Где без питья и хлеба, забытые в веках

Oct 18, 2017 11:00



Имя Айн Рэнд всплывает в разговорах все чаще, так что мне тоже захотелось о ней высказаться. Продраться через 600 страниц ее magnum opus’a, который еще никто не похвалил за художественные достoинства, мне не под силу, так что я выбрала путь более короткий - ознакомилась со сборником ее статей.

Атланты держат небо на каменных руках )

неравенство

Leave a comment

mynameisanonym October 19 2017, 11:36:48 UTC
Атлант -это безусловно идеалистическая, расцениваемая многими как либертарианская, пропаганда. Безусловно, это некий крик души что ли. Идеализация-утопия, не берущая во внимание множество переменных , сводящих на нет благие намерения, ведущие в ад. Как теория Смита или Рэкардо, или идея построения коммунизма.

Reply

egovoru October 19 2017, 12:22:52 UTC
"Как теория Смита"

И все-таки теория Смита как-то симпатичнее, в частности, тем, что он ведь предполагает посильное участие каждого в рыночном обмене, а вот Ранд резко делит членов общества на "овец" и "козлищ". Мне в этом видится большевистская выучка, своего рода Стокгольмский синдром: с одной стороны, семья Рэнд пострадала от произвола большевиков, но, с другой стороны, она все же прониклась их мировосприятием :(

Reply

резко делит членов общества на "овец" и "козлищ" noname_rambler October 19 2017, 13:00:16 UTC
Но ведь это так и есть - если судить по вкладу индивидов в общественный котёл, "закон Парето" ещё никто не отменял, там сегодня соотношение наверное уже не 80 к 20, а гораздо круче.
Но вот что касается распределения - тут есть две несправедливости...
PS. Творений Рэнд я не читал.

Reply

Re: резко делит членов общества на "овец" и "козлищ" egovoru October 19 2017, 13:04:58 UTC
"если судить по вкладу индивидов в общественный котёл, "закон Парето" ещё никто не отменял"

Проблема в том, что оценить этот вклад не так-то легко: вот, говорят, что экономический результат открытий Фарадея намного превышает величину всех прошлых и будущих затрат общества на научные исследования, но кто может с уверенностью это подсчитать?

Reply

Re: резко делит членов общества на "овец" и "козлищ" noname_rambler October 19 2017, 13:15:39 UTC
"Оценивается" на самом деле место на социальной лестнице, и оно не очень то коррелирует с вкладом - это одна несправедливость.
Ну а вторая... её трудно сформулировать - чтобы тебя не поставили к виртуальной стенке и не расстреляли из виртуального пулемёта как латентного советофила...

Reply

Re: резко делит членов общества на "овец" и "козлищ" egovoru October 19 2017, 23:04:32 UTC
Мне кажется, что положение на социальной лестнице - это не вклад, а вознаграждение, которое мы получаем за свой вклад в совокупный общественный продукт, разве нет? Да, мы хотели бы, чтобы это вознаграждение было пропорционально вкладу, но вопрос в том, можем ли мы реально подсчитать этот вклад?

Отцы-основатели экономики, Адам Смит и Ко, предложили положиться в этом отношении на рынок. Но с рынком тоже есть проблемы - одну из них мы уже тут обсуждали, это монополии, а вторая - неучет стоимости экстерналий, таких как воздух, вода и т.д., что оборачивается их загрязнением, чреватым угрозой не только эконмической активности, но и самому нашему существованию на планете.

Reply

положиться в этом отношении на рынок noname_rambler October 20 2017, 03:58:55 UTC
В тредах к этому посту кажется было - это такая же утопия, как и все остальные. Может более эффективная что ли... Мягкая - в смысле софт пауэр, пресловутой "мягкой силы".
Если относиться к ней не как к панацее от всего, типа "одна таблетка и от насморка и от ... "
Ну и без остервенения. Брать пример с тех же американцев - раз уж мы взялись брать с них пример во всём (неплохая идея - если тоже без ... фанатизма) - и здесь тоже, вот они Маркса начали читать в своих Йелях - почему?

Reply

Re: положиться в этом отношении на рынок egovoru October 20 2017, 11:04:54 UTC
Разумеется, всякая идея - всего лишь идея, и она ничего не стоит, пока не проверена на практике. Как я уже заметила выше, у идеи рынка в процессе практической проверки быстро выявился ряд недостатков, но в целом ее все же следует признать более удачной - т.е., более способствующей экономическому процветанию общества, чем идею отмены частной собственности, или нет?

Reply

Re: положиться в этом отношении на рынок noname_rambler October 20 2017, 18:56:37 UTC
Да, если только Маркс прав со своей идеей практики, как критерия истины.

Reply

Re: положиться в этом отношении на рынок egovoru October 20 2017, 22:36:38 UTC
"практики, как критерия истины"

Не очень понятно, что называть "истиной", рассуждая о политических теориях? Ведь нас просто интересует, принесут ли они то, что обещают? Скажем, 3-я программа КПСС обещала, что тогдашнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Проверка этого утверждения состояла просто в том, чтобы дождаться и посмотреть, что будет.

Reply

Re: положиться в этом отношении на рынок noname_rambler October 21 2017, 04:00:52 UTC
Ну так не дождались ведь...
Если серьёзно, то с политическими (полит-экономическими в данном случае) всё просто, если без марксистских талмудических заморочек. Критерием их истинности (если без эмоций, "с научной точки зрения") может быть только то, насколько они обеспечивают устойчивость общества. Не обеспечили, общество пришло к краю пропасти, к развалу - всё, "до свидания", никакие оправдания "не канают", извините...
У "рыночно-демократической" тоже не всё в шоколаде - неспроста ведь у них там возрождается интерес к Марксу, и вот клоуна они себе выбрали в президенты... Сытые каталонцы тоже зачем-то ищут себе приключений.
Но (со вздохом) ... "нам бы их проблемы".

Reply

Re: положиться в этом отношении на рынок egovoru October 21 2017, 11:01:50 UTC
"Критерием их истинности <...> может быть только то, насколько они обеспечивают устойчивость общества"

Ну, так это же и есть "практика" :) Правда, одной устойчивости общества в качестве цели как-то маловато: скажем, общество Древнего Египта было, кажется, самым устойчивым из всех, известных в истории, но вряд ли нам с Вами захотелось бы там жить, правда? Ну, и недаром говорят, что для того, чтобы оставаться на месте, т.е., быть устойчивым, надо все время бежать, т.е., меняться :)

"неспроста ведь у них там возрождается интерес к Марксу"

Как я понимаю, в развитых странах он всегда сохранялся в определенных кругах - в значительной степени потому, что реалии советского строя так и остались тайной для многих за пределами СССР. Обозреватели, как, например, автор вот этой статьи в "Гардиан", действительно пишут о возрождении интереса к марксизму, в данном случае в Великобритании, но мне бы хотелось увидеть объективные цифры ( ... )

Reply

noname_rambler October 21 2017, 12:23:55 UTC
Общество Древнего Египта не было таким уж устойчивым. Оно периодически разрушалось и восстанавливалось - пока не появилось "альтернативы": персов, греков, римлян и оно не рухнуло окончательно. И оно двигалось конечно, одни реформы Эхнатона чего стоят. Для них это было сравнимо с нашим "красным проектом" (а самого Эхнатона некоторые египтологи сравнивают со Сталиным:)

Современный интерес к Марксу отличается от игры в марксизм левой европейской интеллигенции середины прошлого века именно тем, что всё все знают - и как это было и, главное, чем это закончилось. Вот именно - обладая всем этим знанием, читают (студенты, то есть - будущая элита) Манифест Коммунистической партии, Капитал (что-то там ещё, не помню). А Архипелаг Гулаг - не читают. Айн Рэнд - не читают (по крайней мере в топ этого забавного списка она не попадает ( ... )

Reply

egovoru October 21 2017, 12:46:12 UTC
"одни реформы Эхнатона чего стоят"

О, про Эхнатона у меня здесь есть отдельный пост! Только я написала его в самом начале, когда у моего журнала еще совсем не было читателей, так что на него никто не откликнулся - а там очень даже есть о чем поговорить :)

"Сегодня, раз нет сильного внешнего врага"

Как это нет? А исламский фундаментализм? И вообще мировой терроризм - Вы что, уже забыли речи Буша?

"происходит поляризация внутри, "расчёт" на орков и эльфов"

Возможно, Вы правы, а, возможно, так и всегда было - нужны цифры, иначе невозможно сделать сколько-нибудь объективное заключение.

"Вы не читали книжку нобелевского лауреата?"

Ту, что Вы упомянули - нет, но я как раз только что прочла другую того же автора и собираюсь скоро написать о ней здесь - следите за объявлениями :)

Reply

noname_rambler October 21 2017, 16:28:52 UTC
Что касается поляризации, тут важен вектор. Весь двадцатый век вектор был направлен в одну сторону, на уменьшение поляризации внутри общества, ну, типа - "больше социализма", плохо это или хорошо, я не готов обсуждать, есть весомые (для меня весомые) аргументы за и против ( ... )

Reply

egovoru October 21 2017, 16:50:08 UTC
"святая троица неоконсерватизма: Горбачёв, Тэтчер, Рейган ( ... )

Reply


Leave a comment

Up