Храм Христа Спасителя. Часть 4

Nov 20, 2016 20:25

Продолжение.
Начало: http://eho-2013.livejournal.com/897765.html
http://eho-2013.livejournal.com/898379.html
http://eho-2013.livejournal.com/899588.html



Работа над скульптурным декором Храма продолжалась семнадцать лет. В качестве скульпторов были приглашены П. Клодт (барон Петр Якоб Клодт фон Югенсбург), Н.А. Ромазанов, А.В. Логановский. Правда, барон Клодт с его громкой славой (он - автор скульптурных композиций на Аничковом мосту, памятника Крылову в Летнем Саду и конной статуи Николая I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге) для украшения Храма Христа Спасителя сделал намного меньше других мастеров. Ему принадлежало лишь двенадцать работ, правда, среди них были такие значительные, как фигуры Стефана Пермского, Михаила и Федора Черниговских, апостола Андрея и великомученика Георгия, святителей Петра и Алексея Московских. Остальные скульптуры были выполнены другими мастерами, причем западный и южный фасады Храма полностью украшали только горельефы Логановского.
Этому скульптору принадлежала и знаменитая многофигурная композиция «Преподобный Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами», случайно уцелевшая при разрушении Храма. (Собранный из обломков оригинал горельефа ныне можно увидеть на внутренней стене Донского монастыря). Симметрично «Преподобному Сергию…» на северном фасаде размещался равнозначный по художественной и мемориальной ценности горельеф Логановского: «Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков», но с этой работой мастера ныне можно ознакомиться лишь на старых фотографиях. Та же печальная судьба постигла и другие высоко оцененные современниками скульптурные композиции, как и круглые надвратные барельефы с образами Христа Спасителя и трех ликов Богородицы и многое, многое другое…



К несчастью, Александр Логановский, талантливый скульптор, создавший десятки выдающихся работ для украшения Храма Христа Спасителя, ныне малоизвестен. Храм-памятник был делом жизни мастера, слишком рано, в 43 года (в 1855 году) покинувшего этот мир, даже не успев увидеть завершение строительства и освящение Храма. И практически все его творческое наследие было варварски уничтожено. Кроме пяти работ *, попавших в Донской монастырь (среди которых композиция «Давид, идущий с триумфом после победы над Голиафом» и фигура «Мириам, воспевающая победу своего народа над врагами», считающаяся одним из лучших женских образов в монументальной скульптуре девятнадцатого столетия), сохранились два барельефа в нишах Исаакиевского собора, да скульптура «Юноша, играющий в свайку», удостоенная большой золотой медали Академии художеств и установленная у Александровского дворца в Царском Селе.



Реконструированные врата Храма

Уникальное художественное явление представляли и врата (двери), ведущие в Храм. Работал над ними скульптор Федор Толстой. Получив заказ в 1847 году, он делал модель каждой двери с горельефами из глины, потом представлял эскиз в гипсе на утверждение императора, а потом, по словам самого скульптора, «посредством гальванопластического тока» двери отливались «бронзовым мастером Шопеном».
Фигуры Саваофа, Божьей матери с младенцем, Христа, евангелистов, ангелов и святых были выполнены настолько мастерски, что Федор Толстой получил благодарность императора и звание профессора скульптуры Академии художеств.



Первое, историческое здание Храма. Фото отсюда: http://humus.livejournal.com/3747698.html

Работы над живописным украшением Храма тянулись несколько десятилетий, практически до 1880 года. Изначально их курировал митрополит Филарет, а после его смерти - специальная Комиссия, придерживавшаяся замыслов митрополита. Поскольку в плане Храма лежал равноконечный крест, это определило его архитектурное пространство - четыре крыла, расходящиеся на все стороны света; художественное убранство каждого из них было посвящено своей теме. Живопись главного, восточного крыла с мраморным алтарем повествовала о Рождестве и земной жизни Христа. В южном крыле был устроен придел Св. Николая, покровителя императора Николая I, в царствование которого велись основные работы по строительству Храма; сюжеты росписей никольского придела касались событий ветхозаветной и новозаветной истории Вселенской Церкви. На севере располагался придел Св. Александра Невского, небесного покровителя Александра I, давшего обет воздвигнуть Храм (и еще двух русских императоров: Александра II, завершившего построение Храма, и Александра III, в царствование которого произошло его освящение). Здесь росписи представляли историю развития Государства Российского под сенью Православия, как олицетворение византийской идеи «симфонии Церкви и Государства». В западном крыле прославлялась Русская Православная Церковь и изображались созидатели и хранители Православия на Руси, основатели святых обителей и молитвенники за русскую землю.
Над арками, обращенными в центральное пространство Храма, размещались списки с чудотворных икон Божьей Матери, покровительствующие русской армии в Отечественной войне. Те же образы, что на внешних фасадах Храма были представлены в скульптуре, здесь нашли живописное воплощение.

* Шестая работа, оказавшаяся в Донском монастыре - фигура воина - принадлежит скульптору Н.А. Ромазанову.

православная церковь, история России, история Москвы, скульптура, архитектура, Храм Христа Спасителя

Previous post Next post
Up