Вместе весело шагать

Aug 23, 2015 08:27



«Эффектом толпы» объясняют те чудовищные деяния, до которых составляющие толпу люди никогда не опустятся поодиночке. Мало того, не только хаотическая толпа, но и иерархическая организация приводит к тому же результату: «Я ни в чем не виноват, я только исполнял приказы». Получается, что всякое объединение - зло, потому что приводит к деградации ( Read more... )

общество, жизнь

Leave a comment

Comments 66

hyperboreus August 23 2015, 14:09:27 UTC
мы обязаны именно своей способности объединяться//

Так ли уж панацейна эта способность? Достаточно вспомнить, что практически все произведения искусства созданы (или по крайней мере замыслены) творцами-одиночками; никогда еще никакое объединение людей не создало своего "Фауста" или Девятую симфонию. Ну, в лучшем случае "Большие пожары" ))

Reply

egovoru August 23 2015, 15:19:01 UTC
Верно, но ведь произведением искусства сыт не будешь? Кроме того, я могу предположить, что появлением искусства, как такового, мы тоже обязаны общественному образу жизни. Я даже склоняюсь к тому, что и само сознание - продукт этого образа, иными словами - результат социального взаимодействия между людьми. А?

Мысль же этого поста заключается в том, что возможно объединение без утраты индивидуальности, в том числе творческой. В смысле "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать" ;)

Reply

hyperboreus August 23 2015, 16:36:04 UTC
Сыт - не будешь. Но и порядочным человеком гора еды еще никого не делала, а? ))

Вполне возможно, что сознание это "результат социального взаимодействия между людьми". Равно как и наш организм - результат симбиоза клеток и бактерий. Равно как и клетка - результат слияния и взаимодействия неживых атомов. Равно как и атомы... Но мы же тут не редукционизмом занимаемся, а наоборот? Редукционизм, возможно, и позволяет понять генезис явления, однако совершенно точно не способен постичь его суть. Ибо суть - не сводима, но наоборот, все должно быть сводимо к ней. Поэтому мы или сводим творчество к чему-то более примитивному (социальным взаимодействиям) и тем самым прощаемся с его пониманием, либо не сводим - и в таком случае прощаемся с этим "примитивным". ;)

Reply

egovoru August 23 2015, 17:45:06 UTC
Я, конечно, не призываю сводить суть организма к простой сумме клеток. Напротив, я именно хочу сказать, что, если амеба тоже есть в своем роде "организм", объединение клеток привело к появлению чего-то качественно, а не просто количественно иного, чем амеба ( ... )

Reply


Вместе весело шагать livejournal August 23 2015, 21:04:36 UTC
User jorkoffski referenced to your post from Вместе весело шагать saying: [...] Оригинал взят у в Вместе весело шагать [...]

Reply


alek_morse August 23 2015, 21:16:12 UTC
А я ещё со школьных уроков нежно и по-товарищески люблю инфузорию-туфельку. Когда я думаю о биологии, я мысленно с ней :)

Reply

egovoru August 23 2015, 21:22:28 UTC
Тогда - специально для Вас - туфелька как звезда экрана! Попробую вставить видео прямо сюда, если не получится - дам ссылку. По-моему, это необыкновенно красиво, а? Особенно когда к двум caudatum в конце присоединяется еще зеленая бурсария - это у которой водоросли-симбионты. Прямо алмазы и изумруды, да?

Reply

alek_morse August 23 2015, 21:25:51 UTC
Красота.
Будто хрустальный башмачок Золушки зажил своей туфельной жизнью.

Reply

egovoru August 23 2015, 21:39:55 UTC
Точно!

Reply


vls_smolich August 25 2015, 13:35:00 UTC
Эффекту толпы -- в противовес:
коллективный мозговой штурм, когда действительно иногда какой-то просто слаженная мыслительная симфония получается.
Или когда люди выходят вместе после, к примеру, хорошего спектакля -- я вот, было дело, не раз ощущал какое-то единство с окружающими -- единство ощущений.
Наверное, что-то схожее наши деды ощущали, когда в атаку поднимались.
Да много чего.
Я думаю, дело не в объединении и даже не в единицах, из коих это объединение состоит, а в том, вокруг чего единицы объединились во множество.
То есть -- в слове.

Reply

egovoru August 26 2015, 01:39:32 UTC
А почему же "в слове"? Может быть, "в деле"?

Reply

vls_smolich August 26 2015, 13:10:59 UTC
Да нет, в слове. В идее. А дело -- это уже мы.

Reply

egovoru August 27 2015, 12:27:41 UTC
С одной стороны, действительно, вроде бы идея - наше все: один раз идеологически объединив людей для какого-нибудь одного дела, не нужно повторять все сначала для другого, аналогичного.

Но, с другой стороны, у нас ведь уже такой большой опыт того, что идея, даже самая замечательная, может привести к таким ужасным последствиям, которые без этой одержимости идеей, может быть, и не случились бы? Так что, мне кажется, все же полезно помнить, что не человек для идеи, а идея для человека ;)

Reply


deadmadcat February 21 2017, 06:34:43 UTC
Наверно, это закрепилось, потому что в среднем работает на пользу организму (впрочем, полезно ли это современным людям, это вопрос). Если все вдруг побежали влево, это неспроста. Скорей всего, надо тоже бежать влево. Это может оказаться ложной тревогой, но может и не оказаться. И в последнем случае, если не реагировать на коллективное поведение или хотя бы просто долго думать, реагировать или нет, есть все шансы попасть в зубы к хищнику. Причем это вполне работает, даже если толпа состоит из неродственников совсем (многовидовые стаи рыб, стада копытных). А в организме, думается, другой механизм. Чтоб он состоялся, все клетки должны быть клонами друг друга. В обществе накладывается и то, и другое (и еще много другого, не упомянутого).

Reply

egovoru February 21 2017, 13:28:53 UTC
"в организме, думается, другой механизм. Чтоб он состоялся, все клетки должны быть клонами друг друга"

Да, это существенное обстоятельство. То же самое относится и, например, к колонии кораллов и даже к муравейнику. Более того, человеческая эволюция ведь тоже началась именно с родственных объединений: слово "клан" даже на слух весьма напоминает слово "клон" :) Другое дело, что люди способны также и к объединению по другим признакам.

Reply

deadmadcat February 21 2017, 15:10:26 UTC
А что там у кораллов? Я не очень в курсе.

Reply

egovoru February 21 2017, 23:41:34 UTC
А помните гидру из школьного учебника и ее вегетативное размножение (почкование), когда на боку у большой гидры образуется маленькая гидрочка? Вот так же и у ее "кузенов", кораллов. Только у гидры эти отпочковавшиеся гидрочки отделяются от материнской и переползают на другое место, а у кораллов они все остаются соединенными, образуя колонию (риф).

Reply


Leave a comment

Up