного клана Маковских (2009 год), где эскизы и рисунки для оформления Храма, собранные из музеев и частных коллекций Санкт-Петербурга, Москвы и других городов, предстали одновременно в одной экспозиции.


Владимир Маковский. Иисус Христос

Как бы ни складывались отношения художников между собой, при работе над Храмом Христа Спасителя им удалось выступить единой творческой командой (может быть, благодаря строгому руководству Комиссии по возведению Храма). Работы столь разных мастеров соединялись в гармоничное целое. И утрата этих уникальных росписей, о которых теперь можно судить лишь по эскизам, копиям и случайно уцелевшим единичным работам, - невосполнимая потеря для отечественной культуры. От давних баталий между академистами и передвижниками в двадцать первом столетии можно отвлечься - искусство замечательно именно многообразием стилей, художественных решений и творческих подходов.


Заалтарная роспись "Рождество Христово", восстановленная Николаем Мухиным



Когда прошло 30 лет от дня основания Товарищества передвижников, новому поколению художников их картины тоже стали казаться устаревшими, закосневшими в своем унылом «критическом реализме». В начале ХХ века зародилось новое направление - неоакадемизм, или неоклассицизм, представители которого переосмыслили наследие академической школы, развивая эстетику Серебряного века... Более благожелательного взгляда удостоилось и живописное убранство Храма Христа Спасителя.
Кредо нового течения сформулировал Александр Бенуа: «Красота есть последняя путеводительная звезда в тех сумерках, в которых пребывает душа современного человечества. Расшатаны религии, философские системы разбиваются друг о друга, и в этом чудовищном смятении остается один абсолют, одно безусловное откровение - это красота. Она должна вывести человечество к свету, она не должна дать ему погибнуть».

* Стараясь быть объективным по отношению к Васнецову, на Верещагина Нестеров свою объективность не распространил.

Продолжение следует...

Васнецов, православная церковь, живопись, художники, история Москвы, Маковский, Храм Христа Спасителя

Previous post Next post
Up